«Здоровье – это главное жизненное благо», – так гласит народная мудрость.
В современном обществе наблюдается тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Число заболеваний увеличивается с каждым годом, большинство детей страдают хроническими заболеваниями, нарушением опорно-двигательного аппарата.
Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных – малоподвижный образ жизни.
Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Роль движений для развития психики чрезвычайно велика. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Чем старше ребёнок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.
Если ребёнок мало двигается в этот период, это может привести к проблемам его психического и речевого развития. К сожалению, за последние годы увеличилось количество детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, речевыми патологиями. Дети, имеющие речевые нарушения, имеют проблемы с моторикой, координацией движений, плохо ориентируются в пространстве. Все это сказывается на общем физическом развитии и состоянии здоровья и может привести к гиподинамии.
Любая организованная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Одним из самых эффективных способов предотвратить переутомление является смена деятельности, включение в образовательный процесс физических упражнений. Которые мы называем физкультминутками. Они снимают напряжение мышц, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Физкультминутка это – кратковременное (в течение 1-2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность, в процессах, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).
Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.
Значение физкультминуток: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.
Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:
- Общеразвивающие упражнения – подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
- В форме подвижной игры – подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с не сложными, хорошо знакомыми детям правилами;
- В форме дидактической игры с движениями – хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по математике;
- В форме танцевальных движений – используются между структурными частями занятия под звукозапись. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
- В форме выполнения движений под текст стихотворения;
- В форме любого двигательного действия и задания: отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Из этого может сделать выводы:
- Физкультминутка не является обязательным режимным моментом, но опыт показывает, что введение ее в режим дня детей разных возрастов дает положительные результаты.
- Физкультминутка способствует укреплению организма ребенка, повышает его работоспособность.
- Физкультминутка носит активизирующий характер, не требует сложной координации и силовой нагрузки.
- Проведение физкультминуток может привести к сохранению и укреплению здоровья дошкольников.
Комплекс здоровье сберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому – всё здорово!».