Целью настоящей статьи является комплексный анализ содержания понятий «ответственность в семейном праве» и «семейно-правовая ответственность».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Определить содержание понятий «ответственность в семейном праве» и «семейно-правовая ответственность»;
- Определить соотношение понятий «ответственность в семейном праве» и «семейно-правовая ответственность».
Любой вид юридической ответственности, как и юридическая ответственность в целом, может рассматриваться в объективном и субъективном смысле: в первом случае она представляет собой правовой институт, т. е. совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения в соответствующей сфере, а во втором – обязанность лица претерпеть определенные меры государственного принуждения [8, с. 24].
Исключением в данном отношении не является и ответственность в семейном праве, однако, в рамках настоящего исследования предлагается акцентировать внимание лишь на субъективном подходе к пониманию юридической ответственности.
Все виды юридической ответственности объединяют признаки, раскрывающие сущность данного понятия (общие признаки юридической ответственности). Соответственно, их наличие характерно для любой ее разновидности.
К числу таковых, на наш взгляд, необходимо относить следующие признаки:
- Являет собой субъективную юридическую обязанность, т.е. меру должного поведения;
- Должное поведение выражается в претерпевании различных мер государственного принуждения;
- Меры государственного принуждения могут иметь личный, имущественный или организационный характер;
- Реализация мер юридической ответственности является следствием совершения противоправного деяния.
Традиционно принято выделять следующие виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная (в т. ч. материальная) и гражданско-правовая. Сегодня нередко обособляются и некоторые иные виды юридической ответственности – конституционная, налоговая, бюджетная и др. Перечень видов юридической ответственности зависит от классификационного критерия, лежащего в основе их дифференциации [10, с. 24].
В основе вышеуказанной классификации лежит критерий отраслевой принадлежности правовых норм, регламентирующих общественные отношения, опосредующие реализацию мер юридической ответственности. В этом случае количество видов юридической ответственности зависит от того, существование скольких отраслей права признает тот или иной автор. Результатом дифференциации юридической ответственности на основании данного критерия является и такой вид юридической ответственности как семейно-правовая ответственность, которую, в свою очередь, необходимо отличать от ответственности в семейном праве [9, с. 34].
В отечественной юридической доктрине сегодня можно обнаружить такие понятия как «ответственность в семейном праве» и «семейно-правовая ответственность» (или же «семейная ответственность»). Комплексный анализ научных трудов, посвященных исследуемой тематике, показывает, что данные понятия иногда необоснованно смешиваются [7, с. 42].
Как представляется, ответственность в семейном праве – это наиболее широкое понятие, которое, помимо семейно-правовой ответственности, включает в себя и другие виды юридической ответственности (в т. ч. уголовная, административная и гражданско-правовая), меры которой могут реализоваться за нарушение требований семейного законодательства. Нарушения в сфере семейно-правовых отношений могут влечь за собой различные юридические последствия, в связи с чем и меры юридической ответственности за допущение (совершение) таких нарушений могут иметь различную отраслевую принадлежность.
Основанием наступления ответственности в семейном праве является совершение семейного правонарушения, которое может быть определено как противоправное и виновное деяние, нарушающее нормы семейного законодательства и не соответствующее интересам отдельных участников семейных правоотношений. Следствием совершения такого правонарушения, по справедливому замечанию Ю. Ф. Беспалова, может быть реализация мер различных видов юридической ответственности, включая семейно-правовую ответственность [6, с. 46]. Проанализируем это на следующем примере.
Так, гражданка Ф. неоднократно привлекалась к административной ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей в отношении своего несовершеннолетнего сына по ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) [4]. Позднее Ф. неоднократно применила в отношении своего несовершеннолетнего сына насилие, выразившееся в неоднократном нанесении побоев. В содеянном Ф. были обнаружены признаки преступления, в связи с чем ее деяния были квалифицированы по п. «г» ч. 2 ст. 117 и ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) [3]. По причине совершения названых правонарушений Ф. была лишена родительских прав в отношении своего несовершеннолетнего сына. Кроме того, в процессе рассмотрения судом уголовного дела прокурором в интересах несовершеннолетнего сына Ф. был заявлен гражданский иск о компенсации морального вреда в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) [1], который в последующем судом был удовлетворен [5].
Все правонарушения, совершенные Ф. в отношении своего несовершеннолетнего сына, так или иначе, связаны с отношениями, регламентированными семейным законодательством, перечень которых определен ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – СК РФ) [2]. При этом в отношении Ф. были реализованы меры 4 видов юридической ответственности:
- Административной (ст. 5.35 КоАП РФ);
- Уголовной (ст. 117, 156 УК РФ);
- Семейно-правовой (ст. 69 СК РФ);
- Гражданско-правовой (ст. 151 ГК РФ).
Меры юридической ответственности в данном случае предусмотрены правовыми нормами различной отраслевой принадлежности, но все нарушения связаны с неисполнением Ф. обязанности родителя по воспитанию несовершеннолетнего ребенка (ст. 63 СК РФ), т. е. вытекают, прежде всего, из содержания требований, закрепленных в семейном законодательстве. Именно поэтому наиболее целесообразно говорить о том, что в каждом из вышеуказанных случаев речь идет об ответственности в семейном праве (т. е. об ответственности в сфере семейных отношений). О семейно-правовой ответственности можно говорить лишь применительно к лишению родительских прав, поскольку все иные меры ответственности регламентированы правовыми нормами другой отраслевой принадлежности.
Вывод: следует заключить, что в рамках семейного права могут реализовываться различные виды юридической ответственности, одним из числа которых является семейно-правовая ответственность, т. е. ответственность, предусмотренная непосредственно положениями семейного законодательства. Семейно-правовая ответственность – это разновидность ответственности в семейном праве, в то время как последняя объединяет в себе также гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.