Главная
Конференции
Наука в условиях глобальной нестабильности: уроки, прогнозы, адаптивные стратегии
Разработка эффективного методического обеспечения формирования исследовательской...

Разработка эффективного методического обеспечения формирования исследовательской компетенции учащихся при обучении химии

16 сентября 2025

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

разработка эффективного методического обеспечения
формирование исследовательской компетентности студентов
обучение химии

Аннотация статьи

Разработка эффективного методического обеспечения требует глубокого понимания не только предметной области, но и психолого-педагогических особенностей школьников соответствующего возраста, принципов дидактики и современных образовательных технологий. Необходимо учитывать возрастные особенности восприятия информации, уровни познавательной активности, а также специфику формирования учебных навыков и умений.

Текст статьи

Методическое обеспечение, это педагогическая категория, которая сама по себе является объектом исследования многих учёных. Однако, в этой статье мы обратились к изучению данного понятия, как важной части образовательного процесса, в котором методическое обеспечение определяется, как инструмент, необходимый для организации учебно-познавательной деятельности школьников.

В таком понимании методическое обеспечение перестает быть просто набором дидактических материалов или сборником методических рекомендаций. Оно становится динамичной, целостной системой, включающей в себя тщательно продуманную структуру содержания учебного предмета, адаптированные методы и приемы обучения, а также комплекс оценочных средств, направленных на мониторинг и коррекцию учебных достижений. Целью создания такого инструментария является обеспечение максимально эффективного и продуктивного образовательного процесса, учитывающего индивидуальные особенности и потребности каждого ученика [1].

При этом разработка эффективного методического обеспечения требует глубокого понимания не только предметной области, но и психолого-педагогических особенностей школьников соответствующего возраста, принципов дидактики и современных образовательных технологий. Необходимо учитывать возрастные особенности восприятия информации, уровни познавательной активности, а также специфику формирования учебных навыков и умений. Только в этом случае можно создать методическое обеспечение, которое будет не только информативным, но и мотивирующим, способствующим развитию у школьников устойчивого интереса к учебе и формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, в рамках нашего исследования, методическое обеспечение рассматривается как ключевой фактор повышения качества образовательного процесса. Эффективное методическое обеспечение способствует созданию благоприятной образовательной среды, стимулирует активность учащихся, обеспечивает индивидуализацию обучения и позволяет достигать высоких результатов в освоении учебного материала. Его разработка и внедрение требуют комплексного подхода, включающего анализ потребностей учащихся, учет особенностей учебного предмета и использование современных образовательных технологий [1].

Значение методического обеспечения заключается в том, что оно основано на содержании обучения и описывает весь комплекс способов практической реализации учебных занятий, одновременно позволяя контролировать их результат.

Использование методического обеспечения, направленного на формирование у учащихся общеобразовательных школ познавательных умений, даёт возможность создать в образовательном учреждении такие условия, при которых в полной мере будут реализованы требования государственных образовательных стандартов Республики Таджикистан, достигнуты планируемые предметные, метапредметные результаты образовательной деятельности.

Одним из ключевых элементов методического обеспечения, способствующего формированию познавательных умений, является разработка и внедрение активных форм обучения. Это предполагает использование проблемных ситуаций, проектной деятельности, исследовательских заданий, дискуссий и дебатов, которые стимулируют учащихся к самостоятельному поиску информации, анализу данных, формулированию гипотез и выводов. Применение таких методов позволяет не только усваивать учебный материал, но и развивать критическое мышление, умение работать в команде, а также коммуникативные навыки [2].

Важным аспектом является также создание дидактических материалов, адаптированных к возрастным особенностям учащихся и учитывающих их индивидуальные образовательные потребности. Это могут быть интерактивные учебники, мультимедийные презентации, обучающие видеоролики, игровые задания, которые делают процесс обучения более увлекательным и эффективным. Важно, чтобы такие материалы были не просто информативными, но и способствовали развитию у учащихся умения применять полученные знания на практике, решать конкретные задачи и проблемы [3].

