Психическое и психологическое здоровье студентов во время панедмии COVID-19

Психическое и психологическое здоровье студентов во время панедмии COVID-19

Согласно гипотезе нашего исследования – предполагается, что с появлением новой инфекции COVID-19 у студентов наблюдается расстройство психического здоровья, а именно изменение типа эмоциональной реакции и появление депрессивных состояний. Исследование проводилось при помощи 2-х методик: диагностика типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В.В. Бойко и дифференциальная диагностика депрессивных состояний Зунге. Участниками исследования стали студенты различных ВУЗов города Пермь. В результате было определено, что появление новой коронавирусной инфекции никак не повлияло на психическое и психологическое здоровье студентов.

Аннотация статьи
COVID-19
депрессия
психическое здоровье
психологическое здоровье
Ключевые слова

Психическое и психологическое здоровье – главные компоненты здоровья. Благодаря данным компонентам здоровья, человек реализует свои возможности, противостоит стрессам и трудностям в жизни, вносит свой вклад в развитие общества и продуктивно работает.

Выделяют несколько показателей психического здоровья. К ним относятся: память, характер, эмоции, мышление, темперамент.

Множество различных факторов могут вызвать расстройство психического здоровья. Данные факторы условно разделяют на экзогенные, или внешние, и эндогенные – внутренние факторы. К внешним факторам относят инфекции, гипоксии, механические травмы мозга, психические травмы, истощение и так далее. К внутренним факторам можно отнести нарушения обмена веществ, функции эндокринных желез, аутоинтоксикации, генетический дефект.

Появление новой инфекции COVID-19 относится к внешним факторам, которые могут привести к расстройству психического здоровья.

Coronaviridae (COVID-19) – это большое семейство РНК-содержащих вирусов. Инфицирует как человека, так и животных. У человека вызывают ряд заболеваний – от легких форм острой респираторной инфекции (ОРВИ) до тяжелого острого респираторного синдрома (ТОРС или SARS).

Таким образом, целью данного исследования является выявления проблем психического и психологического здоровья студентов в условиях пандемии Covid-19.

Нами было исследовано психоэмоциональное состояние 84 студентов разных курсов различных высших образовательных организаций города Перми. Оценка данного показателя проводилась с помощью методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге. Данный опросник позволяет выявить состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза, субдепрессивное состояние и истинное депрессивное состояние.

Также мы использовали методику диагностики типа эмоциональной реакции на воздействие стимулов окружающей среды В. В. Бойко, с помощью которой мы смогли определить доминирующий тип эмоциональной реакции каждого из студентов.

В дополнение к данным методикам были предложены такие вопросы, как работал ли опрашиваемый с больными Covid-19, болел ли сам Covid-19 и болели ли его близкие, чтобы понять, существует ли зависимость между психоэмоциональным состоянием студента и данными неблагоприятными факторами, обусловленными пандемией.

Результаты исследования таковы: у 16,6% обнаружено состояние легкой депрессии ситуативного или невротического генеза, у 83,4% диагностировано состояние без депрессии (рис. 1). При этом, зависимости наличия депрессии от таких факторов, как работа с больными Covid-19, студент или его близкие болели Covid-19, не обнаружено (рис. 2). Практически равные показатели наличия легкой депрессии среди студентов младших (1, 2, 3) и старших (4, 5, 6) курсов – 15% от общего числа студентов младших курсов и 17,6% от общего числа студентов старших курсов соответственно (рис. 3).

Рис. 1. Психическое состояние студентов

Рис. 2. Психическое состояние студентов и факторы окружающей среды

Рис. 3. Сравнение наличия депрессивного состояние между студентами старших и младших курсов

У испытуемых преобладают эйфорический и рефрактерный типы реагирования на внешние стимулы и свойственны 45% студентов каждый. На долю дисфорического типа пришлось 1,2% опрошенных. Для 8,3% студентов оказался характерным эйфорически-рефрактерный тип реакции (рис. 4). Зависимости наличия депрессии от типа реагирования на внешние стимулы не обнаружено: у 42,8 % опрашиваемых с обнаруженной депрессией рефракторный тип реакции, у 50% – эйфорический тип реакции, у 7,2 % – эйфорически-рефрактерный тип (рис. 5). Среди студентов младших курсов (1, 2, 3) преобладает рефрактерный тип реагирования (51%), среди студентов старших курсов (4, 5, 6) преобладает эйфорический тип реагирования (49%) (рис. 6).

Рис. 4. Типы реагирования на внешние стимулы среди студентов

Рис. 5. Тип реагирования на внешние стимулы у студентов с легкой степенью депрессии

Рис. 6. Разница между типами реагирования среди студентов младших и старших курсов

На основе результатов проводимого исследования можно сделать выводы, что ситуация, связанная с Covid-19, не отразилась на психическом здоровье студентов. Мы не можем утверждать, что тот невысокий процент студентов, имеющих легкую депрессию ситуативного генеза, является следствием влияния на них пандемии, так как мы не обнаружили зависимости между психоэмоциональным состоянием студентов и неблагоприятными факторами, обусловленными пандемией.

Депрессия – это неспецифическая реакция организма на стресс. Студенческая жизнь полна чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение, прежде всего это, конечно же, экзаменационный стресс. Так как во время пандемии все учебные заведения были переведены на дистанционное обучение, экзамены проходили в форме тестирования. Характер стрессовых реакций студентов зависит от формы экзамена. Тестовый экзамен дает менее выраженный стресс, чем традиционный устный [2, с. 85], что и показывают результаты нашего исследования.

Очень часто стрессом для студентов младших курсов становится разлука с близкими. Однако, формат дистанционного обучения позволил многим студентам усваивать учебный материал дома, что уменьшило возможность возникновения депрессии.

Текст статьи
  1. Баякина О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2009. – Т. 11, № 4 (5). – С. 1195-1199.
  2. Психология здоровья: электрон. учебное пособие / Е.А. Денисова [и др.]. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017 – 1 оптический диск. С. 81-86.
  3. Дубровина И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности // Вестник практической психологии образования. - 2009. - № 3. – C. 17-21.
  4. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования: моногр. - М.: Моск. психол.-соц. ун-т, 2014. - 464 с.
  5. Ковалёва Л.М. Исследование особенностей проявления стрессовых состояний студентов медицинских колледжей в период их профессиональной подготовки // Вестник СевГТУ. – Вып. 104: Педагогика: сб. наук. пр. - Севастополь: Вид-во СевГТУ, 2010. - С. 103-106.
  6. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. ГС. Никифорова. – СПб., 2010. С. 256.
  7. Шувалов А.В. Психологическое здоровье человека // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. – 2009. –№ 4 (15). – С. 87-101.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 31 июля по 06 августа
Осталось 5 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
10 августа
Загрузка в eLibrary
10 августа
Рассылка печатных экземпляров
18 августа