В настоящее время методисты и научные работники Республики Таджикистан активизировали работу по совершенствованию материалов школьных учебников, формированию новых развивающих заданий с опорой на требования личностно-ориентированного типа обучения.
В практике педагогики стали чаще рассматривать учебник, как специфическую полифункциональную психодидактическую систему, развитие которой происходит в границах «обогащающей модели» обучения [2].
Учебник не даёт возможность обучающемуся получить новые знания автоматически. С ним необходимо систематически работать. Поэтому постоянный контакт ученика с материалами, представленными в учебнике, способствует развитию у него познавательных умений, самостоятельности.
Работа с учебником должна быть организована не только во время урочной деятельности, но и в процессе выполнения домашних заданий.
При всём своём многообразии форм и способов работы с учебником мы констатируем, что основная их часть, предназначена для работы со сплошным текстом. Учебно-аналитическая работа с иллюстрационным материалом практически не представлена.
Дополнительно отметим, что приёмы обучения, перечисленные нами выше, в основном используются в процессе освоение предметов гуманитарного цикла. При этом не все из них нашли своё широкое применение в массовой образовательной работе в условиях общеобразовательных учреждений.
Ряд авторов указывают на необходимость дифференцированного выбора заданий, направленных на работе с учебником, в зависимости от уровня обучения. Например, для школьников среднего и старшего звена больше подходят такие упражнения, как творческие, обучающие задания, упражнения, результат которых используется для диагностики познавательных умений, задачи на рефлексию и др. В данном случае группы упражнений формировались в соответствие с главными дидактическими целями.
В педагогической литературе обучающиеся упражнения описываются, как упражнения, выполнение которых способствует формированию у учащихся умений работать с содержанием учебника.
Творческие упражнения ставят перед учеником задачу преобразования текстового материала или его фрагментов в продукт самостоятельной учебной деятельности.
Рефлексивные упражнения должны способствовать осмыслению обучающимся освоенного материала, способов работы с учебником. Праксиологические упражнения развивают у школьников умения применять освоенные знания, приёмы действий в ситуациях, отличных от типичных.
Описанные нами группы упражнений соответствуют логике задач, решаемых с их помощью. Однако, не совсем понятно, каким образом использовать учебник при реализации в учебном процессе двух последних групп упражнений.
Отдельно отметим, что содержание всех групп не получило дальнейшего описания. Поэтому они могут состоять из шаблонных заданий, что не способствует полноценному развитию у школьников познавательных умений. Не нашли мы в методической литературе и обоснование понятия «творческое преобразование текстового материала учебника». По нашему мнению, творчество нельзя сводить только к дополнению своими мыслями текста по изучаемой теме, размещённого в учебнике.
- Самостоятельная работа по изучению отдельных тем, представленных в учебнике, с целью освоения базовых знания, получения первоначальных сведений.
- Изучение инструкций, указания по выполнению практических, лабораторных работ.
- Сопоставление материалов учебника, их анализ, систематизация, обобщение.
- Изучение наглядным материалов, представленных в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, таблиц и т.п., с целью самостоятельного получения знаний или как дополнение к объяснению учителя.
- Поиск способов решения задач, представленных в теоретической части учебного материала или в его экспериментальной части.
- Анализ содержания учебника, рассматриваемого, как справочник с информацией о законах, закономерностях, правилах, формулах, объектах познания и т.п.
- Изучение разделов учебника с целью углубления знаний, освоенных ранее.
Список рекомендация достаточно широк. Он отражает особенности содержания разделов школьного учебника химии. Но, вместе с этим данная классификация действий учащихся слишком разнообразно. Поэтому она требует уточнения.
Ряд учёных так же высоко оценивают важность работы школьников с учебником и предлагают свои способы выполнения этих действий (М.В. Зуева, Р.П. Князева, Л.П. Монахова, О.В. Кузьмина, И.Н. Чертков [3].
Проделанный общий анализ учебников по другим предметам показал примерно такие же результаты. В большинстве учебников материал представлен информационно-репродуктивным видом. Он предназначен для запоминания учеником. При этом от ученика требуется именно запомнить такой материал, а не усвоить его. Поэтому данная форма учебной деятельности не способствует развитию самостоятельного мышления школьников.
При этом разработка эффективного методического обеспечения требует глубокого понимания не только предметной области, но и психолого-педагогических особенностей школьников соответствующего возраста, принципов дидактики и современных образовательных технологий. Необходимо учитывать возрастные особенности восприятия информации, уровни познавательной активности, а также специфику формирования учебных навыков и умений. Только в этом случае можно создать методическое обеспечение, которое будет не только информативным, но и мотивирующим, способствующим развитию у школьников устойчивого интереса к учебе и формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности.
Значение методического обеспечения заключается в том, что оно основано на содержании обучения и описывает весь комплекс способов практической реализации учебных занятий, одновременно позволяя контролировать их результат.
Использование методического обеспечения, направленного на формирование у учащихся общеобразовательных школ познавательных умений, даёт возможность создать в образовательном учреждении такие условия, при которых в полной мере будут реализованы требования государственных образовательных стандартов Республики Таджикистан, достигнуты планируемые предметные, метапредметные результаты образовательной деятельности.
Одним из ключевых элементов методического обеспечения, способствующего формированию познавательных умений, является разработка и внедрение активных форм обучения. Это предполагает использование проблемных ситуаций, проектной деятельности, исследовательских заданий, дискуссий и дебатов, которые стимулируют учащихся к самостоятельному поиску информации, анализу данных, формулированию гипотез и выводов. Применение таких методов позволяет не только усваивать учебный материал, но и развивать критическое мышление, умение работать в команде, а также коммуникативные навыки [2].
Таким образом, в рамках нашего исследования, методическое обеспечение рассматривается как ключевой фактор повышения качества образовательного процесса. Эффективное методическое обеспечение способствует созданию благоприятной образовательной среды, стимулирует активность учащихся, обеспечивает индивидуализацию обучения и позволяет достигать высоких результатов в освоении учебного материала. Его разработка и внедрение требуют комплексного подхода, включающего анализ потребностей учащихся, учет особенностей учебного предмета и использование современных образовательных технологий [2, 4].