«Универсальный журналист» в контексте радиоэфира

«Универсальный журналист» в контексте радиоэфира

В современном медиамире понятие жанра трансформируется, журналистский текст обретает статус интердискурсивности. Конкурируя на рынке новых технологий, «Радио России» не теряет вековых традиций и выполняет основные функции масс-медиа: информировать, просвещать, развлекать. Формат ток-шоу популярен в сети радиовещания, программа «Российский радиоуниверситет» дает возможность исследовать характер медийных модификаций: интервью-ток-шоу-подкастинг. Кроме того, нужно отметить, что «конвергентная журналистика» не нарушает, а наоборот, продолжает классическую школу мастеров слов. «Универсальный журналист» не кто иной, как создатель когнитивной системы ценностей, учитывающий особенности потребительских интересов целевой аудитории.

Аннотация статьи
интерактивность
журналистский текст
интердискурс
медиажанры
жанровые трансформации
речетворчество
конвергентность
«журналистика погружения»
«журналистика мнений»
Ключевые слова

В мире высоких технологий идентификация радиоэфира или его онлайн-версии – это единая составляющая экосистемы ИТ-телекоммуникации-медиа. «Современная медиасистема объединяет самые различные предприятия, отличающиеся по ряду параметров, прежде всего:

  • по формам репрезентации действительности, программным стратегиям;
  • по типам каналов и технологий распространения;
  • по профессиональным стандартам, этическим ценностям, типам журналистских культур, представленных в редакциях;
  • по организации собственности и способом измерения доходов;
  • по социально-демографическим и стилевым характеристиками аудитории» [14, с.14].

Без сомнения, радио является конкурентоспособным на медиарынке: оперативность, доступность, широкий охват аудитории – все это определяет качество «вещательной модели». Предложенная методика исследования стилистических м типологических особенностей программы «Российский радиоуниверситет» в формате ток-шоу основана на современной теории и практике журналистского творчества. Прежде всего, необходимо сделать акцент на том, как «универсальный журналист» XXI века адаптируется в контексте конвергентной журналистки. Кроме того, важно выявить специфику жанрового моделирования вещательной программы. «Радио России» входит в государственный холдинг ВГТРК, что обуславливает типологию производимого контента. Программа «Российский радиоуниверситет» (недельный эфир 13:000-14:00, кроме субботы и воскресенья), без сомнения, обретает ценностный статус, интегрирует пространство истории, культуры, политики и науки. Правильно выбранная редакционная стратегия и тактика – общедоступно рассказать о прошлом, настоящем и будущем нашей сложной жизни – привлекает разноуровневую аудиторию. Известно, что радиовещание обладает высоким рейтингом в структуре медиапотребления. Аудитория готова в какой-то степени отдать предпочтения не печатным СМИ и телевидению, а радио. Фоновое прослушивание не мешает повседневным делам, а мобильность и доступность не что иное, как медиарычаг, помогающий правильно выстраивать брендовую политику. Варьирование рубрик и программ в эфире «Радио России» соотносится с нишевой структурой радиостанций «разговорного типа». Ведущий программы «Российский радиоуниверситет» Дмитрий Конаныхин делает акцент именно на том, как и чем можно заинтересовать слушателя и выбирает разные темы, события.

Программа «Российский радиоуниверситет» – образец конвергентной журналистики. Дискурсивная стратегия легитимации [1] особенно результативна в Интернет-пространстве. Формат ток-шоу и подкастинга отвечает потребностям медиарынка. В информационном мире большое значение имеет открытая система ценностей, индивидуум погружается в ту реальность, которая создается по формуле новейших технологий. «Явление легитимации тесно связано с социальной информационной реальностью, оно оправдывает существование ее элементов, придавая им характер нормы. Легитимация оперирует не только на уровне «ценностей», но и на более глубоком уровне «знания», поясняя индивиду, почему вещи являются такими, какими они есть» [9]. Хочется отметить, что индивид нуждается не только в «пояснении», комментарии медиасобытия, но и в позиционировании своей точки зрения. Конечно, универсальный журналист не кто иной, как создатель своеобразной коллекции online-лонгридов, включающих мультимедийный контент: текст, звук, видео – таким образом, уровень «ценностей» и уровень «знаний» достигают медийной значимости.

