Устойчивое функционирование всего организма, психологическое и эмоциональное состояние и выдержка, высокая результативность выполнения служебных задач, скорость, сноровка, развитая физическая сила, опорно-двигательная система, все это является необходимыми физиологическими особенностями курсантов, для успешного прохождения учебного процесса в образовательных организациях ФСИН [1, с. 287]. Развитые навыки помогают им не только в процессе всего обучения стойко и мужественно выполнять поставленные задачи и курсантские обязанности, но и вырабатывают у них необходимые качества сотрудник УИС. В дальнейшем, когда курсант окончит институт, будет проходить службу в различных учреждениях и органах УИС, в различных территориальных органах с особыми условиями службы, ему придется сталкиваться со множеством трудностей, в том числе применяя физические навыки в ходе выполнения своих служебных задач и полномочий. В каждом учреждении, независимо от его вида, сотрудник может столкнуться с применением таких физических навыков как быстрота передвижения, выносливость, быстрота оценивания ситуации и умение применить боевые приемы борьбы на практике, преодоление ограждений. Все это связанно с тем, что служба в уголовно-исполнительной системе связанна с постоянными рисками для здоровья и жизни, с чрезвычайными ситуациями и происшествиями, которые могут возникнуть в учреждении в любой момент.
Только при задержании сбежавшего осужденного из колонии или пытающего совершить побег, при выполнении приемов самообороны или отражения нападения с ножом, палкой или пистолетом, при пресечении массовых беспорядков, вовлекается почти вся (минимум 3/4) мышечных групп всего организма. Что является для него определенным стрессом, как в физическом, так и в эмоциональном плане. Поэтому, физической подготовке в образовательных организациях ФСИН уделяют большое значение.
В самом начале курсантского пути, будучи еще абитуриентом, необходимо сдать нормативные установки по физической подготовке, чтобы поступить в образовательную организацию. Это делается в первую очередь для того, чтобы понимать, выдержит ли постоянной физической нагрузки поступающий или нет. Данная процедура нормативно отраженна в Федеральном законе № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», где четко указывается на то, что гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительную систему, должен быть способен по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности сотрудника. Физическая подготовка проходит в виде пар занятий с преподавателем, который обладает всеми необходимыми навыками и знаниями, для успешного обучения курсантов боевыми приемами борьбы, развитием их выносливости при беге на длинные дистанции, увеличение скорости при беге на короткие дистанции и конечно для успешного преодоления полосы препятствий. Проводятся различные спортивно-массовые мероприятия в выходные дни для всех курсантов института. Создаются спортивные команды по различным видам спорта, члены которой, освобождаются от ряда занятий и посещают тренировки, выезжают в командировки и на соревнования в другие города Российской Федерации. Курсанты, которые не состоят в сборной института, после пар, могут посвятить часы самоподготовки совершенствованию своих спортивных и физических навыков самостоятельно или посетить в определенные установленные дни и часы – консультацию у преподавателя.
Стоит отметить, что многие ученные и авторы научных исследований считают, что физическая подготовка тесно связанна с психологическими особенностями человека, с его эмоциональной системой. Они уверенны, что физическая подготовка, занятие спортом, как на профессиональном уровне, так и на любительском, несет положительное влияние на нервную систему, эмоциональное состояние, так как благодаря выплескиванию негативной энергии, организм восстанавливается и настраивается на работу вновь. Хотим также отметить, что многими зарубежными учеными, благодаря проведенным исследованиям, было доказано, что благодаря физической нагрузке, человек получает определенный заряд положительной энергии и эмоций, а также мысленно отвлекается от своих внутренних переживаний, бытовых проблем.
Поэтому, проходя свой начальный этап службы в стенах института, курсант должен совершенствовать на постоянной основе свои физические умения и навыки. А для этого необходимо систематическое повторение эффективных физических упражнений и тренировок, добавляя с течением времени их сложность. Это поможет не только в дальнейшей службе при исполнении своих должностных обязанностей, но и для становления определенных личностных качеств, эмоциональной разгрузки, как сейчас, так и в дальнейшем [2, с. 94-96].
В последнее время, нормативы по физической подготовке уменьшают, делая более доступными для сдачи тем, кто не занимается спортивной деятельностью. Скорее всего, это связанно с тем, что результаты сданных нормативов курсантами на оценочных занятиях и зачетах имеют большую статистику «не сдачи». Не все курсанты находят свое применение в спорте. Кто-то, более развит в научной деятельности, кто-то в творческой, и совмещать несколько аспектов сразу – не у всех получается. Многое зависит от учебной успеваемости и занятости курсантов, а также от самой мотивации. Не стоит упускать и факт наличия достаточной материальной базы и инфраструктуры на территории или вблизи территории образовательной организации, а также возможности ее посещения. Для совершенствования своих физических навыков у курсантов создаются основные условия, для занятия их спортом, но, эти условия зачастую имеют ограниченный вид.
