Автомобилестроение относится к одной из ведущих отраслей промышленности, которая в некоторых странах считается основополагающей в развитии национальной экономики. Это настолько масштабный сегмент производства, что избежать влияния на него различных макроэкономических факторов просто не представляется возможным.
Так в 2013-2016 годы на российском рынке автомобилестроения наблюдалось резкое сокращение объемов продаж, причиной которого стало ухудшение макроэкономических показателей. Лишь к 2018 году специалисты смогли отметить заметный темп роста объемов продаж, который составил 12,8%. К сожалению, в настоящее время развитие рынка приостановилось в связи с ослаблением курса рубля, падения цен на нефть и повышения ставки НДС до 20%.
Похожая ситуация наблюдается в отрасли и в мировом масштабе: рост стоимости кредитов, волатильность нефтяных цен, выход Великобритании из ЕС, снижение деловой активности стран – все эти фактора являются существенными барьерами для быстрого роста автомобильного сектора.
В сложившейся ситуации экономисты все большее внимание уделяют странам БРИКС, а именно, рынкам России, Бразилии и Индии, темпы роста которых, на данный момент, составляют 12,8%, 14,9% и 8,3% соответственно.
Ниже представлен ожидаемый темп роста продаж легковых автомобилей по странам в период с 2018 по 2025 годы (рис. 1).
Изучив график, можно отметить, что в 2019 и последующие годы наибольший рост объемов продаж легковых автомобилей покажут страны БРИКС, в то время как в странах ЕС рост рынка будет ограничен, а в США даже снижен.
Данные выводы были сформулированы не только под действием влияния макроэкономических показателей на темпы роста объемов продаж, но и в зависимости от показателя плотности автопарка. Для сравнения, по результатам 2018 года в России на 1000 взрослых людей приходится лишь 371 автомобиль, в то время как в Северной Америке – 928.
Сравнение плотности автомобилизации по странам отражено на графике ниже (рис. 2).
Рис. 1. Ожидаемый темп роста в период с 2018 по 2025 гг.
Рис. 2. Плотность автомобилизации по странам
Такое распределение плотности автопарка напрямую определяется средним сроком полезного использования автомобилей. Например, в России он колеблется около 13 лет, в США же держится на уровне 9 лет. Это может также свидетельствовать о том, что автомобильный рынок стран БРИКС обладает значительным потенциалом в плане роста.
Еще одним направлением развития рынка автомобилестроения в быстро развивающихся странах станет влияние на автомобильную промышленность цифровых технологий, которые помогут в разработке и массовом внедрении электромобилей и автономных (беспилотных) авто.
Прогноз мировых продаж электромобилей до 2030 года отражен на диаграмме (рис. 3).
Рис. 3. Прогноз мировых продаж электромобилей до 2030 года
В краткосрочной перспективе говорить о каком-то существенном их влиянии на мировых автопроизводителей не имеет смысла, так как неподготовленная транспортная инфраструктура, наличие значимых инженерных проблем, неопределенности государственного регулирования и низкий спрос на такой транспорт в силу высокой стоимости являются главными барьерами для роста.
Проанализировав отрасль автомобилестроения и перспективы ее развития, можно сказать, что в краткосрочной перспективе ожидать каких-либо кардинальных изменений в темпе роста объемов продаж не следует. Ситуация в мировой экономике в настоящее время очень нестабильна, и поэтому изменения макроэкономических показателей, влияющих на производство, трудно предсказуемы.