Главная
АИ #20 (23)
Статьи журнала АИ #20 (23)
Сотрудничество семьи ребенка с расстройством аутистического спектра со специалис...

Сотрудничество семьи ребенка с расстройством аутистического спектра со специалистами сопровождения дошкольного образовательного учреждения как фактор комфортного перехода на следующую ступень образования (из опыта работы)

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

расстройство аутистического спектра
детский сад
школа
преемственность

Аннотация статьи

В статье рассмотрены актуальные вопросы перехода ребенка с расстройством аутистического спектра на уровень начального общего образования, а также предложены методы осуществления посильной помощи родителям и коллегам.

Текст статьи

Для людей из образовательной среды не секрет, что стратегия развития образования на сегодняшний день направлена на максимальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью в общество. Задачей образовательных учреждений является обучение с применением доступных материалов, помощь детям и их родителям в адаптации к социуму, коррекционно-развивающая работа, просвещение и консультирование. На сегодняшний день, школы и детские сады достаточно успешно выполняют поставленные задачи и мы, как специалисты, непосредственно работающие с детьми с расстройством аутистического спектра и не только, хотели бы поделиться опытом сопровождения перехода ребенка из детского сада в школу. Отметим, что данную группу открыли 1 сентября этого года, до нашей группы дети посещали другие сады или вовсе находились дома. А также, имеет значение уточнить, что дети в группе от 4 до 8 лет и имеют различные нозологии (не только расстройство аутистического спектра, но и задержку психического развития).

Мы с коллегами столкнулись с тем, что не каждый родитель вполне понимает систему работы школы. Поэтому нами для начала был проведен краткий экскурс в будущую школьную жизнь, с помощью наших коллег из школы, с которыми мы сотрудничаем в рамках преемственности. Отметим, что не каждому родителю легко дается перестройка своего времени, режима работы, поэтому мы считаем нужным заранее обговаривать данный вопрос. Исходя из реакции и высказываний родителей нами был продуман маршрут дальнейших мероприятий по снижению тревожности и плавному переходу на следующую ступень обучения.

Начнем с того, что больший процент успеха работы с любым ребенком зависит от включения и понимания родителей, от того, на сколько они способны слышать и слушать, осознавать и принимать проблему, на сколько они готовы работать с нами в тандеме. Поэтому, для любого специалиста, осуществляющего помощь, психологическую, логопедическую или какую-либо иную, всегда важно знать на сколько родители готовы включиться в работу. В нашем случае мотивация семей находилась на высшем уровне.

Однако, мы столкнулись с некоторыми сложностями и далее немного о них.

Во-первых, для родителей более приоритетным является мнение платного специалиста, ведь они руководствуются убеждением, что платный специалист не может ошибаться или быть менее компетентным "ведь мы платим ему деньги". Отсюда вытекают разногласия в методах работы и динамике развития ребенка. А также, некоторые рекомендации частного аналитика не подходят для реализации в государственном образовательном учреждении, а родители убеждены, что сделать необходимо именно так и никак иначе, что приводит к недопониманию.

Во-вторых, родители не всегда готовы следовать четким рекомендациям специалистов. Например, для ребенка с расстройством аутистического спектра, как и для любого другого ребенка, необходимо соблюдение четкого режима дня, однако, родители не могут следовать ему, вопреки постоянным рекомендациям тьютора, психолога и других специалистов.

В-третьих, мы столкнулись с тем, что у некоторых детей не отработан туалетный тренинг и отсутствует просьба о необходимости сходить на унитаз. Данная задача стала остро и мы сразу же принялись за работу, за прошедший период нам удалось достигнуть заметных результатов, однако, до стопроцентного решения данной проблемы еще далеко. Сложность заключается в том, что родители не готов принимать ситуацию такой как она есть и стараются дома облегчить свою жизнь, путем использования памперсов, что значительно усложняет нашу работу.

В-четвертых, за столь непродолжительный период работы, мы успели отметить, что у родителей явно завышен уровень притязаний по отношению к детям и их развитию, который подкрепляется сторонними людьми. Мы стараемся приглашать родителей на индивидуальные занятия вместе с ребенком, используем таблицы, где расписана норма и показываем какой объем необходимых знаний, умений и навыков на данном этапе усвоен. Конечно, такой метод встречается с довольно большим сопротивлением, однако небольших продвижений нам удалось достичь.

В-пятых, все-таки, о школе. Родители подходят к выбору будущего места обучения с точки зрения собственного удобства, в частности территориального. В нашем городе отрыто и успешно функционируют несколько ресурсных классов.  Конечно, наши рекомендации направлены на то, чтобы дети пошли в школу, где уже есть опыт работы с такими обучающимися, организована и отработана схема взаимодействия между специалистами сопровождения и семьей, а также имеется достаточная материально-техническая база.

Решая повседневные задачи и преодолевая сложности, в нашем небольшом коллективе выработалась стратегия работы по комфортному переходу воспитанников нашей группы в школу. Итак:

1. Просветительская и консультативная работа с родителями по актуализации информации о школьном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья и/или инвалидностью.

2. Проведение мастер классов и обучающих лекций по преодолению внутрисемейной тревожности, связанной с переходом ребенка из детского сада в школу.

3. Организация совместных с родителями индивидуальных занятий, для уточнения актуального уровня развития ребенка. Проведение мониторинговых исследований и ознакомление с ними родителей.

4. Разработка и проведение занятий с использованием школьной атрибутики, например, звонок. Проведение праздников и развлекательных мероприятий, используя школьную тематику.

5. Постоянная связь с образовательными учреждениями в рамках преемственности, для пополнения методических и практических знаний.

Хочется отметить, что в ходе обсуждения данной стратегии со всеми участниками образовательных отношений мы не услышали критики, а наоборот, нас поддержали и коллеги, и родители.

На данный момент мы вместе с семьями наших воспитанников находимся в шаге от новой ступени и стараемся сделать все необходимое для того, чтобы осуществить этот шаг легко.

Список литературы

  1. Глебова, В.В. Учусь говорить: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга» / В.В. Глебова – М.: Просвещение, 2013.
  2. Полякевич, Ю.В., Осина, Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет / Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осина – Волгоград: Учитель, 2012. - 185с.

Поделиться

2912

Берко А. М., Калинина Т. С., Матюхина И. Н., Сыромятникова И. С. Сотрудничество семьи ребенка с расстройством аутистического спектра со специалистами сопровождения дошкольного образовательного учреждения как фактор комфортного перехода на следующую ступень образования (из опыта работы) // Актуальные исследования. 2020. №20 (23). С. 46-48. URL: https://apni.ru/article/1305-sotrudnichestvo-semi-rebenka-s-rasstrojstvom

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа