С каждым годом детей с ЗПР становится все больше, поэтому в данное время особенно остро стоит вопрос об их обучении и воспитании.
Дети с ЗПР значительно отличаются от нейротипичных сверстников незрелостью эмоционально-волевой сферы, низким уровнем познавательной активности и ограниченностью знаний, нарушениями восприятия, внимания, памяти и работоспособности. Все эти недостатки приводят к серьезному отставанию в интеллектуальном развитии и трудностям в усвоении знаний школьниками с ЗПР.
Младший школьный возраст является крайне важным и очень ответственным этапом детства, в том числе в развитии мышления. Согласно Льву Семеновичу Выготскому, с началом обучения в школе мышление становится доминирующим познавательным процессом. Оно является фундаментом при овладении школьной общеобразовательной программы.
Благодаря хорошо сформированным мыслительным операциям ребенок обрабатывает получаемую в школе информацию и понимает связи и свойства различных предметов и явлений. А это напрямую влияет на успеваемость ребенка, на его мотивацию к учению и, в конечном счете, на самооценку. Несформированность же мыслительных операций заметно снижает эффективность обучения школьника.
У младших школьников с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза) фиксируются значительные нарушения всех мыслительных операций:
- дети увлекаются несущественными деталями и признаками, не замечая главного или выделяя незначительные признаки;
- не могут выделить части из целого и собрать целое из частей;
- не могут определить связи предметов и явлений;
- сравнивают предметы по несущественным признакам;
- чаще выделяют отличия, чем сходства;
- классифицируют чаще правильно, но не понимают, как объяснить правильный результат;
- операции абстрагирования и обобщения особенно недоразвиты (поэтому затруднено понимание смысла пословиц и метафорических выражений, дети не могут выделить главное).
Отставание в развитии мыслительных операций у младших школьников с ЗПР говорит о необходимости проводить специальную педагогическую работу по их развитию. Развитие мыслительных операций обеспечивается комплексной работой всех участников образовательного процесса с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей с ЗПР. В противном случае дети оказываются неспособными к усвоению общеобразовательной программы в отведенное время, у них часты трудности при овладении навыками чтения, письма и счета.
В требованиях к АООП НОО для обучающихся с ЗПР [5] выделяются: «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующим индивидуальным возможностям; овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами».
Целенаправленное развитие мышления младших школьников включает:
- развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе;
- развитие умения выделять главное;
- развитие умения сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий;
- развитие мыслительных операций анализа и синтеза;
- группировка предметов - самостоятельное определение основания группировки, выделение существенных для данной задачи признаков предмета;
- развитие умения понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи;
- активизация мыслительной творческой деятельности;
- обучение способам поиска решения задач.
Инклюзивное образование в России находится в стадии развития и в данное время существует множество проблем, связанных с нехваткой специалистов, которые могут в полной мере реализовать адаптированные программы, с отсутствием материально-технической базы и неразработанностью технологий развития и коррекции познавательной сферы школьников с ЗПР. Это обусловлено неготовностью общества к признанию лиц с ограниченными возможностями здоровья вообще и школьников с ЗПР в частности полноправными ее членами.
Учебная программа в общеобразовательных школах не учитывает специфические особенности развития детей с трудностями в обучении, школьники с ЗПР обычно осваивают программу в те же сроки и в том же объёме, что и дети без отклонений в развитии.
Полноценного развития детей с ЗПР можно достичь только в случае наиболее полного учета имеющихся у них отклонений и особенностей развития, в том числе при обучении школьников с ЗПР все стороны образовательного процесса должны выполнять ряд условий:
- соблюдение гигиенических требований по организации занятий (достаточный уровень освещения, проветривание помещения, соответствие мебели росту детей, и т. д.);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его возраста и индивидуальных особенностей;
- адаптация заданий с учетом возможностей ребенка (крупный текст, отсутствие «визуального шума» и т. д.);
- использование наглядного материала, понятного и доступного ребенку, в том числе схем, картинок, фотографий;
- развитие всех познавательных процессов, тесно связанных с развитием мыслительных операций (речи, внимания, памяти);
- развитие функций регуляции деятельности и самоконтроля;
- смена деятельности во время занятий с включением небольшой физической разминки.
Отметим, что если для школьников с ЗПР организована специальная педагогическая помощь, то они способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.