Формирование репутации как фактор повышения конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения
научный журнал «Актуальные исследования» #20 (23), октябрь '20

Формирование репутации как фактор повышения конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения

В статье анализируются проблема формирования репутации как фактора повышения конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения в современных условиях. Раскрываются этапы процесса формирования репутации дошкольной образовательной организации: разработка рабочего «эскиза», проведение текущего контроля (SWOT-, PEST- анализы, соответствующие мониторинговые исследования), разработка оптимальной медиастратегии, материализация, овеществление целевой репутации в конкретных образцах рекламно-агитационной продукции и их тиражирование, реклама в средствах массовой информации, наличие интернет-сайта, проведение специальных рекламных акций.

Аннотация статьи
дошкольная образовательная организация
репутация дошкольной образовательной организации
конкурентоспособность образовательной организации
Ключевые слова

На рынке образовательных услуг между дошкольными учебными заведениями России постепенно возникает и усиливается конкуренция, которая актуальна как для коммерческих, так и государственных образовательных организаций. Одна из актуальных проблем, которая стоит перед руководством и коллективом детского сада заключается в формировании (или существенном совершенствовании) его имиджа, репутации. Актуальным в условиях реформирования образования является процесс формирования репутации организации (в частности, учебного заведения), который может быть направлен не только наружу, но и внутри организации. От направленной внутрь репутации зависит то, в какой мере члены организации идентифицируются с ней, а, следовательно, мотивационные характеристики их деятельности в организации и эффективность ее функционирования и возможности развития. Поскольку организация обычно имеет в своем составе ассоциированных членов, причем степень ассоциированности может быть разной, то граница между вариантами репутации, направленными наружу и внутрь организации, не всегда является четкой. В качестве ассоциированных членов дошкольного учебного заведения могут выступать родители воспитанников, спонсоры, выпускники прошлых лет, работодатели или представители следующих звеньев непрерывного образования, заинтересованные в выпускниках этого заведения, тому подобное [3].

Таким образом внутренняя направленность репутации приобретает для дошкольного учебного заведения особое значение. Ведь если, скажем, в организации ее сотрудники являются, прежде всего, исполнителями определенных функциональных ролей для реализации ее направленного наружу общественного назначения, то в педагогическом заведении его общественное назначение как раз и заключается в изменении (в определенном направлении) характеристик его основного контингента – воспитанников. В данном случае особенно значимым является непосредственной воспитательное воздействие направленного внутрь репутации заведения. Такая репутация является важным компонентом системы управления организацией.

Возрастающее значение в формировании репутации приобретает развитие внутренних коммуникаций и, прежде всего, отношения с персоналом, которые определяют большинство параметров имиджа организации: это и повышение мотивации труда работников, квалификации, демократичность в управлении, развитие обратной связи руководства, в том числе и через анкетирование, умение действовать в различных кризисных ситуациях и т. д. Как показывает практика, большинство руководителей образовательных учреждений обеспокоены увеличением своего материального благополучия, чем стратегической целью развития организации. Таким образом, четкой, целенаправленной, комплексной работы руководителей по созданию устойчивой благоприятной репутации образовательного учреждения не наблюдается, а это является огромным резервом в повышении конкурентоспособности, занятии достойного места рейтинга лучших дошкольных учебных заведений. Исходя из проблемы обострения конкуренции, дошкольные образовательные организации просто вынуждены более активно бороться за внимание потенциального потребителя их образовательных услуг – воспитанников, часто с привлечением нетрадиционных методов и подходов, которые ранее не были присущими сфере образования, а принадлежали исключительно сфере бизнеса: маркетинга, рекламы, паблик рилейшнз и др. Несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме формирования репутации дошкольного образовательного учреждения, многие аспекты остаются слабо изученными, в частности, нерешёнными остаются вопросы практической разработки комплекса мер, обеспечивающих формирование репутации дошкольного образовательного учреждения как фактора повышения конкурентоспособности [4].

Положительная репутация дошкольного учебного заведения, его привлекательность в глазах воспитанников и их родителей, объясняется стремлением (и возможностями) учреждения учесть интересы различных слоев потребителей, как в плане получения основного и дополнительного образования, так и в плане личностного развития участников учебно-воспитательного процесса. Существует ряд условий, которые необходимо учитывать, формируя положительную репутацию дошкольного учебного заведения [1]:

  • репутация должна быть адекватна реально существующему образу дошкольного учебного заведения;
  • должна адресоваться конкретной группе потребителей;
  • созданная репутация-образ дошкольного учебного заведения должна соответствовать характеристикам – динамичность, функциональность, пластичность, многогранность, относительная стабильность.

Положительная репутация учебного заведения в первую очередь зависит от руководителя. Именно руководитель должен постоянно обеспечивать новое качество учебного заведения; осознавать, что в основе прогрессивного развития лежит изменение характера деятельности и отношений внутри коллектива. Можно выделить такие качества успешного руководителя учебного заведения: лидерство, адаптируемость, личная стабильность, наличие команды единомышленников, умение ее создавать, владение основными функциями образовательного менеджмента, репутация, оптимальная открытость. Современный руководитель учебного заведения – это лидер в своем коллективе и управление деятельностью учреждения осуществляет с позиций лидерства [4].

