Главная
АИ #38 (273)
Статьи журнала АИ #38 (273)
Понятие риска в алеаторных сделках

Понятие риска в алеаторных сделках

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

алеаторные сделки
риск
гражданское право
страхование
рента
игры и пари
судебная защита
обязательства
неопределенность

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу риска в алеаторных сделках в российском гражданском праве. Рассматриваются особенности этих сделок, где риск является основным элементом, и проблемы правового регулирования, связанные с отсутствием единого определения алеаторных договоров в законодательстве. Сделаны выводы о необходимости уточнения правовых норм для защиты сторон и включения общих положений об алеаторных сделках в Гражданский кодекс РФ.

Текст статьи

Введение

Алеаторные или же рисковые сделки в настоящий момент занимают особое место в системе гражданско-правовых договоров, в связи с тем, что их главной особенностью является неопределенность размера и соотношения взаимных предоставлений сторон на момент заключения договора. В условиях развития современного гражданского оборота значение таких договоров неуклонно возрастает, что актуализирует необходимость более детального изучения правовой природы риска, как главного элемента алеаторных сделок.

В Российском законодательстве до настоящего времени отсутствует легальное понятие алеаторных сделок, что порождает некоторые трудности в правоприменительной практике. Особую важность занимают вопросы судебной защиты прав участников алеаторных сделок, квалификации спорных отношений и определения границ применения специальных правовых режимов.

Целью настоящей научной статьи является – анализ правовой природы риска в алеаторных сделках в рамках Российского гражданского права, выявления особенностей его правового регулирования, а также, проблем правоприменительной практики.

Понятие и признаки алеаторных сделок

Алеаторные (от лат. alea – игральная кость, случай) сделки известны еще со времен римского права. В источниках римского права упоминались такие разновидности алеаторных договоров как emptio spei (покупка надежды) и emptio rei speratae (покупка ожидаемой вещи). Как указывал Помпоний в Дигестах, при emptio spei «купля считается совершенной, если ничего не будет получено, т. к. имеется покупка надежды (alea emitur)». Именно этому фрагменту современная цивилистика обязана появлением выражения «алеаторная сделка».

В российской дореволюционной цивилистике вопросы алеаторных договоров получили глубокую разработку в трудах К. П. Победоносцева, который определял их как договоры, в которых «расчет на неверное и случайное составляет основную цель и главное содержание», поскольку намерения сторон, конечный результат и материальная ценность договора «поставлены в зависимость от события совершенно неизвестного, или случайного, или только вероятного».

В современной российской цивилистике отсутствует единое легальное определение алеаторных сделок. Гражданский кодекс РФ не содержит общих положений об алеаторных договорах, ограничиваясь регулированием отдельных их видов. Однако в доктрине выработаны основные признаки таких сделок:

  1. Неопределенность результата – размер и соотношение взаимных предоставлений сторон на момент заключения договора неизвестны и зависят от наступления случайных обстоятельств;
  2. Риск как элемент обязательства – стороны сознательно принимают на себя риск получения выгоды или убытка, причем этот риск является обоюдным;
  3. Зависимость от случайного события – исполнение обязательств ставится в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
  4. Отсутствие эквивалентности – возможно значительное имущественное расхождение между встречными предоставлениями.

По справедливому замечанию О. С. Иоффе, риск, принимаемый на себя каждой из сторон в алеаторных договорах, выражается в допустимости того, что, либо один, либо другой контрагент фактически получит встречное удовлетворение меньшего объема, чем им самим представленное.

Риск, как основополагающий элемент в алеаторных сделках

Категория риска в алеаторных сделках имеет особое правовое значение. В отличие от общих положений о риске в гражданском праве, закрепленных в статьях 211, 312, 393 ГК РФ, где риск рассматривается как неблагоприятное последствие, которого стороны стремятся избежать, в алеаторных договорах риск составляет саму сущность правоотношения.

Как справедливо отмечает М. И. Брагинский, алеаторные договоры – это договоры, в которых распределение риска между сторонами составляет их цель. Риск здесь не просто присутствует в той или иной степени, а приобретает определяющий смысл в договоре, характеризует его.

Принципиальное значение имеет тезис о том, что отсутствие риска в алеаторной сделке влечет ее ничтожность. Так, договор страхования является ничтожным, если событие, в нем предусмотренное, уже наступило или стало невозможным еще до заключения договора (п. 2 ст. 930 ГК РФ), поскольку неопределенность является необходимым существенным элементом всякой страховой сделки.

В алеаторных сделках можно выделить несколько видов рисков:

  1. Страховой риск – в договорах страхования (ст. 929 ГК РФ) риск связан с вероятностью наступления страхового случая и размером возможного ущерба;
  2. Биографический риск – в договорах пожизненной ренты (ст. 596 ГК РФ) риск связан с продолжительностью жизни получателя ренты;
  3. Спекулятивный риск – в договорах об играх и пари риск основан на случайности исхода и надежде на благоприятный результат;
  4. Рыночный риск – в биржевых сделках риск связан с колебанием цен на товары, валютные курсы, процентные ставки.

