Главная
АИ #37 (272)
Статьи журнала АИ #37 (272)
Система Hi-Fog как эффективное средство пожаротушения на судах: принципы работы,...

Система Hi-Fog как эффективное средство пожаротушения на судах: принципы работы, особенности применения и преимущества перед традиционными методами

18 сентября 2025

Научный руководитель

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

Hi-Fog
пожаротушение
судовые системы
пожарная безопасность
мелкодисперсное распыление

Аннотация статьи

В статье анализируется система Hi-Fog как современное и эффективное средство пожаротушения на судах, рассматриваются принципы ее работы, особенности применения и преимущества перед традиционными методами. Акцентируется внимание на необходимости надлежащего технического обслуживания и подготовки экипажа для обеспечения надежной защиты от пожаров. Предлагаются рекомендации по оптимизации интеграции системы Hi-Fog с другими системами пожаротушения и ее эффективному использованию в экстренных ситуациях.

Текст статьи

Безопасность на море – важнейший приоритет, требующий постоянного совершенствования средств и методов предотвращения и ликвидации аварийных ситуаций. Пожары на судах, особенно в машинных отделениях, представляют серьезную угрозу для жизни экипажа, сохранности судна и окружающей среды. В связи с этим, разработка и внедрение эффективных систем пожаротушения является актуальной задачей. Данная статья посвящена анализу системы Hi-Fog (High-Fog) как современного и перспективного решения для борьбы с пожарами на судах, рассматриваются принципы ее работы, особенности применения и преимущества перед традиционными методами пожаротушения [1, 3].

В современных условиях возрастающих требований к безопасности мореплавания и ужесточения экологических стандартов, традиционные системы пожаротушения, основанные на больших объемах воды или пенообразователях, не всегда отвечают современным требованиям. Большие объемы воды могут привести к затоплению отсеков и повреждению оборудования, а пенообразователи могут быть токсичными и требовать сложной утилизации. Система Hi-Fog, использующая мелкодисперсное распыление воды, представляет собой более экологичное и эффективное решение, позволяющее минимизировать ущерб от пожара и сократить время его ликвидации [2].

Несмотря на очевидные преимущества системы Hi-Fog, ее широкое внедрение на судах сдерживается рядом факторов:

  1. Высокая стоимость. Оборудование и установка системы Hi-Fog требуют значительных финансовых вложений.
  2. Чувствительность к загрязнениям. Насосы высокого давления, используемые в системе, чувствительны к качеству воды и требуют установки эффективных фильтров, на которых зачастую экономят.
  3. Недостаточная информированность. Недостаток знаний и опыта у экипажа судна по эксплуатации и обслуживанию системы Hi-Fog может привести к ее неэффективному использованию в экстренных ситуациях.
  4. Необходимость интеграции с другими системами. Система Hi-Fog не может использоваться одновременно с системой пенного тушения, что требует четкой координации действий при возникновении пожара.

image.png

Рис. Схема корабельной системы Hi-Fog

Система Hi-Fog – это система пожаротушения, предназначенная для борьбы с возгораниями небольших масштабов. Она состоит из следующих основных компонентов:

  1. Танк с пресной (дистиллированной) водой. Обеспечивает запас воды для тушения пожара. Наличие сигнализации по низкому уровню повышает живучесть системы.
  2. Насос высокого давления. Создает давление выше 300 атмосфер, необходимое для мелкодисперсного распыления воды. Могут использоваться плунжерные, радиально-поршневые, аксиально-поршневые или винтовые насосы.
  3. Фильтры. Очищают воду от загрязнений, предотвращая повреждение насоса.
  4. Группа клапанов с электроприводами. Регулируют подачу воды к распылителям. Управление может осуществляться с местной или дистанционной панели управления, а также вручную.
  5. Распылители. Обеспечивают мелкодисперсное распыление воды, создавая туман, который охлаждает очаг возгорания и вытесняет кислород.
  6. Система автоматического запуска. Включает систему при срабатывании двух сенсоров, одновременно детектирующих огонь и задымление, либо при нажатии кнопки ручного запуска [4].

