Сотрудничество семьи ребенка с расстройством аутистического спектра со специалистами сопровождения дошкольного образовательного учреждения как фактор комфортного перехода на следующую ступень образования (из опыта работы)

В статье рассмотрены актуальные вопросы перехода ребенка с расстройством аутистического спектра на уровень начального общего образования, а также предложены методы осуществления посильной помощи родителям и коллегам.

Аннотация статьи
расстройство аутистического спектра
преемственность
детский сад
школа
Ключевые слова

Для людей из образовательной среды не секрет, что стратегия развития образования на сегодняшний день направлена на максимальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью в общество. Задачей образовательных учреждений является обучение с применением доступных материалов, помощь детям и их родителям в адаптации к социуму, коррекционно-развивающая работа, просвещение и консультирование. На сегодняшний день, школы и детские сады достаточно успешно выполняют поставленные задачи и мы, как специалисты, непосредственно работающие с детьми с расстройством аутистического спектра и не только, хотели бы поделиться опытом сопровождения перехода ребенка из детского сада в школу. Отметим, что данную группу открыли 1 сентября этого года, до нашей группы дети посещали другие сады или вовсе находились дома. А также, имеет значение уточнить, что дети в группе от 4 до 8 лет и имеют различные нозологии (не только расстройство аутистического спектра, но и задержку психического развития).

Мы с коллегами столкнулись с тем, что не каждый родитель вполне понимает систему работы школы. Поэтому нами для начала был проведен краткий экскурс в будущую школьную жизнь, с помощью наших коллег из школы, с которыми мы сотрудничаем в рамках преемственности. Отметим, что не каждому родителю легко дается перестройка своего времени, режима работы, поэтому мы считаем нужным заранее обговаривать данный вопрос. Исходя из реакции и высказываний родителей нами был продуман маршрут дальнейших мероприятий по снижению тревожности и плавному переходу на следующую ступень обучения.

Начнем с того, что больший процент успеха работы с любым ребенком зависит от включения и понимания родителей, от того, на сколько они способны слышать и слушать, осознавать и принимать проблему, на сколько они готовы работать с нами в тандеме. Поэтому, для любого специалиста, осуществляющего помощь, психологическую, логопедическую или какую-либо иную, всегда важно знать на сколько родители готовы включиться в работу. В нашем случае мотивация семей находилась на высшем уровне.

Однако, мы столкнулись с некоторыми сложностями и далее немного о них.

Во-первых, для родителей более приоритетным является мнение платного специалиста, ведь они руководствуются убеждением, что платный специалист не может ошибаться или быть менее компетентным "ведь мы платим ему деньги". Отсюда вытекают разногласия в методах работы и динамике развития ребенка. А также, некоторые рекомендации частного аналитика не подходят для реализации в государственном образовательном учреждении, а родители убеждены, что сделать необходимо именно так и никак иначе, что приводит к недопониманию.

Во-вторых, родители не всегда готовы следовать четким рекомендациям специалистов. Например, для ребенка с расстройством аутистического спектра, как и для любого другого ребенка, необходимо соблюдение четкого режима дня, однако, родители не могут следовать ему, вопреки постоянным рекомендациям тьютора, психолога и других специалистов.

В-третьих, мы столкнулись с тем, что у некоторых детей не отработан туалетный тренинг и отсутствует просьба о необходимости сходить на унитаз. Данная задача стала остро и мы сразу же принялись за работу, за прошедший период нам удалось достигнуть заметных результатов, однако, до стопроцентного решения данной проблемы еще далеко. Сложность заключается в том, что родители не готов принимать ситуацию такой как она есть и стараются дома облегчить свою жизнь, путем использования памперсов, что значительно усложняет нашу работу.

В-четвертых, за столь непродолжительный период работы, мы успели отметить, что у родителей явно завышен уровень притязаний по отношению к детям и их развитию, который подкрепляется сторонними людьми. Мы стараемся приглашать родителей на индивидуальные занятия вместе с ребенком, используем таблицы, где расписана норма и показываем какой объем необходимых знаний, умений и навыков на данном этапе усвоен. Конечно, такой метод встречается с довольно большим сопротивлением, однако небольших продвижений нам удалось достичь.

В-пятых, все-таки, о школе. Родители подходят к выбору будущего места обучения с точки зрения собственного удобства, в частности территориального. В нашем городе отрыто и успешно функционируют несколько ресурсных классов.  Конечно, наши рекомендации направлены на то, чтобы дети пошли в школу, где уже есть опыт работы с такими обучающимися, организована и отработана схема взаимодействия между специалистами сопровождения и семьей, а также имеется достаточная материально-техническая база.

Решая повседневные задачи и преодолевая сложности, в нашем небольшом коллективе выработалась стратегия работы по комфортному переходу воспитанников нашей группы в школу. Итак:

1. Просветительская и консультативная работа с родителями по актуализации информации о школьном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.

2. Проведение мастер классов и обучающих лекций по преодолению внутрисемейной тревожности, связанной с переходом ребенка из детского сада в школу.

3. Организация совместных с родителями индивидуальных занятий, для уточнения актуального уровня развития ребенка. Проведение мониторинговых исследований и ознакомление с ними родителей.

4. Разработка и проведение занятий с использованием школьной атрибутики, например, звонок. Проведение праздников и развлекательных мероприятий, используя школьную тематику.

5. Постоянная связь с образовательными учреждениями в рамках преемственности, для пополнения методических и практических знаний.

Хочется отметить, что в ходе обсуждения данной стратегии со всеми участниками образовательных отношений мы не услышали критики, а наоборот, нас поддержали и коллеги, и родители.

На данный момент мы вместе с семьями наших воспитанников находимся в шаге от новой ступени и стараемся сделать все необходимое для того, чтобы осуществить этот шаг легко.

Текст статьи
  1. Глебова, В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / В.В. Глебова – М.: Просвещение, 2013.
  2. Полякевич, Ю.В., Осина, Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет / Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осина – Волгоград: Учитель, 2012. - 185с.
Список литературы