В мире высоких технологий идентификация радиоэфира или его онлайн-версии – это единая составляющая экосистемы ИТ-телекоммуникации-медиа. «Современная медиасистема объединяет самые различные предприятия, отличающиеся по ряду параметров, прежде всего:
- по формам репрезентации действительности, программным стратегиям;
- по типам каналов и технологий распространения;
- по профессиональным стандартам, этическим ценностям, типам журналистских культур, представленных в редакциях;
- по организации собственности и способом измерения доходов;
- по социально-демографическим и стилевым характеристиками аудитории» [14, с.14].
Без сомнения, радио является конкурентоспособным на медиарынке: оперативность, доступность, широкий охват аудитории – все это определяет качество «вещательной модели». Предложенная методика исследования стилистических м типологических особенностей программы «Российский радиоуниверситет» в формате ток-шоу основана на современной теории и практике журналистского творчества. Прежде всего, необходимо сделать акцент на том, как «универсальный журналист» XXI века адаптируется в контексте конвергентной журналистки. Кроме того, важно выявить специфику жанрового моделирования вещательной программы. «Радио России» входит в государственный холдинг ВГТРК, что обуславливает типологию производимого контента. Программа «Российский радиоуниверситет» (недельный эфир 13:000-14:00, кроме субботы и воскресенья), без сомнения, обретает ценностный статус, интегрирует пространство истории, культуры, политики и науки. Правильно выбранная редакционная стратегия и тактика – общедоступно рассказать о прошлом, настоящем и будущем нашей сложной жизни – привлекает разноуровневую аудиторию. Известно, что радиовещание обладает высоким рейтингом в структуре медиапотребления. Аудитория готова в какой-то степени отдать предпочтения не печатным СМИ и телевидению, а радио. Фоновое прослушивание не мешает повседневным делам, а мобильность и доступность не что иное, как медиарычаг, помогающий правильно выстраивать брендовую политику. Варьирование рубрик и программ в эфире «Радио России» соотносится с нишевой структурой радиостанций «разговорного типа». Ведущий программы «Российский радиоуниверситет» Дмитрий Конаныхин делает акцент именно на том, как и чем можно заинтересовать слушателя и выбирает разные темы, события.
Программа «Российский радиоуниверситет» – образец конвергентной журналистики. Дискурсивная стратегия легитимации [1] особенно результативна в Интернет-пространстве. Формат ток-шоу и подкастинга отвечает потребностям медиарынка. В информационном мире большое значение имеет открытая система ценностей, индивидуум погружается в ту реальность, которая создается по формуле новейших технологий. «Явление легитимации тесно связано с социальной информационной реальностью, оно оправдывает существование ее элементов, придавая им характер нормы. Легитимация оперирует не только на уровне «ценностей», но и на более глубоком уровне «знания», поясняя индивиду, почему вещи являются такими, какими они есть» [9]. Хочется отметить, что индивид нуждается не только в «пояснении», комментарии медиасобытия, но и в позиционировании своей точки зрения. Конечно, универсальный журналист не кто иной, как создатель своеобразной коллекции online-лонгридов, включающих мультимедийный контент: текст, звук, видео – таким образом, уровень «ценностей» и уровень «знаний» достигают медийной значимости.
«Комментирующий тип подачи информации – важная жанровая тенденция современных масс-медиа. Комментарий специалистов или журналистов? Такая постановка вопроса далеко не альтернативная. В зависимости от целевой направленности информации делается акцент на расширенном или узкоспециализированном комментарии, который структурируется по принципу событие-медиасобытие-медиатекст [13]. В программе «Российский радиоуниверситет» интегрируются комментарии и журналиста, и специалиста: авторская задача ведущего – создать открытое поле для беседы с интервьюируемыми. Приведем пример. Такое понятие, как гаджетомания, отсылает нас к «дискурсивной стратегии встраивания легитимируемого явления в существующую систему ценностей общества» [7]. Признание власти гаджетов, то есть «апелляция к авторитету», одна из важнейших этических и воспитательных тем в обществе.