«Комментирующий тип подачи информации – важная жанровая тенденция современных масс-медиа. Комментарий специалистов или журналистов? Такая постановка вопроса далеко не альтернативная. В зависимости от целевой направленности информации делается акцент на расширенном или узкоспециализированном комментарии, который структурируется по принципу событие-медиасобытие-медиатекст [13]. В программе «Российский радиоуниверситет» интегрируются комментарии и журналиста, и специалиста: авторская задача ведущего – создать открытое поле для беседы с интервьюируемыми. Приведем пример. Такое понятие, как гаджетомания, отсылает нас к «дискурсивной стратегии встраивания легитимируемого явления в существующую систему ценностей общества» [7]. Признание власти гаджетов, то есть «апелляция к авторитету», одна из важнейших этических и воспитательных тем в обществе.

Развернутый текст-лид предваряет радиоток-шоу «Гаджетомания или как не застрять в Сети». «Почему и 80-летние пенсионерки, и младшие школьники жить не могут без новых телефонов, как Сеть увлекает человека, что происходит с нашей психикой, когда мы погружаемся в мир Интернета с помощью всё более привлекательных устройств, как современная психиатрия определяет пограничное состояние человека, постоянно испытывающего потребность использовать свой гаджет, чтобы войти в Сеть, в чём различие подходов зарубежных и отечественных психиатров – смотрите и слушайте беседу с доктором медицинских наук, заведующим кафедрой медицинской психологии и психиатрии РНИМУ им. Пирогова Андреем Аркадьевичем Шмиловичем. Российский Радиоуниверситет продолжает цикл "Современная психиатрия" и рассказывает о нехимических зависимостях, нехимических аддикциях. Сегодня – гаджеты и Сеть. Премьера выпуска состоялась 21.08.2020» [1]

 На вопросы «почему, как, что, в чем» мы можем найти ответ, прослушав радиоэфир или прослушав и просмотрев подкасты в социальных сетях: конвергентный формат ток-шоу оптимален для пользователей. Можно задуматься, сделать паузу, прочитать текст на посте и комментарии после поста. Без сомнения, есть много эфирных передач на тему «Гаджетомания», но презентация Дмитрия Конаныхина отличается авторским, журналистским, исследовательским стилем. Ведущий не изменяет своей манере вести доверительную беседу с интервьюируемым, его интенции охватывают и слушателей, которые вовлечены в актуальные медиасобытия. В контексте беседы все термины и понятия детерминализированы и объяснены. Мы понимаем, что гаджетомания или интернетомания – это прежде всего web-зависимость, когда человек не только стремится следовать моде, но и оказывается во власти мировой Сети. Виртуальная реальность становится вашей жизнью. Дмитрий Конаныхин использует прием «журналистики погружения», предлагает психологу и педиатру А.А. Шмилович спроецировать «игровую» ситуацию – провести эксперимент: ведущий выполняет роль пациента, которого нужно протестировать на наличие/отсутствие психологической зависимости от интернета. Действительно, вопросы/ответы – простые и интересные для каждого из нас: мы также можем представить, что пришли на прием к врачу. 50% на 50%, или наше сознание уже не отвечает за последствия, происходит своеобразный когнитивный сбой. Клиповое мышление, когда видео-конвейер Инстаграм вытесняет восприятие слова и текста не что иное, как болезнь века! Вопрос остается без ответа: как вести себя в информационном мире?

