Обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов детей относится к числу из наиболее значимых задач, стоящих перед нашим государством. Государственная стратегия в данной сфере ориентирована на обеспечение возможностей, обеспечивающих соблюдение прав и обязанностей детей, а также на привлечение к ответственности за любые нарушения, посягающие на их права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, дети являются объектом особого внимания со стороны государства, что обуславливает приоритетность их защиты [1, с. 19].
Государство прилагает большие усилия для обеспечения полноценного развития детей. Оно заботится о гармоничном развитии личности, уделяя внимание как духовно-нравственной сфере, так и интеллектуальным и физическим способностям. В рамках государственной стратегии особое значение придается формированию у детей чувства патриотизма, гражданской ответственности и уважения к старшему поколению.
Эти элементы воспитания критически важны, так как они определяют становление личности ребенка, его взгляды на мир и взаимодействие с ним.
Права несовершеннолетних в сфере информации можно разделить на три ключевые категории:
- Право на информацию: это право, гарантированное Конституцией, позволяет детям свободно создавать, искать, получать, передавать и обмениваться данными.
- Обеспечение приватности информации: особое внимание уделяется защите сведений, относящихся к ребенку или связанных с ним, что особенно актуально в цифровую эпоху.
- Защита от негативной информации: концепция направлена на ограждение детей от вредоносного контента, который может негативно повлиять на их психическое благополучие [9, с. 57-65].
Современные дети активно используют интернет как средство общения, обучения и получения информации. Виртуальная среда предоставляет им широкий спектр возможностей, однако она также скрывает в себе серьезные опасности. Информационно-коммуникационные технологии могут быть источником информации, которая дестабилизирует здоровье и развитие детей. Проблема защиты детей и подростков от такой информации становится всё более актуальной, и её решение требует комплексного подхода и активного участия всех заинтересованных сторон.
К сожалению, большинство родителей недооценивают риски, связанные с бесконтрольным доступом детей к информации в сети. В результате дети могут столкнуться с контентом, потенциально деструктивным для их психического и эмоционального благополучия. Согласно законодательству, к такой опасной информации относятся, в частности:
- сведения, подрывающие престиж семьи, создающие отрицательное отношение к родителям и родственникам;
- контент, оправдывающий делинквентное поведение и нарушение закона;
- использование ненормативной лексики и оскорблений.
Для охраны детей от вредной информации Федеральный закон № 124-ФЗ накладывает на государственные органы Российской Федерации обязанность необходимые меры [3].
Федеральный закон № 436-ФЗ, действующий с 29 декабря 2010 года, установил правовое определение информационной безопасности детей [5].
Цель информационной безопасности детей – обеспечить их защиту от негативного влияния информации, распространяемой, в том числе онлайн, которая может представлять опасность для их физического и психического здоровья, а также для их духовного и нравственного становления.
Законодательство установило перечень сведений, которые нельзя распространять среди несовершеннолетних. В 2012 году в закон «Об информации...» были внесены поправки, в частности, появилась статья 15.1, регламентирующая создание и обновление списка интернет-ресурсов, представляющих опасность для детской аудитории [4].
В России в мае 2023 года начала действовать государственная стратегия, призванная защитить детей от угроз в информационном пространстве [6]. Программа, хотя и ставит целью научить детей безопасному поведению в интернете и предлагает инструменты родительского контроля, не предусматривает санкций для родителей или детей в случае нарушения правил.
Международный опыт демонстрирует, что правительства разных стран активно работают над защитой детей в интернете. В качестве примера можно привести Индию, где стриминговые сервисы обязаны маркировать контент по возрастным категориям и предоставлять инструменты родительского контроля. Китай, в свою очередь, ввел уголовную ответственность за распространение вредоносного контента среди несовершеннолетних. Особого внимания заслуживает китайский подход к регулированию онлайн-игр: с 2020 года действует система обязательной верификации личности через государственную платформу, что позволяет контролировать время, проводимое детьми за играми [8, с. 293-296].
Исходя из вышесказанного можно заключить, что российское законодательство, касающееся детей и их прав, на сегодняшний день обладает противоречивыми чертами. Основной сложностью в обеспечении защиты прав детей в регулировании защиты прав детей является недостаточная правовая база и механизмы, обеспечивающие защиту прав несовершеннолетних. Это связано с отсутствием единой концепции детства в обществе. Ключевая проблема в сфере защиты прав детей – недостаток действенной правовой базы и работающих механизмов, обеспечивающих эту защиту.
Несмотря на стремление государства оградить детей от деструктивного контента в сети Интернет, действующее законодательство не устанавливает ответственности ни для детей, ни для их законных представителей, если они нарушают правила пользования сетью.
В связи с этим, законодателям необходимо изучить зарубежный опыт в сфере защиты детей в интернете и рассмотреть возможность ужесточения ответственности как несовершеннолетних, так и их законных представителей за нарушение соответствующих норм.
Необходимо создание унифицированного нормативного правового документа, обеспечивающего безопасность детей в медиапространстве [7, с. 80-85]. Данный документ должен предусматривать внедрение системы фильтрации интернет-контента, адаптированной к возрастным категориям несовершеннолетних, а также обязательную идентификацию пользователей онлайн-игр через портал Госуслуг.
Нынешнее законодательство слишком мягко наказывает за распространение информации, вредной для детей. Нарушителям грозит лишь административный штраф [2], что несправедливо, учитывая потенциальный вред для ребёнка. Последствия распространения информации, вредной для детей, могут быть крайне серьёзными. Поэтому, при разработке новых законов или внесении изменений в действующие, целесообразно рассмотреть введение уголовной ответственности за наиболее значительные нарушения законодательства о защите детей. Существующие административные меры могут оказаться недостаточными для адекватного ответа на такие нарушения, и необходимо рассмотреть возможность их усиления, вплоть до уголовных санкций в особо тяжких случаях.