Главная
АИ #38 (273)
Статьи журнала АИ #38 (273)
Механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной влас...

Механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в российской федерации: проблемы и пути совершенствования

25 сентября 2025

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

взаимодействие
управление
руководитель
отношения
государство

Аннотация статьи

Статья затрагивает актуальную проблему в современной политической системе России – взаимодействие центральных и региональных органов власти. Автор подробно анализирует сложную динамику этих отношений, выявляя основные причины возможных проблем и конфликтов. Статья обращает внимание на необходимость совершенствования механизмов взаимодействия, чтобы обеспечить более эффективное управление государственными делами. Основная мысль заключается в том, что для обеспечения стабильности и развития страны необходимо укреплять взаимодействие между федеральными и региональными уровнями власти, разрешать имеющиеся проблемы и совершенствовать механизмы управления. Проблема обеспечения согласованных действий органов публичной власти является важнейшей политической задачей практически для всех государств в мире. Автор предлагает конструктивные рекомендации по улучшению данной ситуации, что делает статью ценным исследованием для специалистов в области политологии и государственного управления. В статье рассмотрены теоретические аспекты взаимоотношений федеральных и региональных органов управления.

Текст статьи

Вопрос предоставления скоординированных операций организаций общественной правительству считается важной общественно-политической проблемой почти с целью абсолютно всех стран в обществе. Слаженность в поступках организаций правительству в особенности значима присутствие многоуровневой концепции компании правительственного аппарата, что имеется в Русской Федерации, представляющей, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993 г.), демократическим федеративным законным государством. Уже после довольно длительного этапа розыска результативных административных заключений Российская Федерация вступила в период относительно стабильного общественного развития. К нынешнему времени в стране сформированы и действуют муниципальные учреждения, производящие социально-экономическую, общественно-политическую и политическую и правовую систему Российского государства.

Но последующее формирование страны невозможно в отсутствии непрерывного улучшения конфигурации и способов правительственного управления, улучшения взаимодействий между органами публичной власти на всех уровнях [5]. 

Значимость вопроса определена насущной потребностью в практической политике формирования услуг и советов согласно совершенствованию приспособления взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, каковых в современном периоде формирования федерализма заключается в приспособлении функций имеющихся управленческих структур к изменившимся политическим, экономическим, правовым и социальным условиям.

Решение проблем улучшения приспособления взаимодействия организаций общегосударственной власти считается значимой составляющей частью постановления единой академической и фактической трудности воспроизведения мощного и результативного Российского государства. 

Эффективность власти и государстве во многом зависит от того, насколько обоснованно разграничены функции, предметы ведения и полномочий, в какой степени разумно сформировано регулирование заинтересованностей и связь среди отраслей и ветвями власти. Особенно значим баланс разделений и взаимодействий в федеральном государстве, которое отличается от унитарного, в первую очередь, гораздо большим общественно-политическим значением и объемом предметов совместной деятельности органов власти различных уровней [1].

Исследованием проблемы улучшения федеральных взаимоотношений в целом увлекаются ученые многих государств – Российской федерации, Соединенных Штатов Америки, государств Западной и Восточной Европы, Австралии, Латинской Америки и др.

И при этом данную проблему исследуют не только юристы-теоретики, имеющие дело в повседневной академической жизни с формами государственного устройства, но и историки, политологи, философы, социологи, а также представители других общественных наук. И это не случайно. В основе такого внимания лежит, с одной стороны огромная теоретическая и практическая значимость рассматриваемых проблем, а с другой стороны – их сложность и многогранность [3].

В любом федеративном государстве имеются собственные характерные черты и аспекты. Но и в то же время существуют общие черты, свойственные практически абсолютно всем федеративным концепциям. К подобным чертам можно отнести то, что федеративные страны заключаются с некоторых муниципальных либо территориальных образований, владеющих общественно-политической самодостаточностью, обширными возможностями и функциями переданные федеральным центрам.

В соответствии с Конституцией федеративное устройство Российской Федерации «основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации» [6].

Органы государственной власти предусмотрены с целью управления страной в различных степенях. В Российской Федерации общепринято делить органы власти на федеральные и региональные. 

Среди основных направлений взаимодействия органов государственной власти субъекта РФ можно выделить: послания главы субъекта парламенту, совместную законотворческую деятельность, согласительные процедуры, деятельность представителей главы субъекта РФ в парламенте, а также прочие контакты (например, совместное исполнение представительских функций).

Законотворческий процесс – это наиболее важное и емкое направление взаимодействия парламента и главы субъекта РФ, в результате которого на свет появляются полноценные нормы права, обязательные для исполнения на всей территории субъекта Федерации 

Отмеченные формы взаимодействия урегулированы как правило конституцией субъектов Российской Федерации, распорядками их представительных органов, а также законами и подзаконными актами субъектов РФ, регулирующими проблемы работы законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Проблемы взаимодействия главы субъекта с парламентом в нормотворческом процессе огромной составляющей частью урегулированы в регламентах парламентов. В абсолютно всех субъектах Российской федерации и их главы являются субъектами полномочий законодательной инициативы. Наделение главы субъекта Федерации правом законодательной инициативы подразумевает также предоставление ему права вносить предложения о поправках к конституции субъекта [4].

Таким образом, глава субъекта РФ так или иначе взаимодействует с парламентов на протяжении всего законодательного процесса. Данной взаимодействие не всегда проходит «мирно». По этой причине нередко необходимы специализированные согласительные процедуры с участием заинтересованных сторон с целью урегулирования неоднозначно спорной ситуации.

В соответствии с общепризнанными представлениями о месте и роли главы субъекта Федерации в общественно-политическом ходе, одной из его функций является обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия всех ветвей власти.

Основы взаимодействия представительных и судебных органов субъектов Российской Федерации регулируются Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе в Российской Федерации». Согласно этому закону, судебная власть на всей территории России самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей [6].

Однако на уровне субъектов Федерации существуют некоторые особенности нормативного правового регулирования взаимодействия представительной и судебной ветвей власти. Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона к судам субъектов РФ относятся:

  • Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
  • Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.

Механизмы и инструменты взаимодействия федеральных муниципальных организаций правительству Федерации вместе с органами власти субъектов РФ обязаны базироваться в последовательном и абсолютном закреплении в законодательстве возможностей и функций, которые должны реализовываться на том или ином уровне власти, установлении систем осуществлении коллективных функций, подчиненности и взаимной ответственности уровней власти [2].

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 82 с. – (Юрайт.Академия). – ISBN 978-5-534-16068-0. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/530439/.
  2. Барабашев А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А.Г. Барабашев, А.В. Климова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 194 с.
  3. Баталова Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Баталова; под общей редакцией Н.А. Омельченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 389 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-18024-4. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/534152.
  4. Васильева В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 441 с.
  5. Вербицкая Т.В. Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации: учебное пособие для вузов / Т.В. Вербицкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 196 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-16065-9. – Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/530367.

Поделиться

16

Бондарева Д. О. Механизмы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти в российской федерации: проблемы и пути совершенствования // Актуальные исследования. 2025. №38 (273). URL: https://apni.ru/article/13100-mehanizmy-vzaimodejstviya-federalnyh-i-regionalnyh-organov-gosudarstvennoj-vlasti-v-rossijskoj-federacii-problemy-i-puti-sovershenstvovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#38 (273)

Прием материалов

20 сентября - 26 сентября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

30 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

15 октября