Основными проблемами на наш взгляд выступают:
1. Отсутствие времени или его ограниченное количество. Курсанты ходят в наряды, пропускают пары занятий, которые им потом необходимо отрабатывать, что отнимает определенное количество времени и сил. В часы самоподготовки занимаются и стараются подготовиться к следующему учебному дню. К сожалению, даже если и есть возможность самостоятельно позаниматься спортом после пар занятий, вместо часов самоподготовки, остается мало времени до ужина, на который он обязан прибыть вовремя. Времени, с учетом тренировки и проведения всех гигиенических мероприятий после нее, катастрофически мало. После ужина курсанты часто находятся на уборке территории или на вечерних мероприятиях на курсе.
К решению данной проблемы можем предложить следующее: предусмотреть спортивный день после обеда. Пример:
- 1 курс. В понедельник пары в виде семинаров и практик, после обеда курсанты освобождаются от самоподготовки и занимаются спортом сразу после обеда. Исключением будут курсанты, имеющие задолженности по учебе. Во вторник у курсантов 1 курса будут только лекционные пары, для того, чтоб понедельник они могли посвятить спорту и не готовиться к семинарским занятиям на часах самоподготовки.
- 2 курс. Во вторник пары в виде семинаров и практик, после обеда курсанты освобождаются от самоподготовки и занимаются спортом сразу после обеда. Исключением будут курсанты, имеющие задолженности по учебе. В среду у курсантов 2 курса будут только лекционные пары для того, чтобы вторник они могли посвятить спорту и не готовиться к семинарским занятиям на часах самоподготовки.
- 3 курс. В среду пары в виде семинаров и практик, после обеда курсанты освобождаются от самоподготовки и занимаются спортом сразу после обеда. Исключением будут курсанты, имеющие задолженности по учебе. В четверг у курсантов 3 курса будут только лекционные пары для того, чтобы среду они могли посвятить спорту и не готовиться к семинарским занятиям на часах самоподготовки.
- 4 курс. В четверг пары в виде семинаров и практик, после обеда курсанты освобождаются от самоподготовки и занимаются спортом сразу после обеда. Исключением будут курсанты, имеющие задолженности по учебе. В пятницу у курсантов 4 курса будут только лекционные пары для того, чтобы четверг они могли посвятить спорту и не готовиться к семинарским занятиям на часах самоподготовки.
2. Отсутствие достаточной мотивации. Не все курсанты имеют желание заниматься спортом и вообще любят это делать. К сожалению оценки, полученные в ходе занятий, не воздействуют на всех, а перекрывать увольнения тем курсантам, кто не справляется с физической подготовкой, не всегда носит положительный эффект. Тем более, чтобы улучшить физические качества нужно время, и достаточно много.
К решению данной проблемы можем предложить следующее: предусмотреть возможность курсантом получать классность в период обучения в образовательной организации наравне с сотрудниками. Дополнительно в выходные дни, спортивные праздники приглашать профессиональных спортсменов, для проведения бесед и мастер-классов, рассмотреть возможность прохождения спортивных курсов на территории института.
3. Отсутствие достаточной материальной базы. К сожалению, не в каждой образовательной организации имеется полноценный спортивный комплекс, оборудованный современный стадион, новый и качественный инвентарь, который бы могли выдавать на пары занятий и в процессе тренировки.
К решению данной проблемы можем предложить следующее: в первую очередь увеличение финансирования, закупка инвентаря, спортивных снарядов, тренажеров, лыжного комплекта, современное оборудование тренажерного и спортивного зала. Оборудование стадиона, а именно: установка трибун, искусственное покрытие беговых дорожек, искусственное покрытие футбольного поля, создание современных и полноценных площадок для командных игр.
Также отдельно в проблематику можно внести – недостаточную подготовку абитуриентов к вступительным испытаниям по физической подготовке. Для ее решения можно рассмотреть такую возможность, как проведение преподавателями дополнительных тренировок или курсов, по подготовке к вступительным испытаниям.
Таким образом, подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что физическая подготовка положительно влияет на становление профессиональных качеств, которые пригодятся курсантам как при прохождении службы в образовательной организации, так и в дальнейшем на службе в учреждениях УИС. Физические занятия спортом также помогают не только подтянуть свои физические качества, но и улучшить психологическую и эмоциональную систему, разгрузить от переживаний и рутины свой организм, мысли и голову. Поэтому, физическая культура и создание необходимых условий, для занятий спортом важны, не только для самих курсантов, но и образовательных организаций ФСИН.