Главная
АИ #38 (273)
Статьи журнала АИ #38 (273)
Современные трудности школьников при усвоении письма и чтения: логопедический ас...

Современные трудности школьников при усвоении письма и чтения: логопедический аспект

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дислексия
дисграфия
фонематический слух
логопедические трудности

Аннотация статьи

В статье рассматриваются актуальные проблемы школьников при овладении письмом и чтением в условиях современной образовательной среды. Особое внимание уделено логопедическому аспекту трудностей.

Текст статьи

Введение

Письмо и чтение являются основными средствами обучения, лежащими в основе формирования общеучебных умений и когнитивного развития ребёнка. Трудности в овладении данными навыками оказывают негативное влияние на успеваемость, эмоционально-личностное развитие и социальную адаптацию школьников [6, 7]

В последние годы специалисты отмечают рост числа детей, испытывающих затруднения в усвоении письменной речи. В логопедической практике всё чаще встречаются специфические нарушения письма и чтения – дисграфия и дислексия [6], которые требуют дифференцированного подхода к диагностике и коррекции. Кроме того, в условиях цифровизации детства и изменения коммуникативной среды актуализируется проблема снижения мотивации к чтению и письму [3, с 142].

Логопедические трудности при овладении чтением

Процесс овладения чтением в значительной степени зависит от уровня сформированности фонематического слуха, способности ребёнка дифференцировать звуки речи, проводить звуковой анализ и синтез [4, с. 78]. Недостаточная развитость этих функций проявляется в:

  • замене букв и слогов при чтении,
  • искажении звукобуквенных соответствий,
  • нарушении понимания прочитанного текста.

Кроме того, важным компонентом является зрительно-пространственная функция, обеспечивающая правильное восприятие букв, их последовательности и направления чтения. При её несформированности ребёнок может зеркалить буквы, путать схожие по графике символы («п» и «т», «ш» и «щ»), терять строку [6].

Логопедические трудности при овладении письмом

Навык письма формируется на основе сложной координации зрительных, слуховых и моторных анализаторов. При несформированности отдельных звеньев речевой системы у школьников наблюдаются:

  • фонематические ошибки – замены и пропуски букв, искажения слоговой структуры слова;
  • орфографические ошибки – нарушение применения правил даже при их знании;
  • аграмматизмы – трудности с согласованием слов в предложении, нарушением грамматической структуры;
  • графомоторные нарушения – трудности с почерком, неустойчивое письмо, замедленный темп [7].

В логопедической практике данные проявления рассматриваются как проявления дисграфии, которая имеет различные формы (фонематическая, аграмматическая, оптическая, моторная) [4, с. 67].

Специфические нарушения письма и чтения

Дислексия и дисграфия выделяются как наиболее значимые специфические нарушения. Их природа носит многофакторный характер: сочетание незрелости высших психических функций, особенностей речевого развития и неблагоприятных педагогических условий [5, с. 35]. Диагностика таких нарушений требует комплексного подхода: логопедического обследования, анализа устной и письменной речи, оценки состояния внимания, памяти и зрительно-пространственных функций [5, с. 45].

Причины возникновения трудностей:

  1. Нейропсихологические особенности: задержка формирования фонематических и зрительно-пространственных функций, недостаточная зрелость мозговых структур, отвечающих за речь и письмо [2, с. 132].
  2. Социальные факторы: дефицит речевого общения в семье, снижение роли книги в досуге ребёнка, недостаточная читательская культура родителей [2, с. 45].
  3. Цифровая среда: преобладание визуально-динамической информации формирует клиповое мышление и снижает устойчивость внимания при работе с текстом [3, с. 76].
  4. Билингвизм: смешение языковых систем приводит к затруднениям в усвоении фонетических и грамматических норм школьного языка [4, с. 65].
  5. Образовательные факторы: высокая учебная нагрузка, недостаток индивидуального подхода, позднее выявление речевых нарушений [4, с. 57].

Логопедические пути преодоления трудностей

Эффективная коррекция нарушений письма и чтения возможна только при условии комплексного воздействия, включающего работу логопеда, учителя и родителей.

Основные направления:

  • развитие фонематического восприятия: упражнения на различение звуков, подбор слов с заданными звуками, звуковой анализ и синтез [1, с. 64];
  • формирование звукобуквенных связей: использование наглядного материала, карточек, схем [2, с. 114];
  • развитие графомоторных навыков: пальчиковая гимнастика, работа с прописями, упражнения на мелкую моторику [2, с. 114];
  • коррекция зрительно-пространственных функций: задания на ориентировку в пространстве, различение сходных графем, чтение и письмо с опорой на зрительный контроль [5, с. 65];
  • развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи, что напрямую влияет на грамотность письменной речи [4, с. 15].

Роль семьи и школы

Успех коррекционной работы во многом зависит от вовлеченности родителей. Совместное чтение, обсуждение книг, ограничение времени за гаджетами, поддержка положительной мотивации – важные условия формирования устойчивых навыков [3, с. 56].

Со стороны школы необходимы:

  • ранняя диагностика трудностей,
  • организация логопедической помощи,
  • применение индивидуализированных образовательных маршрутов для детей с особыми потребностями [4, с. 17].

Заключение

Современные трудности школьников в усвоении письма и чтения тесно связаны с состоянием речевого развития и формированием высших психических функций. С позиции логопедии ключевыми являются нарушения фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, зрительно-пространственных и моторных функций [1, с. 100].

Успешное преодоление данных трудностей возможно только в условиях комплексного подхода: ранней диагностики, систематической логопедической коррекции, педагогической поддержки и активного участия семьи.

Такой подход позволяет не только устранить проблемы письма и чтения, но и обеспечить гармоничное развитие ребёнка и его успешную социализацию [2, с. 51].

Список литературы

  1. Vellutino F.R., Fletcher J.M., Snowling M.J., Scanlon D.M. (2004). Specific reading disability (dyslexia): What have we learned in the past four decades? Journal of Child Psychology and Psychiatry, № 45(1), P. 2-40.
  2. Snowling M.J. (2020). Defining and understanding dyslexia: Past, present and future. Dyslexia, № 26(1), P. 4-14.
  3. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. (2010). Нарушение чтения и письма у младших школьников: диагностика и коррекция. Санкт-Петербург: Речь.
  4. Садовникова И. (2006). Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Москва: Владос.
  5. Белоус Е.Н. (2009). К проблеме структуры фонематического слуха. Известия РГПУ им. А.И. Герцена, № 113, С. 31-36.
  6. Логопедические ресурсы (Almanah Logopeda, LogopedPlus, Nsportal). (дата обращения: 2025). Доступны по адресу: https://almanah-logopeda.ru; https://logopedplus.ru; https://nsportal.ru.
  7. Каталоги методической литературы по логопедии (КорУнБ, специализированные книжные коллекции). (дата обращения: 2025).

Поделиться

6

Гладких М. К. Современные трудности школьников при усвоении письма и чтения: логопедический аспект // Актуальные исследования. 2025. №38 (273). URL: https://apni.ru/article/13098-sovremennye-trudnosti-shkolnikov-pri-usvoenii-pisma-i-chteniya-logopedicheskij-aspekt

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#38 (273)

Прием материалов

20 сентября - 26 сентября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

30 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

15 октября