Система материально-технического обеспечения Вооружённых Сил всегда была и остаётся ключевым фактором боеспособности войск. В числе важнейших элементов данной системы – обеспечение горюче-смазочными материалами (ГСМ), без которых невозможна эксплуатация вооружения, военной и специальной техники, средств связи, а также организация передвижения и манёвра войск.
Исторически потребность в горючем росла параллельно с усложнением и совершенствованием армии. Если в начале XX века армии могли обходиться ограниченными запасами горючего и продовольствия для кавалерии, то к середине века потребность в нефтепродуктах стала стратегическим фактором войны. В XXI веке эта тенденция усилилась, а современные вооружённые конфликты показали новые вызовы в организации системы ГСМ – от киберугроз до беспилотной доставки горючего.
Современные вооружённые конфликты характеризуются высокой интенсивностью, многоуровневым использованием техники и гибридными формами ведения боевых действий. Потребность в горючем становится не только количественным, но и качественным фактором: важны не только объёмы, но и точность, скорость и безопасность подвоза.
Актуальность темы обусловлена следующими вопросами:
- возрастающий масштаб применения беспилотных авиационных и наземных систем увеличивает расход ГСМ и требует новых стандартов хранения и транспортирования;
- растущая уязвимость тыловых коммуникаций делает систему обеспечения объектом прицельного воздействия противника;
- необходимость перехода на интеллектуальные системы планирования и прогнозирования потребностей в горючем становится критически важной.
Для обоснования значимости проблемы уместно обратиться к высказываниям известных мыслителей и военных теоретиков:
«Армия марширует на животе» – Наполеон Бонапарт.
«Нефть – это кровь войны» – Уинстон Черчилль.
«Логистика – это то, что превращает стратегию в результат» – Колин Пауэлл.
Эти слова отражают вечную истину: победа в войне невозможна без эффективного материально-технического обеспечения, а в современных условиях именно горючее становится «нервом» военной машины.
Современные вооруженные конфликты выявили ряд существующих серьёзных системных проблем:
- Уязвимость путей подвоза горючего – колонны автомобильных средств заправки и транспортирования горючего становятся приоритетными целями для высокоточного оружия и беспилотных средств противника.
- Неравномерность расхода горючего – разные виды вооружения, военной и специальной техники требуют различных видов горючего, что усложняет систему обеспечения.
- Недостаточная цифровизация процессов – традиционные схемы учёта и планирования не успевают за реальной динамикой боевых действий.
- Опасность техногенных катастроф – хранение больших запасов горючего вблизи зоны боевых действий увеличивает риск взрывов и пожаров.
- Ограниченность ресурсов – в условиях санкций и перебоев в поставках доступность нефтепродуктов может снижаться.
В целях исключения вышеуказанных проблем в обеспечении горючим в современных вооруженных конфликтах предлагаются следующие пути их решения:
- децентрализация хранения: создание сети мобильных пунктов заправки, что снижает риски уничтожения противником крупных складов и объектов службы горючего;
- использование беспилотных и роботизированных средств доставки ГСМ в район боевых действий;
- внедрение интеллектуальных систем прогнозирования: искусственный интеллект способен заранее моделировать потребности частей исходя из интенсивности боевых действий [1, с. 104-109];
- развитие альтернативных источников энергии: гибридные и электрические платформы снижают зависимость от традиционного топлива;
- межведомственное взаимодействие: использование местных ресурсов гражданского нефтепродуктообеспечения в интересах Вооруженных Сил.
Применение системы обеспечение войск горючим в условиях современных вооруженных конфликтах может осуществляться в нескольких вариантах:
- Сетевой подход обеспечения ГСМ – цифровое взаимодействие всех уровней обеспечения с использованием спутниковой навигации и автоматизированных баз данных.
- Модульные пункты заправки – мобильные контейнерные АЗС, которые могут разворачиваться в течение нескольких часов.
- Подвоз «последнего километра» с применением дронов и лёгких автономных транспортных средств [2, с. 324-331].
- Система распределённого мониторинга – датчики контроля расхода и остатка топлива в реальном времени.
- Научно-техническое сотрудничество – совместные проекты армии и нефтехимической промышленности по разработке новых видов синтетического топлива.
Анализ современных конфликтов (Ирак, Афганистан, Сирия, Украина) показал (рис.):
- использование автоматизированных систем учёта позволяет сократить ошибки прогнозирования потребности на 20–25% [3, с. 100-102];
- внедрение беспилотных средств доставки горючего [4] снижает риск потерь автомобильных средств заправки и транспортирования горючего на 15–20%;
- децентрализация складов уменьшает вероятность полной утраты запасов при ударе по одному объекту в 2-3 раза;
- гибридные образцы техники показали снижение расхода горючего на 10–12%.
Рис.
Эти результаты подтверждают: эволюция системы обеспечения ГСМ – не теория, а практика, проверенная войной.
Эволюция системы обеспечения войск горючим в современных вооружённых конфликтах демонстрирует переход от централизованной, уязвимой и статичной модели к распределённой, гибкой и интеллектуальной системе. Главные тенденции, которой являются:
- рост значения цифровых технологий и ИИ в планировании и учёте;
- внедрение беспилотных и автономных средств подвоза;
- взаимодействие военной и гражданской логистики;
- развитие альтернативных источников энергии.
Таким образом, в XXI веке обеспечение войск ГСМ перестаёт быть исключительно вопросом количества горючего. Оно становится комплексной системой, где на первый план выходят технологии, скорость реакции и устойчивость к внешнему воздействию.