Такие стратегии легитимации, как апелляция к авторитету, приоритетность моральной оценочности или рационализации, могут стать точкой отсчета в исследовательских практиках врачей-психологов, культурологов, социологов и медиалингвистов. К таким выводам можно прийти, прослушав радиоэфирный цикл «Современная психиатрия».

Нельзя не отметить универсализм в работе ведущего Дмитрия Конаныхина, который свободно владеет журналистским мастерством, открывая простор для размышлений. Невольно осознаешь, что понятие «гаджетомания» неоднозначное: в какой-то степени и журналист, он не исключение, не может не зависеть от информационного потока. Но есть другая зависимость – от соревновательных или азартных игр, которым так полон интернет, закрывающий от человека мир реальных ценностей и в то же время увлекающий новыми технологиями. Насущная проблема современности – дистанционное обучение: учений-практик А.А. Шмилович, защищая классические формы образования, вступает в дружеский полемический диалог с Дмитрием Конаныхиным, который приводит конкретные примеры успешных образовательных Интернет-программ. И каждый из нас оказывается активным соучастником ток-шоу, предполагающего толерантный обмен мнениями и суждениями и расширяющий когнитивную картину мира. И конечно, ролевая стратегия и тактика ведущего безусловна и неоспорима.

Программа «Российский радиоуниверистет» предоставляет богатый журналистский материал для изучения интердискурсивных практик. «Под интердискурсом мы понимаем то множество форм, аналогий, метафор, символов и мифов, нарративных стереотипов, которые впоследствии воплощаются в тексты и другие продукты человеческой коммуникации» [16]. Такая система коллективных ценностей помогает участникам «сообществ» коммуницировать, определять пути действий. Классические приемы построения гипертекста, когда «частное» воспроизводит «общее» и проецирует новую реальность, не могут не повлиять на развитие масс-медийных форм информирования. Медиаформат ток-шоу репродуцируется в диалоге дискурсов, то есть интердискурсивности – важном состоянии общечеловеческой культуры [2].

Дискурсивные стратегии легитимации помогают осмыслить многоуровневость когнитивной картины мира. Журналист не только становится участником медиасобытия, но и выстраивает ценностную парадигму знаний. Небеспрецедентными считаются методы «объективной журналистики», которая в какой-то степени уступает место «журналистике погружения», когда адресат и адресант выступают как равноправные индивиды, участвующие в открытой беседе-дискуссии или беседе-рассуждении. Толерантность и комплементарность – неотъемлемые части медиадиалога. «Современный человек превращается в «человека медийного» (homo mediatus), и это становится сегодня важнейшей особенностью общества. «Человек медийный» – это член общества, социальное или даже индивидуальное бытие которого определяется и в значительной степени формируется содержанием СМИ как продуктом, производимым отдельной отраслью современной экономики – медиаиндустрии» [5, с.48].

Без сомнения, «универсальный журналист» продуцирует жанровую парадигму, смысловым компонентом которой является факт-новость. «Нельзя не учитывать, что понятия: комментарий события и интерпретация события – не взаимозаменяемые. Информационный журналист, комментирующий новость, не нарушает границы жанра, не захватывает стилистическое пространство аналитики, где авторская интерпретация играет первостепенную роль» [12]. Модифицированная жанровая парадигма: интервью-ток-шоу-подкастинг – не что иное, как журналистская проекция медиареальности, главными героями которой являются и журналисты, и аудитория. «Смысл журналистики не только в том, чтобы дать комментарий к новости, но и в том, чтобы выдавая новость аудитории, помочь ей без лишних комментариев осмыслить то, что происходит в обществе» [5, с.78].

