Главная
АИ #37 (272)
Статьи журнала АИ #37 (272)
Роль невербальных компонентов учебника в формировании языковой и коммуникативной...

Роль невербальных компонентов учебника в формировании языковой и коммуникативной компетенций

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

учебник
невербальный
иллюстративный
культурно‑ориентированный
структура
пластический

Аннотация статьи

В статье рассматривается роль иллюстративного материала и других невербальных компонентов учебника как ключевых элементов образовательного текста. Отмечается, что в условиях перехода к культурно‑ориентированному подходу иллюстрирование учебников требует нового методического осмысления. В статье рассматривается структурный и функциональный потенциал невербальных компонентов учебника.

Текст статьи

Одной из важнейших составляющих любого учебника является иллюстративный материал. Проблемы иллюстрирования учебной литературы стали предметом острых дискуссий в середине 90-х годов 20 века в связи с изменением общей образовательной парадигмы, что, в свою очередь, было связано со сменой доминант в функционировании русского языка. Наиболее адекватным задачам сегодняшнего дня ведущие методисты и дидакты страны (Е. М. Верещагин, М. Н. Вятютнев, И. А. Зимняя, В. Г. Костомаров, И. Я. Лернер, О. Д. Митрофанова, Е. И. Пассов и др.) считают культурно-ориентированный подход, согласно которому образование есть передача «достигнутого данным обществом уровня культуры», ибо «вне культуры нет ничего, что могло бы войти в содержание образования и вместе с тем содержание образования должно включать все элементы культуры в целях всестороннего развития личности» [1, с. 15].

Это смена потребовала создания принципиально новых учебников, где была бы использована коммуникативная технология реализации культурологического подхода в выработке теоретических основ его оформления [2, с. 12]. И сегодня в научной литературе довольно скупо освещаются вопросы природы невербальных компонентов учебника (НКУ). Ни одна методическая категория, связанная с НКУ, полностью не описана и не исследована. В большинстве действующих учебников НКУ выполнены без учёта возрастных особенностей учащихся конкретного возраста.

Это происходит потому, что процесс иллюстрирования учебников находится в ведении издательства и художников и практически не управляем авторами. Тем не менее, данный процесс невозможен не только без акта эстетического поиска изобразительной формы, но и без учета автором учебника методических требований к отбору содержания иллюстрированного материала. Практика иллюстрирования различных учебников, в частности учебников русского языка как иностранного, показала, что функция изобразительного ряда – главный ориентир в оценке его содержания и формы.

Стоя на позициях отечественной методической школы и являясь сторонниками концепции развития индивидуальности в диалоге культур, мы считаем, что ни языковая, ни речевая, ни коммуникативная компетенции не могут быть целью языкового образования. Цель языкового образования – духовное развитие индивидуальности в диалоге культур, воспитание личности, способной к уважительному, заинтересованному отношению к иной культуре. Учебник, как «феномен сферы иноязычного образования», не может быть нацелен на практическую цель; он должен быть нацелен на человека, на его образование [3, с. 366]. Чтобы работать на достижение данной цели, учебник как продукт человеческой деятельности, должен быть единым текстом, учебником – текстом. В нём модель культуры может строиться на основе любых знаковых систем – вербальных и невербальных в силу того, что общественная культура материализована в разных кодах. Учебник должен быть такой реальностью, таким культурным явлением, где все – знаки. Однако, чтобы явление жизни стало событием культуры, оно должно стать знаками, образующими текст.

Понятие учебника как текста объединяет все содержательные компоненты, иллюстративный материал, обучающие задания, заголовки, вопросы к издателю.

Учебник – это культурный текст, знаковая система, представляющая информацию средствами вербальных и невербальных знаковых подсистем. Исходя из этого НКУ, несущие информацию о фактах иностранной культуры, имеет знаковую природу.

При условии верной организации НКУ могут быть полифункциональным методическим средством управления овладением русской культурой и русским языком как её частью в развивающем, познавательном и учебном аспектах.

Организацию НКУ во многом определяет его структура – взаимосвязанный набор модулей, разделов, параграфов и дидактических блоков, в которых продуманное расположение изображений, таблиц, схем и иконографики обеспечивает целенаправленное обучение. Структура задаёт порядок предъявления визуальной информации, её функциональную нагрузку и связь с вербальным содержанием, а значит напрямую влияет на восприятие, усвоение и применение учебного материала.

Последовательно проанализируем организацию НКУ по ключевым пунктам:

  1. Уровень «пластический» (уровень выражения). На пластическом уровне организация учебника должна быть целенаправленной и согласованной с дидактическими задачами, то есть обеспечивать ясную визуальную иерархию, однозначную семантику графических кодов и адаптацию оформления к возрастным особенностям учащихся. 
  2. Уровень содержания. Организация НКУ должна быть детерминирована образовательными задачами, возрастным особенностям учащегося.
  3. Главным условием функционирования НКУ как средства методического управления должен стать для автора учебника отбор оптимальных кодирующих систем, доступных для декодирования со стороны ученика.
  4. НКУ русского языка как модель русскоязычной культуры должны включать в свою структуру: а) факты русской культуры; б) язык визуальных художественных знаков; в) общепринятые способы выражения вариантов поведения в языке изобразительного искусства.
  5. При отборе фактов русской культуры для иностранных учащихся должны учитываться особенности взаимоотношений русской и родных для учащихся культур на современном этапе.
  6. Выразительный уровень зрительного невербального ряда учебника, конструируется, исходя из тех фактов и явлений русскоязычной культуры, которые составляют его содержательный уровень; из возрастных особенностей восприятия субъекта данного возраста.
  7. Чтобы создать условия, обеспечивающие управление формированием речевых навыков, автору необходимо ориентироваться на 1) исходный уровень познавательной деятельности ученика; 2) ведущий вид речевой деятельности на конкретном этапе; 3) номенклатуру внешних действий и операций зрительного восприятия.
  8. С целью обеспечения условий функционирования НКУ как самостоятельного средства обучения, надо закладывать в его структуру состав определённых действий и операций, соотносить с вербальным рядом учебника, наделять его определенной содержательностью.
  9. Для обеспечения построения адекватного образа НКУ и решения задач овладения русскоязычной культурой целесообразно закладывать в учебник разные виды деятельности и организовывать художественное восприятие НКУ в русле синкретической художественной деятельности.

Реализация данных подходов позволяет автору учебников русского языка как иностранного создавать невербальный ряд компонентов, функционирующих как самостоятельное средство управления овладением русским языком.

Список литературы

  1. Лернер И.Я. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин. М., 1982.
  2. Семенюченко Н.В. Зрительный невербальный ряд учебника как средство управления овладением русскоязычной культурой: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02: Липецк, 2002. – 20 c. 
  3. Эфендиев И.И., Пирмагомедова А.С., Шахова М.Х. Учебные стратегии по русскому языку как средство формирования и совершенствования коммуникативных умений у иностранных студентов в вузе // Сборник научных трудов, посвященный 90-летию со дня образования ФГБОУ «Дагестанский государственный медицинский университет» Минздрава России. – Махачкала, ДГМУ, 2022. – М.: «Перо», 2022, С. 366-369.

Поделиться

4

Эфендиев И. И., Иманмагомедова Э. А. Роль невербальных компонентов учебника в формировании языковой и коммуникативной компетенций // Актуальные исследования. 2025. №37 (272). URL: https://apni.ru/article/13058-rol-neverbalnyh-komponentov-uchebnika-v-formirovanii-yazykovoj-i-kommunikativnoj-kompetencij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#37 (272)

Прием материалов

13 сентября - 19 сентября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

24 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

8 октября