Содержание экологического воспитания имеет два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформация в отношение к природе. Знания – это обязательный компонент процесса формирования экологической культуры, а отношение – его продукт. Экологические знания способствуют развитию экологического сознания. Биоцентристы ставят в центр внимания природу, а человека, как ее составляющую часть как. Только знание о природе, дает возможность человеку правильно контактировать с ней и жить по его законам. Экологическая культура формируется в осознанно-правильное отношение к природному миру во всем его многообразии. Это, непосредственно, и отношение к себе, как составному звену природы.
Начальные основы экологической культуры формируются на основе контакта ребенка с предметно-природным миром: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Отвечающий дошкольному возрасту объём знаний об экологической культуре ребёнок, в дошкольном возрасте, получает в семье, детском саду, через средства массовой информации [7, с. 31].
Основополагающее условие в решении задач экологического образования представлено организацией развивающей предметной среды. Предметная среда вокруг ребенка влияет на формирование экологического мышления. Предметная среда обязана быть развивающей, это обеспечит прогресс в самостоятельной детской деятельности [5, с. 285].
К проблеме экологического образования дошкольников и создания предметно-пространственной развивающей среды в детском саду обращали свое внимание такие исследователи, как Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева, В.И. Ашиков, Т.П. Богданец. В их работах подчеркивается необходимость организации непрерывного экологического образования детей, фундамент которого закладывается на этапе дошкольного возраста. При этом авторы подчеркивают, что познавательному развитию ребенка в процессе экологического образования способствует специально организованная развивающая предметно-пространственная среда [3, с. 19].
В настоящее время существуют различные теоретические и методические работы, посвященные вопросам экологического образования дошкольников и созданию в детском саду особой предметно-пространственной развивающей среды. Отмечается разнообразие подходов к ее созданию в дошкольной образовательной организации. При этом исследователи едины во мнении, что для реализации экологического образования дошкольников необходима специальная развивающая среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
В современной научной литературе выделяют следующие элементы экологической предметно-пространственной среды:
- экологический кабинет;
- лаборатория;
- экологическая тропа;
- зооуголок;
- зимний сад;
- библиотека;
- опытный огородный участок;
- музейный клуб;
- мастерская, дизайн-студия;
- театральная студия;
- музыкальный зал;
- спортзал;
- бассейн;
- коридорные блоки;
- компьютерная комната;
- центры природы в помещении группы;
- фито-чайная;
- участки детского учреждения [4, с. 146].
Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы, рекомендуемые Рыжовой Н.А.: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомление с экосистемами парка, с приспособляемостью животных к среде обитания, включение игровых обучающих ситуаций в занятия, экскурсию, работу с календарями.
По мнению Бережновой С.В большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе конкретных наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети могут связать их прилет с наступлением весны [8, с. 104].
В процессе экологического образования предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении содействует:
– экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, экспериментов с природными материалами, использование природной основы в изо-деятельности и т. д.);
– экологическому эстетическому развитию (обращение внимания ребенка на окружающие природные объекты, формирование виденья красоты окружающей природной действительности, разнообразие его красок и форм);
– познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
– оздоровлению детей (использование экологически чистых материалов для оформления интерьеров, игрушек; грамотное оформление, озеленение территории; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; создание условий для экскурсий, занятий на воздухе);
– предпочитанию объектов природы перед искусственными объектами;
– формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);
– формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для систематического ухода за живыми объектами, воспитание ответственности, желания и умения сберечь окружающую природу) [1, с. 61].
Несмотря на осознание значимости процесса экологизации предметно-пространственной среды, имеется большой разрыв между теорией и практикой в дошкольных организациях. В первую очередь, связано с недостатком практических рекомендаций для педагогов по организации такой среды, что приводит к недостаточному использованию возможностей эколого-развивающей предметной среды в экологическом образовании дошкольников.