К вопросу о развивающей экологической среде в ДОУ

К вопросу о развивающей экологической среде в ДОУ

Дошкольный возраст является наиболее значимым периодом для формирования основ экологического мировоззрения и начал экологически ориентированной системы ценностей. В статье рассматриваются сущность и аспекты экологизации развивающей предметно-пространственной среды детского сада.

Аннотация статьи
экологическая культура
дошкольное воспитание
экологизация
развивающая экологическая среда
предметно-развивающая среда
экологическое воспитание
Ключевые слова

Содержание экологического воспитания имеет два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформация в отношение к природе. Знания – это обязательный компонент процесса формирования экологической культуры, а отношение – его продукт. Экологические знания способствуют развитию экологического сознания. Биоцентристы ставят в центр внимания природу, а человека, как ее составляющую часть как. Только знание о природе, дает возможность человеку правильно контактировать с ней и жить по его законам. Экологическая культура формируется в осознанно-правильное отношение к природному миру во всем его многообразии. Это, непосредственно, и отношение к себе, как составному звену природы.

Начальные основы экологической культуры формируются на основе контакта ребенка с предметно-природным миром: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Отвечающий дошкольному возрасту объём знаний об экологической культуре ребёнок, в дошкольном возрасте, получает в семье, детском саду, через средства массовой информации [7, с. 31].

Основополагающее условие в решении задач экологического образования представлено организацией развивающей предметной среды. Предметная среда вокруг ребенка влияет на формирование экологического мышления. Предметная среда обязана быть развивающей, это обеспечит прогресс в самостоятельной детской деятельности [5, с. 285].

К проблеме экологического образования дошкольников и создания предметно-пространственной развивающей среды в детском саду обращали свое внимание такие исследователи, как Н.А. Рыжова, С.Н. Николаева, В.И. Ашиков, Т.П. Богданец. В их работах подчеркивается необходимость организации непрерывного экологического образования детей, фундамент которого закладывается на этапе дошкольного возраста. При этом авторы подчеркивают, что познавательному развитию ребенка в процессе экологического образования способствует специально организованная развивающая предметно-пространственная среда [3, с. 19].

В настоящее время существуют различные теоретические и методические работы, посвященные вопросам экологического образования дошкольников и созданию в детском саду особой предметно-пространственной развивающей среды. Отмечается разнообразие подходов к ее созданию в дошкольной образовательной организации. При этом исследователи едины во мнении, что для реализации экологического образования дошкольников необходима специальная развивающая среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

В современной научной литературе выделяют следующие элементы экологической предметно-пространственной среды:

  • экологический кабинет;
  • лаборатория;
  • экологическая тропа;
  • зооуголок;
  • зимний сад;
  • библиотека;
  • опытный огородный участок;
  • музейный клуб;
  • мастерская, дизайн-студия;
  • театральная студия;
  • музыкальный зал;
  • спортзал;
  • бассейн;
  • коридорные блоки;
  • компьютерная комната;
  • центры природы в помещении группы;
  • фито-чайная;
  • участки детского учреждения [4, с. 146].

Разнообразие предметной и природной среды, которое окружает детей, помогает использовать в работе самые разнообразные методы, рекомендуемые Рыжовой Н.А.: длительные наблюдения за посадками в группе и на участке, ознакомление с экосистемами парка, с приспособляемостью животных к среде обитания, включение игровых обучающих ситуаций в занятия, экскурсию, работу с календарями.

По мнению Бережновой С.В большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет окружающая среда на участке детского сада. В процессе работы с детьми замечено, что они в ходе конкретных наблюдений легко могут установить связи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за птицами, дети могут связать их прилет с наступлением весны [8, с. 104].

В процессе экологического образования предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении содействует:

– экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, экспериментов с природными материалами, использование природной основы в изо-деятельности и т. д.);

– экологическому эстетическому развитию (обращение внимания ребенка на окружающие природные объекты, формирование виденья красоты окружающей природной действительности, разнообразие его красок и форм);

– познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);

– оздоровлению детей (использование экологически чистых материалов для оформления интерьеров, игрушек; грамотное оформление, озеленение территории; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; создание условий для экскурсий, занятий на воздухе);

– предпочитанию объектов природы перед искусственными объектами;

– формированию экологически грамотного поведения (навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями, экологически грамотного поведения в природе);

– формированию нравственных качеств ребенка (создание условий для систематического ухода за живыми объектами, воспитание ответственности, желания и умения сберечь окружающую природу) [1, с. 61].

Несмотря на осознание значимости процесса экологизации предметно-пространственной среды, имеется большой разрыв между теорией и практикой в дошкольных организациях. В первую очередь, связано с недостатком практических рекомендаций для педагогов по организации такой среды, что приводит к недостаточному использованию возможностей эколого-развивающей предметной среды в экологическом образовании дошкольников.

Текст статьи
  1. Баранова, Е.В. Инновационные технологии экологического образования посредством развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС в ДОУ/ Е.В. Баранова // Традиции и инновации в педагогическом образовании – Издательство УГПУ - 2018. – С. 60-64.
  2. Греханкина, Л.Ф. Экологическая деятельность обучающихся в развивающей образовательной среде / Л.Ф. Греханкина // Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций – Издательство «Академия социального управления» - 2017. – № 4. - С. 70-76.
  3. Загитова, Н.Ю. Современный подход к организации предметно-пространственной среды для экологического образования дошкольников / Н.Ю. Загитова // Естественнонаучное образование детей: проблемы, поиски, решения. – Издательство ООО «Спутник+» - 2016. – С. 18-25.
  4. Ильина, М.О. Развивающая экологическая среда: структура и компоненты/ М.О. Ильина // Журнал Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – Издательство Общество с ограниченной ответственностью "Максимал информационные технологии» - № 1-3 (6) – С. 145-147.
  5. Константинова, В.В. Роль предметно-развивающей среды для формирования экологической культуры дошкольников / В.В. Константинова // Журнал Таврический научный обозреватель. – Издательство «Мир науки»/ОГПУ - 2016. – С. 283-287.
  6. Осипова, О.Г. Создание предметно-развивающей среды территории дошкольных учреждений как средство экологического воспитания дошкольников/ О.Г. Осипова, Л.А. Соколова, О.П. Кириллова, Л.С. Альмагамбетова, А.К. Кужракаева // Журнал Sience time. – Издательство Индивидуальный предприниматель Кузьмин Сергей Владимирович - № 4 (16). - 2015. – С. 586-592.
  7. Осадчева, М.Н. Опыт создания развивающей экологической среды в доу и проектной деятельности по экологической тематике / М.Н. Осадчева // Журнал Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. – Издательство ООО «Обруч – 2015 - № 4. – С. 29-36.
  8. Ромашкина, А.К. Методика организации и использования экологизации развивающей предметной среды, как средства экологического образования детей в ДОУ/ А.К. Ромашкина // WORLD SCIENCE: PROBLEMS AND INNOVATIONS- 2018. – С. 103-106.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 апреля по 23 апреля
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
27 апреля
Загрузка в eLibrary
27 апреля
Рассылка печатных экземпляров
05 мая