Современные исследования показывают, что значительно увеличивается количество детей с нервно-психическими расстройствами. Видимо поэтому в настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей. Важным помощником в решении этого вопроса являются нейроигры, как универсальный инструмент в работе педагога для создания новых нейронных связей. Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия у детей в дальнейшем является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Нейроигры – это комплекс упражнений и приемов, направленных на активацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Они ориентированы на оптимизацию речи в ее взаимодействии с другими психическими функциями и пространственными представлениями. Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др.), а так же развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются, прежде всего, здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников и обучающихся младшего школьного возраста. Нейропсихологические упражнения помогают оптимизировать работу педагога, внося новые способы взаимодействия педагога и ребенка, для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют активизации нарушенных функций.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры. Основная их задача – формирование новых нейронных связей. Именно нейронные связи помогают в формировании высших психических функций, в том числе и коррекции некоторых речевых нарушений. Нейроигры будут полезны для всех детей, а особенно для детей с особыми возможностями здоровья, это универсальный инструмент в работе педагога. Ежедневное применение нейроигр в работе с детьми способствует достижению следующих результатов: синхронизируется работа полушарий; повышается стрессоустойчивость, устойчивость и произвольность внимания, снижается утомляемость; развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений; совершенствуются мыслительная деятельность, память, речь. Какие проблемы можно решить с помощью нейроигры: если ребенок слишком активен, или, наоборот, медлителен; если ребенок не способен концентрироваться, долго «включается» в задание; если для переключения с одного задания на другое, ребенку необходимо время, ему сложно запомнить и выполнить инструкцию из 2-4 действий; если ребенок нетерпелив, раздражителен, возбудим, проявляет необоснованную агрессию, быстро утомляется, часто отвлекается.
Таким образом, использование нейроигр в практике работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста оправдано и способствует развитию личности ребенка. Нейроигры могут использоваться в своей деятельности не только педагоги и дети, но и их родители, повышая уровень своего интеллекта через развитие межполушарных связей. Но имея большие плюсы в использовании нейроигры, не стоит забывать, что они противопоказаны для детей при эпилепсии,·генетических симптомах психических расстройствах связанных с галлюцинациями.