Современную экономику невозможно представить без предпринимательства – деятельности граждан и юридических лиц, цель которых – получать прибыль, продавая товары, оказывая услуги или выполняя работы. Предпринимательская сфера представлена огромным числом субъектов, среди которых как крупнейшие государственные корпорации, так и мелкие предприятия. Особое место в предпринимательстве занимают субъекты, представляющие малый и средний бизнес, т. е. предприятия, которые не представляют собой крупные объединения и на которых трудится относительно небольшое количество человек [6, с. 113].
Современное российское законодательство регулирует правовое положение субъектов малого и среднего бизнеса (далее – МСП). Важнейшим нормативно-правовым актом выступает Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – ФЗ «О развитии МСП в России») [1]. Этот нормативно-правовой акт содержит не только дефиницию малого и среднего бизнеса, но также устанавливает принципы государственной политики в отношении предпринимателей. Законодательная база включает механизмы и регламенты содействия субъектам предпринимательства, формируя правовое поле для развития данного сектора экономики.
Микропредприятия, малые и средние предприятия, которые соответствуют законодательно установленным критериям и внесены в специализированный реестр, признаются субъектами МСП в соответствии с первым пунктом третьей статьи Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в России». Эти субъекты могут функционировать как в качестве ИП, так и юридических лиц [1].
Особого внимания заслуживает аспект защиты прав представителей малого и среднего бизнеса. Возможность использования правоохранительных механизмов для восстановления оспариваемых или нарушенных прав представляет собой право на защиту, которым, естественно, обладают субъекты МСП наравне с другими участниками правоотношений.
Защита прав малого и среднего предпринимательства включает несколько ключевых компонентов, учитывая возможность нарушения их законных интересов. Предприниматель может инициировать государственное принуждение через судебные инстанции, если его самостоятельные попытки решить проблему оказались безрезультатными [4, с. 62]. В арсенале защитных механизмов присутствуют различные инструменты воздействия на нарушителей, доступные бизнесмену. Кроме того, предприниматель имеет возможность использовать комплекс правоохранительных мер для отстаивания своих интересов при ведении бизнес-деятельности.
Субъекты малого и среднего предпринимательства обладают правом на защиту, схожим с правами других юридических субъектов, хотя существуют определенные особенности. Законодательство устанавливает, что государственное вмешательство в деятельность МСП возможно только в строго регламентированных случаях, что является одной из фундаментальных гарантий их деятельности [3, с. 17].
Специфика правовой защиты различных категорий МСП определяется их правовым статусом: малые и средние предприятия как юридические лица могут защищать свою деловую репутацию, тогда как индивидуальные предприниматели имеют расширенные возможности защиты, включающие также честь и достоинство, поскольку они являются физическими лицами.
Российское законодательство детально регламентирует деятельность малого и среднего предпринимательства. Законом закреплены фундаментальные права граждан на создание юридических лиц, ведение бизнеса и отстаивание своих экономических интересов. Важно отметить, что предприятия защищены от произвольного списания средств с их счетов государственными органами контроля, за исключением случаев, четко определенных в законе. При возникновении разногласий с контролирующими инстанциями представители МСП имеют право оспорить их решения через судебную систему.
Законодательством определены особые гарантии и права для представителей малого и среднего предпринимательства, формирующие основу государственной политики в сфере бизнеса. Специфика предпринимательских взаимоотношений обуславливает наличие уникальных прав у бизнесменов, таких как защита от недобросовестной конкуренции. Учитывая особенности данной области, субъектам МСП требуются специализированные механизмы и инструменты защиты их интересов. Можно констатировать, что представители малого и среднего бизнеса выступают полноправными участниками экономического пространства, располагая обширным спектром прав и возможностей [2, с. 23].
Существуют две основные категории сложностей в сфере охраны интересов представителей малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного надзора. К первой относятся недостатки в законодательной базе, ко второй - некорректные практики и ошибочные решения властных структур в процессе применения права. Государственные контролирующие инстанции способны нарушить права субъектов МСП даже в условиях отсутствия юридических коллизий и пробелов, что может проявляться, к примеру, в назначении необоснованно жестких санкций предпринимателям, допустившим нарушения.
Совершенствование механизмов защиты малого и среднего предпринимательства требует особого внимания. Нормальная деятельность бизнеса может существенно затрудняться даже при формальном соблюдении закона, как в случае с частыми внеплановыми проверками.
Решение системных проблем в данной области возможно через развитие специальных институтов. Эти организации, созданные для представительства интересов бизнес-сообщества, могут стать эффективным инструментом правовой защиты. Взаимодействие с законодательными органами через такие институты представляется одним из наиболее перспективных путей улучшения правового положения субъектов МСП в российских реалиях [7, с. 18].
Прежде всего, эффективность защиты прав бизнесмена значительно возрастает, когда Уполномоченный по защите прав предпринимателей выступает на его стороне, особенно в конфликтах с государственными контролирующими структурами. Такая поддержка крайне важна, поскольку в подобных ситуациях предприниматель находится в изначально невыгодном положении, сталкиваясь с властными органами.
Кроме того, необходимо найти баланс между стремлениями властей усилить контроль и увеличить налоговые поступления с одной стороны, и желанием представителей малого и среднего бизнеса минимизировать надзор и максимизировать свою прибыль с другой. Достижение такого компромисса возможно через вовлечение предпринимателей в процесс создания и обсуждения правовых документов и других механизмов взаимодействия.
Для совершенствования юридической защиты малых и средних предприятий предлагаются новые законодательные инициативы и подходы в правоприменении. Активнее следует использовать механизм счетов эскроу при наложении штрафов: средства будут списываться только если предприниматель не устранит выявленные нарушения по предписанию контролирующих инстанций. Важно снизить карательный финансовый аспект ответственности, применяя денежные взыскания исключительно в случаях, когда нарушения невозможно исправить в адекватные сроки или когда уже нанесен ущерб потребителям, окружающей среде и другим сферам. Также рекомендуется чаще применять предупреждения вместо штрафов для субъектов МСП, особенно при первичных и несущественных нарушениях [5, с. 59].
Предлагается внедрение трехлетнего интервала между плановыми проверками одного субъекта малого и среднего предпринимательства конкретным контрольно-надзорным органом, что существенно сократит количество инспекций по категориям.
После согласования внеплановой проверки с прокуратурой должен действовать строгий запрет на модификацию её предмета и оснований, включая любые дополнения.
Административные дела против предпринимателей и юридических лиц не должны возбуждаться без предварительного проведения контрольно-надзорных мероприятий, что станет важной мерой защиты бизнеса.
Предлагается наделить Уполномоченных по защите прав предпринимателей в регионах дополнительными полномочиями, позволяющими им выступать в качестве защитника в административных делах по запросу представителей малого и среднего предпринимательства. Данные рекомендации, как представляется, способны улучшить механизмы правовой защиты малого и среднего бизнеса, повышая их результативность как на уровне институтов, так и в сфере государственного надзора за предпринимательской деятельностью.
На текущем этапе развития малого и среднего бизнеса в нашем государстве особенно актуальна проблема недостаточного совершенства законодательной базы и системы правового регулирования предпринимательской деятельности. Эффективное функционирование предприятий в этом секторе возможно только при наличии правовых норм, которые не только регламентируют их работу, но и учитывают особенности малого и среднего бизнеса.