Главная
АИ #1 (1)
Статьи журнала АИ #1 (1)
Автомобилестроение: перспективы развития рынка после кризиса

Автомобилестроение: перспективы развития рынка после кризиса

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

автомобилестроение
БРИКС
темпы роста
макроэкономические показатели
производство

Аннотация статьи

В статье проводится детальный анализ отрасли автомобилестроения по состоянию на сегодняшний день, а также рассматриваются основные направления ее возможного развития с учетом сложившихся экономической и политической ситуаций. Причины ограниченного роста объема продаж и негативное влияние макроэкономических показателей на производство легковых автомобилей ведущих стран могут стать преимуществами для развития отрасли в странах с развивающейся экономикой.

Текст статьи

Автомобилестроение относится к одной из ведущих отраслей промышленности, которая в некоторых странах считается основополагающей в развитии национальной экономики. Это настолько масштабный сегмент производства, что избежать влияния на него различных макроэкономических факторов просто не представляется возможным.

Так в 2013-2016 годы на российском рынке автомобилестроения наблюдалось резкое сокращение объемов продаж, причиной которого стало ухудшение макроэкономических показателей. Лишь к 2018 году специалисты смогли отметить заметный темп роста объемов продаж, который составил 12,8%. К сожалению, в настоящее время развитие рынка приостановилось в связи с ослаблением курса рубля, падения цен на нефть и повышения ставки НДС до 20%.

Похожая ситуация наблюдается в отрасли и в мировом масштабе: рост стоимости кредитов, волатильность нефтяных цен, выход Великобритании из ЕС, снижение деловой активности стран – все эти фактора являются существенными барьерами для быстрого роста автомобильного сектора.

В сложившейся ситуации экономисты все большее внимание уделяют странам БРИКС, а именно, рынкам России, Бразилии и Индии, темпы роста которых, на данный момент, составляют 12,8%, 14,9% и 8,3% соответственно.

Ниже представлен ожидаемый темп роста продаж легковых автомобилей по странам в период с 2018 по 2025 годы (рис. 1).

Изучив график, можно отметить, что в 2019 и последующие годы наибольший рост объемов продаж легковых автомобилей покажут страны БРИКС, в то время как в странах ЕС рост рынка будет ограничен, а в США даже снижен.

Данные выводы были сформулированы не только под действием влияния макроэкономических показателей на темпы роста объемов продаж, но и в зависимости от показателя плотности автопарка. Для сравнения, по результатам 2018 года в России на 1000 взрослых людей приходится лишь 371 автомобиль, в то время как в Северной Америке – 928.

Сравнение плотности автомобилизации по странам отражено на графике ниже (рис. 2).

Рис. 1. Ожидаемый темп роста в период с 2018 по 2025 гг.

Рис. 2. Плотность автомобилизации по странам

Такое распределение плотности автопарка напрямую определяется средним сроком полезного использования автомобилей. Например, в России он колеблется около 13 лет, в США же держится на уровне 9 лет. Это может также свидетельствовать о том, что автомобильный рынок стран БРИКС обладает значительным потенциалом в плане роста.

Еще одним направлением развития рынка автомобилестроения в быстро развивающихся странах станет влияние на автомобильную промышленность цифровых технологий, которые помогут в разработке и массовом внедрении электромобилей и автономных (беспилотных) авто.

Прогноз мировых продаж электромобилей до 2030 года отражен на диаграмме (рис. 3).

 Рис. 3. Прогноз мировых продаж электромобилей до 2030 года

В краткосрочной перспективе говорить о каком-то существенном их влиянии на мировых автопроизводителей не имеет смысла, так как неподготовленная транспортная инфраструктура, наличие значимых инженерных проблем, неопределенности государственного регулирования и низкий спрос на такой транспорт в силу высокой стоимости являются главными барьерами для роста.

Проанализировав отрасль автомобилестроения и перспективы ее развития, можно сказать, что в краткосрочной перспективе ожидать каких-либо кардинальных изменений в темпе роста объемов продаж не следует. Ситуация в мировой экономике в настоящее время очень нестабильна, и поэтому изменения макроэкономических показателей, влияющих на производство, трудно предсказуемы.

Список литературы

  1. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 432 с.
  2. Гурнович Т.Г. Оценка и анализ рисков: учебник / Т.Г.Гурнович, Е.А. Остапенко, С.А. Молчаненко; под общ. ред. Т.Г.Гурнович. – Москва: КНОРУС, 2019. - 252 с.
  3. Кривда С.В. Финансирование инновационных проектов // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2017. – № 7. – С.11.
  4. Курнышева И.Р. Структурная модернизация российской экономики в контексте современной конкурентной среды // Современная конкуренция. – 2017. – Т. 11. – №5 (65).
  5. Сайт www.micex.rts.ru // Новости и пресс-релизы – Московская биржа: новости и мероприятия. – URL: http://rts.micex.ru/n2787/?nt=108.

Поделиться

4953

Бурукина А. А. Автомобилестроение: перспективы развития рынка после кризиса // Актуальные исследования. 2019. №1 (1). URL: https://apni.ru/article/131-avtomobilestroenie-perspektivi-razvitiya-rinka

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря