Главная
АИ #37 (272)
Статьи журнала АИ #37 (272)
Защита прав ребенка в цифровом пространстве

Защита прав ребенка в цифровом пространстве

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

семейное право
воспитание детей
законный интерес
интересы ребенка
цифровая трансформация общества

Аннотация статьи

В статье проводится правовой анализ правовой категории «интересы ребенка» в правоприменительной практике России в условиях цифровой трансформации общества.

Текст статьи

Обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов детей относится к числу из наиболее значимых задач, стоящих перед нашим государством. Государственная стратегия в данной сфере ориентирована на обеспечение возможностей, обеспечивающих соблюдение прав и обязанностей детей, а также на привлечение к ответственности за любые нарушения, посягающие на их права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, дети являются объектом особого внимания со стороны государства, что обуславливает приоритетность их защиты [1, с. 19].

Государство прилагает большие усилия для обеспечения полноценного развития детей. Оно заботится о гармоничном развитии личности, уделяя внимание как духовно-нравственной сфере, так и интеллектуальным и физическим способностям. В рамках государственной стратегии особое значение придается формированию у детей чувства патриотизма, гражданской ответственности и уважения к старшему поколению.

Эти элементы воспитания критически важны, так как они определяют становление личности ребенка, его взгляды на мир и взаимодействие с ним.

Права несовершеннолетних в сфере информации можно разделить на три ключевые категории:

  • Право на информацию: это право, гарантированное Конституцией, позволяет детям свободно создавать, искать, получать, передавать и обмениваться данными.
  • Обеспечение приватности информации: особое внимание уделяется защите сведений, относящихся к ребенку или связанных с ним, что особенно актуально в цифровую эпоху.
  • Защита от негативной информации: концепция направлена на ограждение детей от вредоносного контента, который может негативно повлиять на их психическое благополучие [9, с. 57-65].

Современные дети активно используют интернет как средство общения, обучения и получения информации. Виртуальная среда предоставляет им широкий спектр возможностей, однако она также скрывает в себе серьезные опасности. Информационно-коммуникационные технологии могут быть источником информации, которая дестабилизирует здоровье и развитие детей. Проблема защиты детей и подростков от такой информации становится всё более актуальной, и её решение требует комплексного подхода и активного участия всех заинтересованных сторон.

К сожалению, большинство родителей недооценивают риски, связанные с бесконтрольным доступом детей к информации в сети. В результате дети могут столкнуться с контентом, потенциально деструктивным для их психического и эмоционального благополучия. Согласно законодательству, к такой опасной информации относятся, в частности:

  • сведения, подрывающие престиж семьи, создающие отрицательное отношение к родителям и родственникам;
  • контент, оправдывающий делинквентное поведение и нарушение закона;
  • использование ненормативной лексики и оскорблений.

Для охраны детей от вредной информации Федеральный закон № 124-ФЗ накладывает на государственные органы Российской Федерации обязанность необходимые меры [3].

Федеральный закон № 436-ФЗ, действующий с 29 декабря 2010 года, установил правовое определение информационной безопасности детей [5].

Цель информационной безопасности детей – обеспечить их защиту от негативного влияния информации, распространяемой, в том числе онлайн, которая может представлять опасность для их физического и психического здоровья, а также для их духовного и нравственного становления.

Законодательство установило перечень сведений, которые нельзя распространять среди несовершеннолетних. В 2012 году в закон «Об информации...» были внесены поправки, в частности, появилась статья 15.1, регламентирующая создание и обновление списка интернет-ресурсов, представляющих опасность для детской аудитории [4].

В России в мае 2023 года начала действовать государственная стратегия, призванная защитить детей от угроз в информационном пространстве [6]. Программа, хотя и ставит целью научить детей безопасному поведению в интернете и предлагает инструменты родительского контроля, не предусматривает санкций для родителей или детей в случае нарушения правил.

Международный опыт демонстрирует, что правительства разных стран активно работают над защитой детей в интернете. В качестве примера можно привести Индию, где стриминговые сервисы обязаны маркировать контент по возрастным категориям и предоставлять инструменты родительского контроля. Китай, в свою очередь, ввел уголовную ответственность за распространение вредоносного контента среди несовершеннолетних. Особого внимания заслуживает китайский подход к регулированию онлайн-игр: с 2020 года действует система обязательной верификации личности через государственную платформу, что позволяет контролировать время, проводимое детьми за играми [8, с. 293-296].

Исходя из вышесказанного можно заключить, что российское законодательство, касающееся детей и их прав, на сегодняшний день обладает противоречивыми чертами. Основной сложностью в обеспечении защиты прав детей в регулировании защиты прав детей является недостаточная правовая база и механизмы, обеспечивающие защиту прав несовершеннолетних. Это связано с отсутствием единой концепции детства в обществе. Ключевая проблема в сфере защиты прав детей – недостаток действенной правовой базы и работающих механизмов, обеспечивающих эту защиту.

Несмотря на стремление государства оградить детей от деструктивного контента в сети Интернет, действующее законодательство не устанавливает ответственности ни для детей, ни для их законных представителей, если они нарушают правила пользования сетью.

В связи с этим, законодателям необходимо изучить зарубежный опыт в сфере защиты детей в интернете и рассмотреть возможность ужесточения ответственности как несовершеннолетних, так и их законных представителей за нарушение соответствующих норм.

Необходимо создание унифицированного нормативного правового документа, обеспечивающего безопасность детей в медиапространстве [7, с. 80-85]. Данный документ должен предусматривать внедрение системы фильтрации интернет-контента, адаптированной к возрастным категориям несовершеннолетних, а также обязательную идентификацию пользователей онлайн-игр через портал Госуслуг.

Нынешнее законодательство слишком мягко наказывает за распространение информации, вредной для детей. Нарушителям грозит лишь административный штраф [2], что несправедливо, учитывая потенциальный вред для ребёнка. Последствия распространения информации, вредной для детей, могут быть крайне серьёзными. Поэтому, при разработке новых законов или внесении изменений в действующие, целесообразно рассмотреть введение уголовной ответственности за наиболее значительные нарушения законодательства о защите детей. Существующие административные меры могут оказаться недостаточными для адекватного ответа на такие нарушения, и необходимо рассмотреть возможность их усиления, вплоть до уголовных санкций в особо тяжких случаях.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 1 июля 2020 г.) // Рос. газета. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 2020. № 11, ст. 1416.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.05.2025 № 15-ФЗ) // СЗ РФ. 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; 2025, № 9, ст. 844.
  3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 23.11.2024 № 543) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802; 2024, № 53 (Часть I), ст. 8553.
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (ред. от 01.04.2025 № 41-ФЗ) // СЗ РФ. 2006, № 31 (1 ч.), ст. 3448; 2025, № 14, ст. 1574
  5. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ред. от 30.11.2024 № 438-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48; 2024, № 49 (часть IV), ст. 7429.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 28 апреля 2023 г. № 1105-р Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в РФ и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р. // СЗ РФ. 2023, № 19, ст. 3481.
  7. Батова О.С., Шалыгина И.С. Правовые основы защиты прав несовершеннолетних в условиях цифровой трансформации // О.С. Батова, И.С. Шалыгина И.С. // Журнал Право и практика – 2024 – С. 80-85.
  8. Буйденко Н.В. Защита прав и интересов детей в период цифровизации общества / Молодой ученый. – 2023. – № 19 (466). – С. 293-296. [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: https://moluch.ru/archive/466/102486/, (дата обращения: 20.02.2025).
  9. Букалерова Л.А. Защита прав и интересов детей в информационной сфере требует внимания // Л.А. Букалерова // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия Юридические науки. № 4 (22). – 2019. – С. 57-65.

Поделиться

6

Титиевская С. А. Защита прав ребенка в цифровом пространстве // Актуальные исследования. 2025. №37 (272). URL: https://apni.ru/article/13056-zashita-prav-rebenka-v-cifrovom-prostranstve

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#37 (272)

Прием материалов

13 сентября - 19 сентября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

24 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

8 октября