Главная
АИ #36 (271)
Статьи журнала АИ #36 (271)
Физкультминутка как основной помощник для воспитания детей с расстройством аутис...

Физкультминутка как основной помощник для воспитания детей с расстройством аутистического спектра

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

здоровье дошкольников
физическая активность
физкультминутка
профилактика утомления
здоровье сберегающие технологии
двигательная активность детей

Аннотация статьи

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста через использование физкультминуток в образовательном процессе. В условиях роста числа хронических заболеваний у детей и распространённости малоподвижного образа жизни особое значение приобретает формирование привычки к двигательной активности с раннего детства.

Текст статьи

«Здоровье – это главное жизненное благо», – так гласит народная мудрость.

В современном обществе наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, большинство детей страдают хроническими заболеваниями, нарушением опорно-двигательного аппарата.

Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни.

Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Роль движений для развития психики чрезвычайно велика. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем старше ребёнок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.

Если ребёнок мало двигается в этот период, это может привести к проблемам его психического и речевого развития. К сожалению, за последние годы увеличилось количество детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, речевыми патологиями. Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движений, плохо ориентируются в пространстве. Все это сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья и может привести к гиподинамии.

Любая организованная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Одним из самых эффективных способов предотвратить переутомление является смена деятельности, включение в образовательный процесс физических упражнений. Которые мы называем физкультминутками. Они снимают напряжение мышц, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.

Физкультминутка это – кратковременное (в течение 1-2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность, в процессах, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.

Значение физкультминуток: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:

  • Общеразвивающие упражнения – подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
  • В форме подвижной игры – подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с не сложными, хорошо знакомыми детям правилами;
  • В форме дидактической игры с движениями – хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по математике;
  • В форме танцевальных движений – используются между структурными частями занятия под звукозапись. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
  • В форме выполнения движений под текст стихотворения;
  • В форме любого двигательного действия и задания: отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Из этого может сделать выводы:

  • Физкультминутка не является обязательным режимным моментом, но опыт показывает, что введение ее в режим дня детей разных возрастов дает положительные результаты.
  • Физкультминутка способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность.
  • Физкультминутка носит активизирующий характер, не требует сложной координации и силовой нагрузки.
  • Проведение физкультминуток может привести к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

Комплекс здоровье сберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому – всё здорово!».

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания Москва – 2022 г.
  2. Ввозная В.И., Коновалова И.Т. «Организация воспитательной и оздоровительной работы для детей с РАС», М.: ТЦ Сфера, 2020 г.
  3. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия для детей с РАС. – М.: М.: Мозаика- Синтез, 2021 г.
  4. Рунова М.А. «Двигательная активность школьников с РАС» Москва, Мозаика – Синтез – 2021 г.
  5. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества детей с РАС. Игры, упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. – М.: ТЦ Сфера, 2020. – 176 c.

Поделиться

2

Казанцева Т. Н., Калинина Е. И. Физкультминутка как основной помощник для воспитания детей с расстройством аутистического спектра // Актуальные исследования. 2025. №36 (271). URL: https://apni.ru/article/13024-fizkultminutka-kak-osnovnoj-pomoshnik-dlya-vospitaniya-detej-s-rasstrojstvom-autisticheskogo-spektra

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#37 (272)

Прием материалов

13 сентября - 19 сентября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

24 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

8 октября