Развернутый текст-лид предваряет радиоток-шоу «Гаджетомания или как не застрять в Сети». «Почему и 80-летние пенсионерки, и младшие школьники жить не могут без новых телефонов, как Сеть увлекает человека, что происходит с нашей психикой, когда мы погружаемся в мир Интернета с помощью всё более привлекательных устройств, как современная психиатрия определяет пограничное состояние человека, постоянно испытывающего потребность использовать свой гаджет, чтобы войти в Сеть, в чём различие подходов зарубежных и отечественных психиатров – смотрите и слушайте беседу с доктором медицинских наук, заведующим кафедрой медицинской психологии и психиатрии РНИМУ им. Пирогова Андреем Аркадьевичем Шмиловичем. Российский Радиоуниверситет продолжает цикл "Современная психиатрия" и рассказывает о нехимических зависимостях, нехимических аддикциях. Сегодня – гаджеты и Сеть. Премьера выпуска состоялась 21.08.2020» [1].
На вопросы «почему, как, что, в чем» мы можем найти ответ, прослушав радиоэфир или прослушав и просмотрев подкасты в социальных сетях: конвергентный формат ток-шоу оптимален для пользователей. Можно задуматься, сделать паузу, прочитать текст на посте и комментарии после поста. Без сомнения, есть много эфирных передач на тему «Гаджетомания», но презентация Дмитрия Конаныхина отличается авторским, журналистским, исследовательским стилем. Ведущий не изменяет своей манере вести доверительную беседу с интервьюируемым, его интенции охватывают и слушателей, которые вовлечены в актуальные медиасобытия. В контексте беседы все термины и понятия детерминализированы и объяснены. Мы понимаем, что гаджетомания или интернетомания – это прежде всего web-зависимость, когда человек не только стремится следовать моде, но и оказывается во власти мировой Сети. Виртуальная реальность становится вашей жизнью. Дмитрий Конаныхин использует прием «журналистики погружения», предлагает психологу и педиатру А.А. Шмилович спроецировать «игровую» ситуацию – провести эксперимент: ведущий выполняет роль пациента, которого нужно протестировать на наличие/отсутствие психологической зависимости от интернета. Действительно, вопросы/ответы – простые и интересные для каждого из нас: мы также можем представить, что пришли на прием к врачу. 50% на 50%, или наше сознание уже не отвечает за последствия, происходит своеобразный когнитивный сбой. Клиповое мышление, когда видео-конвейер Инстаграм вытесняет восприятие слова и текста не что иное, как болезнь века! Вопрос остается без ответа: как вести себя в информационном мире?
Такие стратегии легитимации, как апелляция к авторитету, приоритетность моральной оценочности или рационализации, могут стать точкой отсчета в исследовательских практиках врачей-психологов, культурологов, социологов и медиалингвистов. К таким выводам можно прийти, прослушав радиоэфирный цикл «Современная психиатрия».
Нельзя не отметить универсализм в работе ведущего Дмитрия Конаныхина, который свободно владеет журналистским мастерством, открывая простор для размышлений. Невольно осознаешь, что понятие «гаджетомания» неоднозначное: в какой-то степени и журналист, он не исключение, не может не зависеть от информационного потока. Но есть другая зависимость – от соревновательных или азартных игр, которым так полон интернет, закрывающий от человека мир реальных ценностей и в то же время увлекающий новыми технологиями. Насущная проблема современности – дистанционное обучение: учений-практик А.А. Шмилович, защищая классические формы образования, вступает в дружеский полемический диалог с Дмитрием Конаныхиным, который приводит конкретные примеры успешных образовательных Интернет-программ. И каждый из нас оказывается активным соучастником ток-шоу, предполагающего толерантный обмен мнениями и суждениями и расширяющий когнитивную картину мира. И конечно, ролевая стратегия и тактика ведущего безусловна и неоспорима.
