Широкое использование студентами для личных целей международных информационных сетей неизбежно требует целенаправленного внедрения в учебный процесс компьютера. В настоящее время компьютер, как техническое средство перспективно применять в рамках преподавания практически всех дисциплин разновозрастным группам студентов. Компьютер, мультимедийная и вспомогательная аппаратура могут быть использованы для организации издательства, электронной библиотеки, культурно-информационного центра, видео классов. Современные средства мультимедиа широко применяются также при проведении внеаудиторных мероприятий.
В пост компьютерном мире появление планшета только закрепило переход от компьютеров и ноутбуков к мобильным устройствам. Стремительный технологический прогресс в этой области развивается таким образом, что он трансформировал довольно примитивные мобильные телефоны в смартфоны, устройства с множеством функций. Нынешний ассортимент мобильных приспособлений достаточно широк и обеспечивает выполнение целого ряда разнообразных операций.
Существуют следующие виды мобильных аппаратов:
- Мобильные телефоны – переносные устройства коммуникации посредством речевых и текстовых сообщений;
- Смартфоны – мобильные телефоны с возможностью подключения к Интернету, проверки электронной почты, видеокамерой, GPS – навигатором и т. п.;
- Электронные коммуникаторы-ежедневники, представляющие собой карманные устройства для проверки электронной почты, назначение встреч и создания заметок;
- Портативные медиаплееры – персональные устройства с большим экраном, чем у смартфонов, позволяющие хранить и проигрывать аудио и видеофайлы, а также просматривать изображения, которые могут также иметь Интернет-соединения;
- Mp3 плееры – устройства для хранения, организации и проигрывания аудиофайлов, но которые не всегда поддерживают другие медиа-форматы;
- Игровые консоли – устройства для игр, видео, музыки и просмотра изображений;
- Нетбуки и планшеты – устройства малого веса, имеющие полный функционал настольного компьютера;
- Цифровые диктофоны и видеокамеры – небольшие устройства записи аудио и фото-видео в цифровом формате.
Многие из перечисленных мобильных устройств удовлетворяет требованиям, предъявляемым к техническим средствам обучения, а именно следующим:
- Функциональные – способность аппаратуры обеспечивать необходимые режимы работы.
- Педагогические – соответствие возможностей технических средств формам и методам учебно-воспитательного процесса, сочетаемость со словом преподавателя.
- Эргономические – удобство просмотр, ремонта и транспортирования, безопасность эксплуатации и уровня шума, минимальное количество операций при подготовке аппарата к работе и в процессе его эксплуатации.
- Эстетические – гармония формы, целостность композиции, товарный вид.
- Экономические – относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности.
Большинство преподавателей и студентов имеют в своем распоряжении мобильный телефон и пользуются мобильными технологиями. В настоящее время большинство абонентов мобильной сети достаточно активно используют навыки владения такими технологиями для своих личных целей, а также в учебном процессе. Это связано с их преимуществом, т. к. они обеспечивают гибкие, кастомизированные механизмы доставки информации, причем в разных форматах, круглосуточно и практически в любой точке мира, где есть Интернет. Мобильные устройства используются для связи, развлечения и получения информации, а также они используются в обучении. В связи с более широким развитием беспроводного Интернета мобильные приспособления становятся мощным инструментом обучения в целом и развития профессиональных навыков в частности.
Мобильное обучение – это любые виды обучения, которые осуществляются с помощью легких переносных электронных и компьютерных аппаратов. И хотя они изначально не были созданы для целей обучения, но мобильные устройства имеют большой потенциал использования в учебном процессе. Мобильному обучению гарантировано успешное внедрение в учебный процесс, так как оно привлекательно для студентов и в дополнении к традиционным моделям имеет целый ряд выигрышных характеристик, а именно:
- Обеспечивает спонтанность обучения;
- Мгновенность получения информации и доступа к ресурсам;
- Гибкость и кастомизация;
- Интерактивность и мультимедийность подачи материалов;
- Неформальность общения;
- Индивидуальный самоконтроль и самопроверка.
Применение мультимедиа и компьютеров уже сегодня существенно изменило роль и функции преподавателя и студентов, оказало значительное влияние на все компоненты процесса обучения: изменились методы совместной деятельности преподавателя и студентов, оказало значительное влияние на все компоненты процесса обучения: изменились методы совместной деятельности преподавателя и студентов; соотношение дидактических функций, реализуемых в системе «преподаватель – компьютер – студент». Это требует видоизменения методов и форм проведения учебных занятий со студентами.
При этом у части преподавателей имеются объективные опасения относительно использования мобильных устройств в учебном процессе. Здесь могут возникнуть проблемы доступности, учитывая малый размер экрана устройства или малый размер кнопок либо полное их отсутствие. Преподаватели также могут не иметь необходимых технических или методических навыков для создания мобильных обучающих ресурсов и оказании поддержки студентам, которые испытывают трудности в использовании мобильных устройств.
Однако дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении при помощи мобильных средств, следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Наглядность способствует развитию у студентов эмоционально-оценочного отношения к приобретенным знаниям. Выполняя самостоятельные задания, студенты могут убедиться в реальности техпроцессов и явлений, о которых узнают от преподавателя. А это, в свою очередь, позволяет студенту еще раз убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание студентов к самой дисциплине.
Применения технических средств обучения и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), однако, не исключает педагогических просчетов. Типичными ошибками, которые могут иметь место у преподавателей, могут быть следующие:
- недостаточная методическая подготовленность преподавателя;
- бесплановость, эпизодичность применения;
- перегруженность занятия техническими средствами.
В этом случае требуется тщательно выбирать методы совместной деятельности преподавателя и студента, сто предполагает реализацию обучающих компьютерных программ с учетом возрастных особенностей студентов и дидактических задач. В учебном процессе целесообразно реализовать следующие виды компьютерных программ: учебно-игровые, графические, иллюстрирующие, консультирующие, для проблемного обучения, тренинга, обучающего контроля.
Обучение с применением ИКТ должно строиться так, чтобы студент понимал, что поставленные перед ним задачи должен решать он сам, а не машина. Также за последствия принятых решений ответственность лежит на нем. С учётом этого преподаватель должен учитывать особенности обучающих компьютерных программ. Анализ аспектов можно проводить последующим направления:
- Психологический – предусматривает учёт влияния программы на мотивацию студента (отношение его к предмету, желание работать с техникой, интерес к новым знаниям);
- Педагогический – рассматривает, насколько программа соответствует общей направленности курса и способствует ли выработке у студентов правильных представлений по отдельным темам дисциплины, не противоречит ли нравственным нормам.
- Методический – способствует ли программа лучшему усвоению материала, правильно ли излагается материал, оправдан ли выбор предполагаемых знаний.
- Организационный – рационально ли спланировано использование компьютера и информационных технологий, достаточно ли отводится времени для выполнения заданий и соблюдаются ли гигиенические нормативы.
При наличии целого ряда преимуществ за счет использования компьютерных программ в обучении (адаптивность учебного материала, многотерминальность, интерактивность, подконтрольность) преподаватель должен знать и учитывать недостатки, имеющиеся у таких технических средств, к которым следует причислить следующие:
- Мыслительная пассивность обучаемого в следовании за указаниями компьютера.
- Перекладывание ответственности за результат работы на компьютер.
- Психологическая зависимость от компьютера.
- Ограничение общения.
- Снижение роли речи в развитии личности.
- Ослабление способностей к самостоятельному творческому мышлению в силу дигитализации обучающих программ.