Территория Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – автономный округ) отнесена к территориям Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, где производство сельскохозяйственной продукции нацелено в первую очередь на обеспечение внутренних и социальных нужд, а недостаточная сырьевая база негативно влияет на рентабельность предприятий перерабатывающей и пищевой промышленности. Агропромышленный комплекс – это сфера экономики автономного округа, формирующая продовольственную и экологическую безопасность, трудовой потенциал территорий, оказывающая влияние на здоровье и качество жизни населения автономного округа, которая представляет собой совокупность отраслей, связанных между собой экономическими отношениями при производстве, распределении, обмене и потреблении сельскохозяйственной продукции [3, с. 458].
В структуре производства обрабатывающего сектора промышленности на производство сельскохозяйственной и пищевой продукции приходится 0,9%, что связано со специфической особенностью региона, ориентированной, в первую очередь, на развитие нефтегазового сектора экономики [1, с. 131].
Кроме того, стоит отметить, что автономный округ в силу региональных природно-климатических особенностей является территорией, неблагоприятной для производства сельскохозяйственной продукции.
В связи с этим, большинство основных продовольственных культур на территории автономного округа не возделываются – это зерновые, масличные культуры, сахарная свекла. Производство картофеля и овощей открытого грунта представляет собой мелкотоварное производство.
Основными отраслями производства продукции в агропромышленном комплексе автономного округа являются животноводство, включая птицеводство и рыбная отрасль.
Индекс производства сельского хозяйства автономного округа в 2024 году составил 95,0% к соответствующему периоду 2023 года (в 2023 году к 2022 году – 98,4%, в 2022 году к 2021 году – 88,1%, в 2021 году к 2020 году – 85,8%).
Крупными производителями животноводческой продукции (молоко, мясо) в автономном округе являются АО «Агроника», СП «Белоярское», ООО «Обь-Регион», К(Ф)Х Башмаков В. А., К(Ф)Х Веретельников С. В. и т. д.
Также производством и реализацией сельскохозяйственной и пищевой продукции занимаются личные подсобные хозяйства.
Собственное обеспечение автономного округа основными видами продукции, исходя из рациональных норм потребления пищевых продуктов и численности постоянного населения, в соответствии с информацией Тюменьстат, составило (табл. 1) [5].
Таблица 1
Собственное обеспечение автономного округа по основным видам продукции
Основные продукты питания | Объем производства | Численность постоянного населения, тыс. человек | Самообеспеченность, % | |||||
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2022 год | 2024 год | |
Мясопродукты, тыс. тонн | 9,9 | 10,7 | 11,1 | 1722,058 | 1744,869 | 1779,51 | 11,8 | 8,4 |
Молоко, тыс. тонн | 25,0 | 22,8 | 20,3 | 5,0 | 3,5 | |||
Яйца, млн штук | 59,1 | 58,7 | 49,9 | 11,3 | 10,8 | |||
Картофель, тыс. тонн | 53,8 | 53,6 | 51,6 | 49,5 | 32,2 | |||
Овощи, тыс. тонн | 21,2 | 20,9 | 19,3 | 9,3 | 7,7 | |||
Рыба и рыбопродукты, тыс. тонн | 7,2 | 8,6 | 8,8 | 13,1 | 17,7 | |||
Хлебные продукты, тыс. тонн | 70,0 | 65,5 | 60,2 | 41,1 | 34,9 |
Таким образом, собственное производство, не покрывает, нормативных показателей, установленных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 21.01.2020 № 20, вследствие чего регион вынужден обеспечивать население в потребности сельскохозяйственной и пищевой продукцией за счет поставок из других субъектов России.
Помимо вышеуказанных причин, оказывающих влияние на обеспечение продовольственной безопасности автономного округа, следует отметить причины, повлиявшие на снижение объемов производства основных видов сельскохозяйственной и пищевой продукции:
- высокие издержки при производстве продукции в автономном округе;
- высокие цены на корма для сельскохозяйственных животных, а также на горюче-смазочные материалы;
- распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020–2023 годы;
- внешнее санкционное давление недружественных стран;
- рост ключевой ставки ЦБ РФ;
- высокая продовольственная инфляции (в том числе на сырье);
- возникновение очагов инфекционных, инвазионных и незаразных болезней сельскохозяйственных животных и птицы (африканская чума свиней, грипп птиц и т. д.) [2, с. 72].
Анализ производственных показателей автономного округа за 2024 год показал, что основное снижение пришло на молоку, яйцу и мясу. Если учесть сравнение индекса производства сельскохозяйственной продукции за последние 4 года, то увидим, что он составил 70%. Соответственно за 4 года реальные объемы производства, в том числе молока, мяса и яйца, в автономном округе снизились на 30%. Большое снижение производства пищевой продукции в автономном округе прослеживается с 2024 на 2025 год (табл. 2) [5].
Таблица 2
Сведения об объемах производства пищевой продукции в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с 2024 на 2025 год
Наименование продукции | Единица измерения | Данные за 2024 год | Темп, % отчетный год к предыдущему году | Данные по состоянию на 01.08.2025 | Темп, % отчетный период к соответствующему периоду прошлого года |
мясо и субпродукты | тысяч тонн | 8,252 | 91,3 | 4,128 | 90,7 |
молоко жидкое обработанное | тысяч тонн | 2,227 | 86,5 | 1,447 | 82,8 |
С целью поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и выравнивание их финансовой неустойчивости Правительством автономного округа разработаны и утверждены постановлением Правительства автономного округа от 10.11.2023 № 554-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие агропромышленного комплекса» меры государственной поддержки, направленные на устойчивое развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий, повышение конкурентоспособности, произведенной в автономном округе сельскохозяйственной продукции [4].
Государственная поддержка агропромышленного комплекса в сложившихся северных условиях крайне необходима для обеспечения стабильного и устойчивого развития сельского хозяйства и смежных отраслей, и позволяет решить ряд социально-экономических проблем.
На основании снижения производственных показателей Правительство автономного округа уделяет особое внимание проблемам агропромышленного комплекса, совершенствуя нормативную правовую базу, направленную на государственную поддержку агропромышленного комплекса.
Одними из последних принятых решений Правительством автономного округа в 2025 году изменения, внесенные в приложение 25 к постановлению Правительства автономного округа от 30 декабря 2021 года № 637-п путем увеличения ставки субсидии на реализованное молоко и молокопродукты коэффициент 2 для сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих в наличии маточное поголовье сельскохозяйственных животных всех видов в количестве 100 и более условных голов. При этом повышающий коэффициент 1,1 действующий в период повышенной готовности в автономном округе для таких организаций исключен [4].
Мера была принята по результатам проведенного анализа мер государственной поддержки и поиска проблемных вопросов в молочном направлении, так как ставки субсидии на молоко и молокопродукты были утверждены постановлением Правительства автономного округа от 19.10.2010 № 263-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2011 – 2013 годах» в размере 16 000,0 рублей за тонну и в дальнейшем размер ставки не пересматривался.
Изменение ставки субсидии направлено на стимулирование развития молочной отрасли в регионе, повышения ее конкурентоспособности и обеспечение стабильности поставок качественной продукции на внутренний рынок. Сельскохозяйственные товаропроизводители автономного округа, в свою очередь, смогут повысить эффективность своей деятельности.