Программа «Российский радиоуниверистет» предоставляет богатый журналистский материал для изучения интердискурсивных практик. «Под интердискурсом мы понимаем то множество форм, аналогий, метафор, символов и мифов, нарративных стереотипов, которые впоследствии воплощаются в тексты и другие продукты человеческой коммуникации» [16]. Такая система коллективных ценностей помогает участникам «сообществ» коммуницировать, определять пути действий. Классические приемы построения гипертекста, когда «частное» воспроизводит «общее» и проецирует новую реальность, не могут не повлиять на развитие масс-медийных форм информирования. Медиаформат ток-шоу репродуцируется в диалоге дискурсов, то есть интердискурсивности – важном состоянии общечеловеческой культуры [2].
Дискурсивные стратегии легитимации помогают осмыслить многоуровневость когнитивной картины мира. Журналист не только становится участником медиасобытия, но и выстраивает ценностную парадигму знаний. Небеспрецедентными считаются методы «объективной журналистики», которая в какой-то степени уступает место «журналистике погружения», когда адресат и адресант выступают как равноправные индивиды, участвующие в открытой беседе-дискуссии или беседе-рассуждении. Толерантность и комплементарность – неотъемлемые части медиадиалога. «Современный человек превращается в «человека медийного» (homo mediatus), и это становится сегодня важнейшей особенностью общества. «Человек медийный» – это член общества, социальное или даже индивидуальное бытие которого определяется и в значительной степени формируется содержанием СМИ как продуктом, производимым отдельной отраслью современной экономики – медиаиндустрии» [5, с.48].
Без сомнения, «универсальный журналист» продуцирует жанровую парадигму, смысловым компонентом которой является факт-новость. «Нельзя не учитывать, что понятия: комментарий события и интерпретация события – не взаимозаменяемые. Информационный журналист, комментирующий новость, не нарушает границы жанра, не захватывает стилистическое пространство аналитики, где авторская интерпретация играет первостепенную роль» [12]. Модифицированная жанровая парадигма: интервью-ток-шоу-подкастинг – не что иное, как журналистская проекция медиареальности, главными героями которой являются и журналисты, и аудитория. «Смысл журналистики не только в том, чтобы дать комментарий к новости, но и в том, чтобы выдавая новость аудитории, помочь ей без лишних комментариев осмыслить то, что происходит в обществе» [5, с.78].
Конвергентная журналистика и журналистика мнений или журналистика погружения – неразрывно составляющие единой экосистемы ИТ-телекоммуникации-медиа. Программа «Российский радиоуниверситет» позиционирует разговорно-информационный тип журналистики, которая ориентирована на определенный социально-демографический круг аудитории. Кроме того, научно-просветительский контекст расширяет информационные границы вещания, важно отметить, что процесс «вовлечения аудитории» многоступенчатый, предполагающий:
- синтезирование разных медиамоделей – жанровых, событийных;
- проецирование коммуникативной модели по принципу: интервью-ток-шоу-подкастинг;
- развитие брендовой политики радиостанции «Радио России».
«Отечественное радиовещание претерпело изменение системных признаков, смену иерархии функций и типологии радиоканалов. Были сформированы новый принципы экономического функционирования, приемы работы, механизмы коммуникации с аудиторией, программные стратегии, появились новые профессии, новая инфраструктура, произошло перераспределение аудитории» [14, с.160]. С этим утверждением нельзя не согласиться, обобщая тему «Ток-шоу в формате «Радио России» (научно-просветительская программа «Российский радиоуниверситет»)», важно подчеркнуть, что универсальный журналист, выстраивая парадигму коммуникации, осуществляет важную задачу – формирование новой мультимедийной картины мира.
[1] Радио России. Российский радиоуниверситет, 21.08.2020.