Конвергентная журналистика и журналистика мнений или журналистика погружения – неразрывно составляющие единой экосистемы ИТ-телекоммуникации-медиа. Программа «Российский радиоуниверситет» позиционирует разговорно-информационный тип журналистики, которая ориентирована на определенный социально-демографический круг аудитории. Кроме того, научно-просветительский контекст расширяет информационные границы вещания, важно отметить, что процесс «вовлечения аудитории» многоступенчатый, предполагающий:

  • синтезирование разных медиамоделей – жанровых, событийных;
  • проецирование коммуникативной модели по принципу: интервью-ток-шоу-подкастинг;
  • развитие брендовой политики радиостанции «Радио России».

«Отечественное радиовещание претерпело изменение системных признаков, смену иерархии функций и типологии радиоканалов. Были сформированы новый принципы экономического функционирования, приемы работы, механизмы коммуникации с аудиторией, программные стратегии, появились новые профессии, новая инфраструктура, произошло перераспределение аудитории» [14, с.160]. С этим утверждением нельзя не согласиться, обобщая тему «Ток-шоу в формате «Радио России» (научно-просветительская программа «Российский радиоуниверситет»)», важно подчеркнуть, что универсальный журналист, выстраивая парадигму коммуникации, осуществляет важную задачу – формирование новой мультимедийной картины мира.

[1] Радио России. Российский радиоуниверситет, 21.08.2020.

Текст статьи
  1. Van Leeuwen, T. (2007) ‘Legitimation in discourse and communication’, Discourse & Communication, 1(1), pp. 91–112.
  2. Parr, Rolf: Medialität und Interdiskursivität // Medien des Wissens: interdisziplinäre Aspekte von Medialität / Georg Mein, Heinz Sieburg (Hg). – Biefeldt: Transcript, 2011, S. 33.
  3. Terlow K. Iconic site development and legitimating policies: The changing role of water in Dutch identity discourses // Geoforum, 2014, Vol. 57.
  4. Van Dijk T. Ideology: multidisciplinary approach. L.: SAGE, 1998.
  5. Вартанова Е., Ажгихина Н. Диалоги о журналистике, М., 2011.
  6. Вартанова Е.Л. Введение в мир журналистики: тенденции и правила «игры» // Youtube 28.07.2012.
  7. Грибачева Н.В., Глушакова Н.М. Конвергентная журналистика и журналистика погружения: обзор стратегий (де)легитимаций // В сб. Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе. Орел, 2019, С. 45.
  8. Добросклонская Т.Г. Новостной дискурс как объект медиалингвистического анализа // В сб. актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиократии в России и за рубежом, Белгород, 2016, С.14.
  9. Колмогорова А.В. Легитимация как социологический феномен и объект-дискурс анализа // Политическая лингвистика. – 2018. – №1, С.19.
  10. Куницына Н.В., Виноградский В.С. Конвергентные жанры в современной периодике // Вопросы теории и практики журналистики // БГУ, 2016, Т.5, №3.
  11. Куницына Н.В., Виноградский В.С. Медийные характеристики travel-журналистики // Журнал «Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева», Тольятти, №4 (27) 2018, том 1, С. 167.
  12. Куницына Н.В., Виноградский В.С. Факты и мнения в новостном дайджесте, М., факультет журналистики МГУ, 2011, С.13.
  13. Куницына Н.В. Синтез медиажанров: о некоторых тенденциях развития. Synthesis of media genres: some development trends // Журнал “Научные ведомости Белгородского государственного университета”, 2015, №18 (215), вып. 27, С. 16.
  14. Медиасистема России // Под ред. Е. Л. Вартановой, М., 2017.
  15. Нико Дрок. Журналистское образование в цифровую эпоху // МедиаТренды, №3, 2018.
  16. Пастухов А.Г. Вопросы интердискурсивности и селекция новостей // Сборник. Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиократии в России и за рубежом. Белгород, 2016, С.58.
  17. Риторические основы журналистики, М. 2007, С. 168.
  18. Шкондин Н.В. Печать в условиях трансформации медиасистемы // Вестник Московского университета. Сер. 10. Журналистика. 2013. № 6.
  19. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку // М., 1957. С. 117.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 6 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня