Главная
Конференции
Социальные инновации: образование, политика и гражданские инициативы
Развитие у учащихся устойчивого интереса к обучению и формирование навыков самос...

Развитие у учащихся устойчивого интереса к обучению и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности при обучении химии

20 сентября 2025

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

личностно-ориентированное обучение
познавательные умения
рефлексивные упражнения
дифференцированный подход
гуманитарные предметы
методическая литература
развитие школьников
познавательная деятельность
образовательный процесс
работа с текстом
диагностика умений

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются вопросы развития у учащихся устойчивого интереса к учебе и формирования навыков самостоятельной познавательной деятельности при обучении химии.

Текст статьи

В настоящее время методисты и научные работники Республики Таджикистан активизировали работу по совершенствованию материалов школьных учебников, формированию новых развивающих заданий с опорой на требования личностно-ориентированного типа обучения.

В практике педагогики стали чаще рассматривать учебник, как специфическую полифункциональную психодидактическую систему, развитие которой происходит в границах «обогащающей модели» обучения [2].

Учебник не даёт возможность обучающемуся получить новые знания автоматически. С ним необходимо систематически работать. Поэтому постоянный контакт ученика с материалами, представленными в учебнике, способствует развитию у него познавательных умений, самостоятельности.

Работа с учебником должна быть организована не только во время урочной деятельности, но и в процессе выполнения домашних заданий.

При всём своём многообразии форм и способов работы с учебником мы констатируем, что основная их часть, предназначена для работы со сплошным текстом. Учебно-аналитическая работа с иллюстрационным материалом практически не представлена.

Дополнительно отметим, что приёмы обучения, перечисленные нами выше, в основном используются в процессе освоение предметов гуманитарного цикла. При этом не все из них нашли своё широкое применение в массовой образовательной работе в условиях общеобразовательных учреждений.

Ряд авторов указывают на необходимость дифференцированного выбора заданий, направленных на работе с учебником, в зависимости от уровня обучения. Например, для школьников среднего и старшего звена больше подходят такие упражнения, как творческие, обучающие задания, упражнения, результат которых используется для диагностики познавательных умений, задачи на рефлексию и др. В данном случае группы упражнений формировались в соответствие с главными дидактическими целями.

В педагогической литературе обучающиеся упражнения описываются, как упражнения, выполнение которых способствует формированию у учащихся умений работать с содержанием учебника. 

Творческие упражнения ставят перед учеником задачу преобразования текстового материала или его фрагментов в продукт самостоятельной учебной деятельности.

Рефлексивные упражнения должны способствовать осмыслению обучающимся освоенного материала, способов работы с учебником. Праксиологические упражнения развивают у школьников умения применять освоенные знания, приёмы действий в ситуациях, отличных от типичных.

Описанные нами группы упражнений соответствуют логике задач, решаемых с их помощью. Однако, не совсем понятно, каким образом использовать учебник при реализации в учебном процессе двух последних групп упражнений.

Отдельно отметим, что содержание всех групп не получило дальнейшего описания. Поэтому они могут состоять из шаблонных заданий, что не способствует полноценному развитию у школьников познавательных умений. Не нашли мы в методической литературе и обоснование понятия «творческое преобразование текстового материала учебника». По нашему мнению, творчество нельзя сводить только к дополнению своими мыслями текста по изучаемой теме, размещённого в учебнике.

  1. Самостоятельная работа по изучению отдельных тем, представленных в учебнике, с целью освоения базовых знания, получения первоначальных сведений.
  2. Изучение инструкций, указания по выполнению практических, лабораторных работ.
  3. Сопоставление материалов учебника, их анализ, систематизация, обобщение.
  4. Изучение наглядным материалов, представленных в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, таблиц и т.п., с целью самостоятельного получения знаний или как дополнение к объяснению учителя.
  5. Поиск способов решения задач, представленных в теоретической части учебного материала или в его экспериментальной части.
  6. Анализ содержания учебника, рассматриваемого, как справочник с информацией о законах, закономерностях, правилах, формулах, объектах познания и т.п.
  7. Изучение разделов учебника с целью углубления знаний, освоенных ранее.