Помимо всего прочего, следует отметить, что в отечественной юридической литературе выделяются три концепции риска: объективная, субъективная и дуалистическая.

Согласно объективной концепции [8, с. 184; 9, с. 55; 10, с. 38] под риском следует понимать возможность (или опасность) наступления неблагоприятных последствий (имущественного или личного характера).

Субъективная концепция [11, с. 77; 12, с.34; 13; 14], выдвинутая в начале 70-х годов прошлого века и получившая дальнейшее обоснование и развитие, рассматривает риск в качестве психического отношения субъекта к случайным последствиям своего поведения, допущения этих последствий, волевого регулирования поведения в определенных ситуациях.

Дуалистическая концепция [15, 16] объединяет объективный и субъективный подходы. По мнению представителей данной концепции, риск связан с выбором альтернативы, расчетом вероятности исхода выбора, и здесь проступает его субъективная сторона. Однако субъекты общественных отношений неодинаково воспринимают одну и ту же величину социального риска, что также свидетельствует в пользу понимания риска как субъективной категории. Вместе с тем риск объективен, поскольку является формой количественно-качественного выражения неопределенности, отражает реально существующие в общественной жизни явления, процессы и т. д. Кроме того, риск порождается процессами не только субъективного характера, но и такими, существование которых в конечном счете не зависит от сознания человека.

Современные проблемы правового регулирования алеаторных сделок

Основной проблемой правового регулирования алеаторных сделок в российском праве является отсутствие единого подхода к их определению и классификации. Гражданский кодекс РФ не содержит общих положений об алеаторных договорах, что создает трудности в правоприменении.

Как справедливо отмечается в литературе, необходимо дополнить главу 27 ГК РФ статьей, определяющей алеаторный договор как «соглашение, в котором встречное предоставление выражается в возможности обретения имущественного блага в зависимости от обстоятельства, не подвластного воле сторон».

Другой проблемой является нечеткость критериев отнесения сделок к играм и пари. Как показывает судебная практика, суды нередко расширительно толкуют понятие игровых сделок, что может привести к необоснованному лишению судебной защиты законных требований участников гражданского оборота.

Требует совершенствования и правовое регулирование биржевых сделок. Несмотря на то, что п. 2 ст. 1062 ГК РФ предусматривает судебную защиту требований по сделкам, заключенным на бирже, на практике возникают сложности с квалификацией конкретных финансовых инструментов.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. Алеаторные сделки представляют собой особую категорию гражданско-правовых договоров, отличительной чертой которых является принципиальная неопределенность размера и соотношения взаимных предоставлений сторон на момент заключения договора.
  2. Риск в алеаторных сделках имеет особую правовую природу – он не является нежелательным последствием, а составляет саму сущность правоотношения. Отсутствие риска делает алеаторную сделку ничтожной.
  3. Судебная практика по алеаторным сделкам характеризуется неединообразием подходов, особенно в вопросах квалификации сделок как игровых и определения границ судебной защиты.
  4. Назрела необходимость совершенствования законодательного регулирования алеаторных сделок путем включения в ГК РФ общих положений о таких договорах и уточнения критериев их отграничения от игр и пари.

Развитие правового регулирования алеаторных сделок должно учитывать потребности современного гражданского оборота и обеспечивать баланс между защитой участников таких сделок и предотвращением злоупотреблений в сфере игорной деятельности.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
  3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. 1055 с.
  4. Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975. 880 с.
  5. Миронов И.В. Алеаторные договоры в российском гражданском праве: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 186 с.
  6. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Часть третья: Договоры и обязательства. М.: Статут, 2003. 622 с.
  7. Запорощенко В.А. Алеаторные сделки в системе российского гражданского права // Юридический вестник ПГУ. 2020. № 3. С. 15-24.
  8. Малеин Н.С. Гражданско-правовое положение личности. М., 1975. С. 184.
  9. Собчак А.А. О некоторых спорных вопросах общей теории правовой ответственности // Правоведение. 1968. № 1. С. 55.
  10. Поваренков А.Ю. Риск в предпринимательской деятельности // Проблемы защиты субъективных гражданских прав: Сборник научных трудов. Ярославль, 2001. С. 38.
  11. Ойгензихт В.А. Проблема риска в гражданском праве. Душанбе, 1972. С. 77.
  12. Братусь С.Н. Спорные вопросы теории юридической ответственности // Советское государство и право. 1973. № 4. С. 34.
  13. Нинидзе Ф.Г. Крайняя необходимость по советскому гражданскому праву: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1974.
  14. Копылов В.А. Риск в предпринимательской деятельности: Дис. канд. юрид. наук. Волгоград, 1996.
  15. Альгин А.П. Новаторство, инициатива, риск. Л., 1987.
  16. Харитонов Е.О. Категории субъективного и объективного риска в советском гражданском праве // Проблемы правоведения. Вып. 40. Киев, 1979.

Поделиться

19

Шкловчик В. Д. Понятие риска в алеаторных сделках // Актуальные исследования. 2025. №38 (273). URL: https://apni.ru/article/13087-ponyatie-riska-v-aleatornyh-sdelkah

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#38 (273)

Прием материалов

20 сентября - 26 сентября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

30 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

15 октября