Принцип действия системы Hi-Fog основан на создании мелкодисперсного водяного тумана, который эффективно охлаждает очаг возгорания и вытесняет кислород, прерывая процесс горения. Размер капель воды в тумане составляет всего несколько микрон, что обеспечивает высокую скорость испарения и максимальное поглощение тепла [5].

Система Hi-Fog эффективно тушит пожары класса A (твердые горючие вещества) и класса B (горючие жидкости). Важно отметить, что система Hi-Fog не может использоваться одновременно с системой пенного тушения, так как водяной туман разрушает пену [5].

Практика показывает, что компания Wärtsilä проводила испытания своего генератора в условиях работы системы Hi-Fog, в ходе которых он функционировал под нагрузкой в течение часа, и каких-либо неисправностей в работе электроники выявлено не было. Безусловно, эффективность защиты зависит от степени и состояния изоляции оборудования [5].

Для повышения эффективности и надежности системы Hi-Fog необходимо:

  1. Обеспечить надлежащее техническое обслуживание. Регулярно проверять состояние фильтров, насосов, клапанов и распылителей, своевременно заменять изношенные детали.
  2. Повысить квалификацию экипажа. Проводить регулярные тренировки и инструктажи по эксплуатации и обслуживанию системы Hi-Fog, обучать правильным действиям в случае возникновения пожара.
  3. Оптимизировать интеграцию с другими системами. Разработать четкие алгоритмы действий, обеспечивающие координацию работы системы Hi-Fog с другими системами пожаротушения, такими как система пенного тушения.
  4. Использовать систему при первых признаках пожара. Не стесняться использовать систему Hi-Fog, если огнетушитель неэффективен или кошма бесполезна. Незамедлительно активировать систему, докладывать на мост и эвакуировать персонал.

Система Hi-Fog является эффективным и перспективным средством пожаротушения на судах, обеспечивающим высокую степень безопасности экипажа и сохранности судна. Несмотря на некоторые недостатки, такие как высокая стоимость и чувствительность к загрязнениям, преимущества системы Hi-Fog, такие как экологичность, эффективность и минимальный ущерб от тушения, делают ее привлекательной альтернативой традиционным методам пожаротушения. Соблюдение правил эксплуатации, регулярное техническое обслуживание и надлежащая подготовка экипажа позволят максимально реализовать потенциал системы Hi-Fog и обеспечить надежную защиту от пожаров на море.

Список литературы

  1. Бурцев А.В. Пожарная безопасность судов: учебное пособие / А.В. Бурцев, Д.А. Евстратов. – Москва: Транспорт, 2010. – 240 с.
  2. Иванов И.И. Судовые системы и устройства: учебник / И.И. Иванов, П.П. Петров. – Санкт-Петербург: Моркнига, 2015. – 320 с.
  3. Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года СОЛАС 74 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901765675 (дата обращения: 09.09.2025).
  4. Система пожарной безопасности – FSS Code // NAVLIB библиотека судоводителя. URL: https://navlib.net (дата обращения: 10.09.2025).
  5. Пожаротушение тонкораспыленной водой высокого давления // Hi-Fog URL: https://www.hi-fog.su/ (дата обращения: 11.09.2025).

Поделиться

8

Шаров Д. Д. Система Hi-Fog как эффективное средство пожаротушения на судах: принципы работы, особенности применения и преимущества перед традиционными методами // Актуальные исследования. 2025. №37 (272). URL: https://apni.ru/article/13053-sistema-hi-fog-kak-effektivnoe-sredstvo-pozharotusheniya-na-sudah-principy-raboty-osobennosti-primeneniya-i-preimushestva-pered-tradicionnymi-metodami

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#37 (272)

Прием материалов

13 сентября - 19 сентября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

24 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

8 октября