Главная
АИ #37 (272)
Статьи журнала АИ #37 (272)
Творческое развитие дошкольников через работу с бечёвкой: техники, материалы и п...

Творческое развитие дошкольников через работу с бечёвкой: техники, материалы и поделки

19 сентября 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

бечёвка
шпагат
творческое развитие
дошкольники
мелкая моторика
плетение
декорирование
поделки
воображение
моторику пальцев
тактильные ощущения
детская творчество

Аннотация статьи

Статья посвящена использованию бечёвки в процессе развития творческих способностей дошкольников. Особое внимание уделяется разнообразным видам шпагата, их свойствам и возможностям для создания поделок. В статье рассматриваются различные техники работы с бечёвкой, такие как наматывание, плетение и декорирование, которые способствуют развитию мелкой моторики, логического мышления, воображения и усидчивости у детей.

Текст статьи

Развивать творческие способности дошкольников можно используя различные материалы: фольгу, цветную и крафтовую бумагу, бумажные салфетки, бечёвку.

Что же такое бечёвка? Бечёвка – это тонкая верёвка из ниток. Бечёвка – это вид верёвки, которую применяют в судоходстве. Тонкую и прочную нить изготавливают из разного материала, скручивая бумагу из искусственных или лубяных нитей, или путём совмещения волокон. Бечёвка может использоваться по-разному. Бечёвку нередко называют ещё шпагатом. Шпагат применяют в сшивании, в украшении предметов интерьера, используют в быту, в промышленных цехах, на стройке. Шпагатом обвязывают и сшивают товар и материал. Им обвязывают коробки. В складах с помощью бечёвки упаковывают различный товар.

Существует несколько видов шпагата:

  • Полипропиленовый шпагат. Это шпагат синтетический. Он прочный, не боится воды;
  • Сено-вязальный – это образец синтетического шпагата. Он бывает разной толщины и разного цвета. Шпагат не боится воды;
  • Джутовый шпагат делают из натурального волокна. Он гладкий, с легким блеском;
  • Льняной шпагат тоже делается из натурального сырья. Слегка взъерошенный, тонкий;
  • Хлопчатобумажный – не боится влаги, мягкий и податливый;
  • Бумажный шпагат красивый, боится воды и не очень прочный.

Шпагат (бечёвка) может пригодиться педагогам в работе с детьми. Бечёвка в работе с детьми используется в основном для развития мелкой моторики и создания поделок. Из неё можно сделать корзинки, посуду, куколок и панно для украшения интерьера. Бечёвка хорошо сочетается различными материалами: бусами, ракушками, пуговицами, тесьмой и пробками. Работа с бечёвкой способствует развитию логического мышления, глазомера, воображения, усидчивости, умение достигать задуманный результат. Работа с бечёвкой оказывает большую пользу для детей:

  • Развивается мелкая моторика пальцев рук, способствуя умственному развитию детей;
  • Через создание поделок развивается творческое воображение и фантазия;
  • Для достижения результата развивается способность находить разные пути;
  • Глазомер и координация движений обеих рук; развивается усидчивость, терпение и внимание; через прикосновение к материалу развиваются тактильные ощущения.

Техника работы со шпагатом очень проста. Использования особых материалов и приспособлений не требуется. Моток шпагата, клей, ножницы, декоративные украшения – это весь основной набор для создания поделок.

В работе с бечёвкой используются такие техники как:

  • Наматывание, когда бечевку наматывают на каркас. Эта техника используется для изготовления корзинок, чашек, животных. Помогает развивать моторику пальцев, логическое мышление и творческое воображение детей;
  • Плетение – это создание из бечёвки кос, жгутов для украшения или изготовления поделок. Дети учатся плести косы, скручивать бечёвку в жгут, завязывать узлы. При этом стимулируется мелкая моторика и пространственное мышление;
  • Декорирование – это приклеивание бечёвки к различным поверхностям для создания узоров и композиций. Дети учатся работать с различными материалами и создавать оригинальные поделки.

Работая с бечёвкой, дети познакомятся с её свойствами и особенностями, осваивают различные техники работы, научатся самостоятельно создавать задуманные образы и передавать их характерные особенности, преобразовывать готовые изображения, дополнять их деталями, проявлять любознательность, терпение и аккуратность в работе

 Поделки можно делать из любого вида шпагата. Но наиболее предпочтительные шпагаты, сделанные из натуральных волокон, потому что работать с ними проще, а сами поделки из них получаются красивее. Простые поделки могут мастерить и дети, а это самое главное.

image.png

Рис. 1. «Веничек – домовёнок»

Для поделки понадобится:

  • шпагат;
  • шнур 15 см;
  • ножницы;
  • клей;
  • картон 15 на 9 см;
  • глазки.

Делаем веник. Наматываем шпагат на картонную основу. Основу держим вертикально.

Снимаем с основы и перевязываем шпагатом сверху и посередине, так чтобы получилась ручка веника.

image.png

Рис. 2

Нижнюю часть разрезаем ножницами пополам. Расправляем шпагат, формируя веник.

Делаем нос, усы и бороду Домовёнка. Наматываем шпагат на основу, перевернув её горизонтально.

Снимаем с основы и складываем пополам, перевязываем шпагатом, отступив сверху 1–1.5 см от края.

Отрезаем лишний шпагат, формируем нос, усы и бороду Домовёнка.

Из шнура делаем руки, приклеивая его к венику.

Затем приклеиваем нос с усами и бородой, глаза.

Список литературы

  1. Терещенко А. Быт русского народа. М., 1997.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1977.
  3. Читаем, учимся, играем. – 2021. – № 4. – С. 91-96.
  4. Пипер А. Поделки из бумажной бечевки.
  5. Скребцова Т.О. «Плетение из шпагата, шнура, бечевки».

Поделиться

11

Новотная В. С. Творческое развитие дошкольников через работу с бечёвкой: техники, материалы и поделки // Актуальные исследования. 2025. №37 (272). URL: https://apni.ru/article/13065-tvorcheskoe-razvitie-doshkolnikov-cherez-rabotu-s-bechyovkoj-tehniki-materialy-i-podelki

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#38 (273)

Прием материалов

20 сентября - 26 сентября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

15 октября