Первым и не самым ответственным шагом руководителя на пути формирование положительной репутации современного дошкольного учебного заведения является осознание зависимости развития последнего от существующей репутации-образа. Разработка целевой репутации дошкольного учебного заведения как субъекта общественной, образовательного-культурной жизни (определение миссии, видения, создание концепции развития ДОУ проведения SMART-анализа).

Первым шагом является разработка рабочего «Эскиза», того «образа», в котором появится современное дошкольное учебное заведение на рынке образовательных услуг. Для выполнения этих пунктов первостепенное значение приобретают такие позиции управления образовательным учреждением:

I. Расширение, модернизация, специализация содержания образовательных услуг, высокий уровень качества образования. Большой вклад учебного заведения в развитие образовательной подготовки дошкольников, воспитание компетентной личности, усвоение детьми социально-культурных норм, развитие психических функций, творческих способностей воспитанников, формирование у детей стремления вести здоровый образ жизни.

II. Материально-техническое оснащение. Научно-методическое обеспечение. Сюда относятся управленческие действия, направленные на улучшение дизайна и материально-технического оборудования помещений, расширение и улучшение научно-методического обеспечения, яркой внешней атрибутики (наличие внешней символики) [5].

III. Развитие внутренних коммуникаций заведения. Систематическая работа, направленная на формирование положительного образа персонала образовательного учреждения, развитие педагогической, социальной, коммуникативной компетентности сотрудников, повышение уровня их организационной культуры, улучшение психологического климата в коллективе работников заведения, предоставление своевременной психологической помощи участникам образовательного процесса (воспитанникам и их родителям, работникам заведения). Создание положительного стиля дошкольного учебного заведения: налаживание взаимоотношений персонала с руководством, повышения мотивации труда работников, их квалификации, демократичность в управлении, развитие обратной связи, в том числе и через анкетирование, умение действовать слаженно в различных кризисных ситуациях. Для того чтобы определить эффективность проводимой работы, уровень достигнутых результатов, необходимость внесения корректив в процесс формирования репутации руководителя, нужно на каждом этапе работы устанавливать обратные связи, проводить текущий контроль. Здесь будут уместны SWOT-, PEST- анализы, соответствующие мониторинговые исследования [3].

Согласно полученным результатам разрабатывается оптимальная медиастратегия, основной задачей которой является такое размещение и периодичность представления репутационной информации, которая бы обеспечивала максимально возможный охват ею целевой аудитории (через интернет-ресурсы, организацию и проведение семейных праздников, «Дней отцовства», «Дней открытых дверей» и тому подобное).

От качества выбранной медиа стратегии зависит интенсивность текущей репутации рекламируемого объекта – детского сада. Выработка оптимальной медиа стратегии требует тщательного анализа различных вариантов возможного медиа плана рекламной кампании, каждый из которых должен опираться на результаты специальных мониторингов медиа исследований.

Следующим этапом является материализация, овеществление целевой репутации в конкретных образцах рекламно-агитационной продукции и их тиражирование, реклама в средствах массовой информации, наличие интернет-сайта, проведение специальных рекламных акций и др. Создание положительной репутации современного дошкольного учебного заведения – сложный, длительный, непрерывный процесс формирования прочной и высокой репутации, привлекательности учебного заведения на рынке образовательных услуг, создание ситуации успеха на всех уровнях его работы.

Выводы. Таким образом, вопросы формирования положительной репутации дошкольного учебного заведения, выступает одной из составляющих модернизации образования, является сегодня очень важным и необходимым. Формирование репутации учебного учреждения – это процесс, в ходе которого создается некий спланированный образ на основе имеющихся ресурсов. Целью создания репутации является повышение конкурентоспособности, привлечение инвестиций, установление и расширение партнерских связей.

Текст статьи
  1. Зинчук Н.А. Управление конкурентоспособностью учебного заведения: программа спецкурса для руководителей общеобразовательных учебных заведений / Н.А. Зинчук; АПН. «Ун-т менедж. образования». - М., 2015. - 19 с.
  2. Лазаренко И.Р. Формирование имиджа образовательного учреждения / И.Р. Лазаренко // Директор школы. М. - 2016. - № 11. - С. 36-39.
  3. Лысый А. П. Сущность понятия управления конкурентоспособным развитием предприятия / А.П. Лысый, Г.Г. Калина // Теоретические и практические аспекты экономики и интеллектуальной собственности, 2012. - Выпуск 2. - Том 1. - С. 41-43.
  4. Пискунов Н.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования / М.С. Пискунов // Мониторинг и стандарты в образовании. - 2017. -№ 5. - С. 45-51.
  5. Подготовка руководителя среднего учебного заведения. - М .: Миллениум, 2014. – 272 с.
  6. Почепцов Г.Г. Типы имиджей. / Г.Г Почепцов // A & PR Digest. - 2019. - №5. - С. 31.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 27 февраля по 05 марта
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
09 марта
Загрузка в elibrary
09 марта
Рассылка печатных экземпляров
15 марта