Список рекомендация достаточно широк. Он отражает особенности содержания разделов школьного учебника химии. Но, вместе с этим данная классификация действий учащихся слишком разнообразно. Поэтому она требует уточнения.

Ряд учёных так же высоко оценивают важность работы школьников с учебником и предлагают свои способы выполнения этих действий (М.В. Зуева, Р.П. Князева, Л.П. Монахова, О.В. Кузьмина, И.Н. Чертков [3].

Проделанный общий анализ учебников по другим предметам показал примерно такие же результаты. В большинстве учебников материал представлен информационно-репродуктивным видом. Он предназначен для запоминания учеником. При этом от ученика требуется именно запомнить такой материал, а не усвоить его. Поэтому данная форма учебной деятельности не способствует развитию самостоятельного мышления школьников.

При этом разработка эффективного методического обеспечения требует глубокого понимания не только предметной области, но и психолого-педагогических особенностей школьников соответствующего возраста, принципов дидактики и современных образовательных технологий. Необходимо учитывать возрастные особенности восприятия информации, уровни познавательной активности, а также специфику формирования учебных навыков и умений. Только в этом случае можно создать методическое обеспечение, которое будет не только информативным, но и мотивирующим, способствующим развитию у школьников устойчивого интереса к учебе и формированию навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Значение методического обеспечения заключается в том, что оно основано на содержании обучения и описывает весь комплекс способов практической реализации учебных занятий, одновременно позволяя контролировать их результат.

Использование методического обеспечения, направленного на формирование у учащихся общеобразовательных школ познавательных умений, даёт возможность создать в образовательном учреждении такие условия, при которых в полной мере будут реализованы требования государственных образовательных стандартов Республики Таджикистан, достигнуты планируемые предметные, метапредметные результаты образовательной деятельности.

Одним из ключевых элементов методического обеспечения, способствующего формированию познавательных умений, является разработка и внедрение активных форм обучения. Это предполагает использование проблемных ситуаций, проектной деятельности, исследовательских заданий, дискуссий и дебатов, которые стимулируют учащихся к самостоятельному поиску информации, анализу данных, формулированию гипотез и выводов. Применение таких методов позволяет не только усваивать учебный материал, но и развивать критическое мышление, умение работать в команде, а также коммуникативные навыки [2].

Таким образом, в рамках нашего исследования, методическое обеспечение рассматривается как ключевой фактор повышения качества образовательного процесса. Эффективное методическое обеспечение способствует созданию благоприятной образовательной среды, стимулирует активность учащихся, обеспечивает индивидуализацию обучения и позволяет достигать высоких результатов в освоении учебного материала. Его разработка и внедрение требуют комплексного подхода, включающего анализ потребностей учащихся, учет особенностей учебного предмета и использование современных образовательных технологий [2, 4].

Список литературы

  1. Краевский, В.В. Основы обучения: Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.В.Краевский, А.В.Хуторской – М.: Академия, 2007. ‒ 352 с.
  2. Гельфман, Э.Г. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся / Э.Г. Гельфман, М.А. Холодная ‒ СПб.: Питер, 2006. ‒ 384 с.
  3. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. ‒ М: Педагогическое общество России, 1998. ‒ 640 с.
  4. Пак, М.С. Дидактика химии: учебник для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп / М.С. Пак. – СПб.: ТРИО, 2012. – 457 с.

Поделиться

9

Мусоджонзода Д. М. Развитие у учащихся устойчивого интереса к обучению и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности при обучении химии // Социальные инновации: образование, политика и гражданские инициативы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 сентября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13068-razvitie-u-uchashihsya-ustojchivogo-interesa-k-obucheniyu-i-formirovanie-navykov-samostoyatelnoj-poznavatelnoj-deyatelnosti-pri-obuchenii-himii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#38 (273)

Прием материалов

20 сентября - 26 сентября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

15 октября