Кроме того, необходимо уделять внимание организации систематического мониторинга и оценки уровня сформированности познавательных умений учащихся. Это предполагает использование разнообразных методов контроля, таких как тесты, контрольные работы, проекты, презентации, портфолио. Анализ результатов мониторинга позволяет выявлять проблемные зоны в усвоении учебного материала и корректировать методическое обеспечение, чтобы обеспечить достижение планируемых образовательных результатов каждым учащимся.

Педагогическая наука разработала широкую линейку методического обеспечения, посредством которого у школьников во время занятий химией формируются и развиваются познавательные умения. При этом такое обеспечение достаточно сложное по своему составу системное образование, компоненты которого исследовались учёными в соответствие с их профессиональными интересами. Однако, вопросы, связанные с выделением структуры методического обеспечения, его главных компонентов, до сих пор исследованы недостаточно. Часто проблема методического обеспечения, позволяющего эффективно формировать у учащихся общеобразовательных школ во время уроков химии познавательных умений, в таких исследованиях не являлась основной, а рассматривалась как составная часть другой научной задачи.

В связи с этим, возникает необходимость в систематизации и обобщении имеющихся данных о методическом обеспечении формирования познавательных умений на уроках химии. Требуется разработка четкой структуры, выделение ключевых компонентов и определение взаимосвязей между ними. Такой подход позволит не только глубже понять сущность методического обеспечения, но и создать более эффективные инструменты для педагогической практики.

Особое внимание следует уделить анализу существующих учебных программ, учебников, дидактических материалов, а также методических разработок уроков химии. Необходимо оценить их соответствие современным образовательным стандартам, выявить сильные и слабые стороны в контексте формирования познавательных умений. Важно рассмотреть, какие конкретно методы и приемы используются для активизации познавательной деятельности учащихся, развития их умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять полученные знания на практике [4].

Помимо этого, необходимо учитывать влияние информационно-коммуникационных технологий на методическое обеспечение процесса обучения химии. Использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, мультимедийных презентаций и онлайн-ресурсов может значительно расширить возможности формирования познавательных умений. Важно оценить эффективность различных цифровых инструментов и разработать методические рекомендации по их применению на уроках химии.

Социальная ситуация, в которой развивается современный школьник, влияет на содержание методического обеспечения. Это связано с тем, что сегодня глобальное информационное пространство изменило характер социального взаимодействия субъектов образовательного процесса. Информационные перегрузки стали обычным явлением в молодёжной среде, получившей доступ к различным способам освоения информации.

Таким образом, комплексное исследование структуры, компонентов и функций методического обеспечения формирования познавательных умений на уроках химии является актуальной и важной задачей, решение которой позволит повысить качество химического образования и подготовить учащихся к успешной деятельности в современном мире.

Список литературы

  1. Краевский, В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В.Краевский, А.В.Хуторской – М.: Академия, 2007. ‒ 352 с.
  2. Гельфман, Э.Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная ‒ СПб.: Питер, 2006. ‒ 384 с.
  3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. ‒ М: Педагогическое общество России, 1998, ‒ 640 с.
  4. Пак, М.С. Дидактика химии: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп / М.С. Пак. – СПб.: ТРИО, 2012, – 457 с.

Поделиться

3

Мусоджонзода Д. М. Разработка эффективного методического обеспечения формирования исследовательской компетенции учащихся при обучении химии // Наука в условиях глобальной нестабильности: уроки, прогнозы, адаптивные стратегии : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 сентября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13042-razrabotka-effektivnogo-metodicheskogo-obespecheniya-formirovaniya-issledovatelskoj-kompetencii-uchashihsya-pri-obuchenii-himii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#37 (272)

Прием материалов

13 сентября - 19 сентября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

24 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

8 октября