При подготовке практически к любому противоправному деянию, ответственность за которое предусмотрена в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) [1], субъект преступления тщательно и скрупулёзно подходит к поиску будущей «жертвы». Относительно преступлений коррупционной направленности, помимо общих качеств, которыми должен обладать человек, выбранный на роль потерпевшего, основополагающим признаком является профессиональная принадлежность или занимаемое должностное положение.
По общему правилу, личность жертвы преступлений, содержащихся в УК РФ, представляет собой систему, в которую входят такие элементы, как социально-демографические признаки (возраст, пол, национальная и профессиональная принадлежность, материальная и жилищная обеспеченность), интеллектуальные (образование, уровень знаний, умственное развитие), психические (эмоциональная устойчивость, степень конфликтности, подверженность влиянию из вне, уровень самооценки), физиологически (состояние здоровья), правовые (умышленная или неосторожная виктимность, рецидив виктимности).
Преступниками-коррупционерами чаще всего являются лица мужского пола, возрастной группы от 25-50 лет, которые обладают деловые качества, имеют высокий уровень работоспособности, образования, стремятся к карьерному росту. Их целью является использование своего служебного положения для достижения корыстных целей личного или корпоративного характера [3, с. 173-175].
Основываясь на работе Е.К. Волконской можно выделить наиболее характерные типы и образы действия коррупционеров:
- инициативный тип – это коррупционер отличающийся деформацией морального сознания, убеждение во вседозволенности и допустимости использования любых средств обеспечения личного благополучия, что придает его поведению целенаправленный, устойчивый характер, значительно повышая его общественную опасность;
- конформный тип – это коррупционер подстраивающийся под социально-психологическую обстановку, существующую в коллективе, руководствуется принятыми в ведомстве нормами коррупционного поведения, вследствие чего изначально не замышляющий совершать преступление служащий, из-за страха быть низвергнутым или уничтоженным сложившейся в обществе системой, постепенно втягивается в орбиту коррупционных взаимоотношений, признаваемых сослуживцами нормальным явлением;
- вынужденный тип – это коррупционер, который в силу присущего ему низкого уровня правовых знаний или боязни быть разоблаченным, не имея коррупционных установок, под решающим влиянием провоцируемой физическим или юридическим лицом ситуации совершает требуемое деяние и получает за него вознаграждение [2, с.68].
Нам видится, что коррупционеры первого типа, это личности со строгим убеждением, что все, совершённые ими противоправные деяния носят благостный характер, хотя он и имеет узкую направленность – результат выгоден только преступнику. Отрицание иного (законного) возможного пути решения вопроса подобные личности не допускают. В этом, мы считаем, и заключается большая общественная опасность преступлений, субъектами которых является инициативный тип.
Для конформного типа коррупционеров характерна «подстройка» под общие правила поведения, которые свойственны какой-то определённой группе, в которой оказался будущий преступник. Возможно, не имея намерения совершать противоправные деяния коррупционной направленности, он, тем не менее, их совершает, поскольку в противном случае, есть вероятность того, что в таком коллективе он долго не задержится. Подобный конформный тип личности, мы считаем, особенно активно будет стремиться проявить себя, если на выбранном месте работы имеются перспективы роста в карьере или достойная заработная плата, что в современных сложившихся условиях является важной составляющей при трудоустройстве.
Третий выделенный тип преступников-коррупционеров, на наш взгляд, не менее опасен для общества в сравнении с двумя предыдущими. «Вынужденный коррупционер» в полной степени осознаёт, что совершает противоправное деяние, однако, только лишь из-за присутствующей боязни понести наказание умалчивает о данном факте. Чаще всего подобный тип поведения носит единичный характер и при достижении цели может исчерпать себя, однако это не уменьшает степень общественной опасности деяния.
Выделенная классификация не является единичной, однако на ее примере можно провести анализ по разнице из действий и различного отношения к содеянному. В любом случае, рассматриваемые преступления наносят огромный ущерб экономике любого государства, составляющий миллиарды рублей, и подрывают авторитет государственной власти у общества.