Главная
АИ #39 (274)
Статьи журнала АИ #39 (274)
Психолого-педагогические проблемы формирования саморегуляции старших дошкольнико...

Психолого-педагогические проблемы формирования саморегуляции старших дошкольников с задержкой психического развития: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, характеристика современного состояния проблемы

28 сентября 2025

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

саморегуляция
дошкольный возраст
задержка психического развития
психолого-педагогические проблемы
коррекционно-развивающая работа
исполнительные функции
эмоционально-волевая сфера

Аннотация статьи

В работе рассмотрены основные подходы к определению понятия саморегуляции, выделены её структурные компоненты и возрастные особенности проявления в дошкольном возрасте. Проведён анализ отечественных исследований, сосредоточенных преимущественно на речевой и поведенческой саморегуляции, а также зарубежных работ, где акцент делается на исполнительных функциях, эмоционально-волевой сфере и комплексных диагностических моделях. Характеристика современного состояния проблемы позволила выявить противоречие между высокой значимостью формирования саморегуляции для готовности к школьному обучению и недостаточной разработанностью системных программ коррекционно-развивающей работы. Полученные результаты имеют теоретическую и практическую значимость для педагогов, психологов и специалистов в области специального образования.

Текст статьи

Актуальность исследования

Современное дошкольное образование в России и за рубежом ориентировано не только на развитие познавательных способностей, но и на формирование у детей механизмов саморегуляции как ключевого условия успешной социализации и дальнейшего обучения в школе. Особенно остро эта проблема проявляется у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), для которых характерны для трудности в организации поведения, управлении эмоциональными состояниями, концентрации внимания и контроле импульсивных реакций.

ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, направленных на обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования [2, с. 193-194].

В условиях усложняющихся образовательных программ и возрастания требований к психологической готовности к школе недостаточная сформированность саморегуляции становится серьезным барьером для адаптации таких детей. При этом отечественные и зарубежные исследования показывают, что своевременное развитие саморегуляции оказывает значимое влияние на когнитивное, личностное и социальное развитие ребенка. Однако, несмотря на наличие отдельных подходов и методик, проблема формирования саморегуляции у дошкольников с ЗПР остается недостаточно изученной, требует систематизации научных данных и сопоставления отечественного и зарубежного опыта.

Цель исследования

Целью данного исследования является проведение теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы, посвященной психолого-педагогическим проблемам формирования саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития, а также характеристика современного состояния разработки данной проблемы в научной среде.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования послужили публикации отечественных авторов (Кисова В. В., Терещенко А. В.) и зарубежных исследователей (Irem Korucu, Ezgi Ayturk, Jennifer K. Finders, Gina Schnu, Craig S. Bailey, Shauna L. Tominey, Sara A. Schmitt, Vera Coelho, Joana Cadima, Ana Isabel Pinto).

Использовался метод контент-анализа научной литературы, сопоставительный подход для выявления сходств и различий в концепциях саморегуляции, а также аналитический метод для оценки современного состояния проблемы.

Результаты исследования

Саморегуляция в психолого-педагогическом понимании определяется как способность ребёнка управлять своим поведением, эмоциями и вниманием, контролировать действия и корректировать их. В старшем дошкольном возрасте формируются ключевые компоненты саморегуляции – целеполагание, самоконтроль и планирование. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) эти процессы развиваются замедленно: отмечаются трудности с вниманием, склонность к импульсивности и слабость планирования.

ЗПР характеризуется отставанием темпов развития без выраженного дефекта интеллекта, но с незрелостью эмоционально-волевой сферы, памяти, внимания и регуляции поведения.

В отечественных исследованиях проблема формирования саморегуляции у дошкольников, в том числе с особенностями развития, достаточно активно рассматривается, но с рядом ограничений и недостатков.

Исследование Кисовой В. В. выделяет, что развитие саморегуляции учебно-познавательной деятельности у детей с ЗПР имеет особое значение в подготовке к школе. У таких детей наблюдаются затруднения как в произвольном удержании внимания, так и в самоконтроле, что отражается на их учебной готовности [1, с. 131].

У большинства детей 6-7 лет (с ЗПР) словесная регуляция низкая или средняя, это подтверждает исследование Терещенко А. В. После применения специально разработанных психолого-педагогических условий и упражнений удалось повысить долю детей со средним и высоким уровнями саморегуляции, сократить долю с низким уровнем [3].

Также отечественные работы исследуют возможности компенсации дефектов в сфере саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР через продуктивную деятельность (рисование, лепка и др.). Эти работы указывают, что самостоятельность, целеустремленность, умение планировать и контролировать свою деятельность частично могут развиваться при соответствующем сопровождении.

Отечественные исследования показывают, что:

  • наиболее слабая сторона у детей с ЗПР – речевая регуляция (внутренняя речь, формулирование инструкций, удержание речевых инструкций) и планирование своих действий.
  • имеющиеся методики (игры, упражнения, словесные инструкции) дают положительный эффект, но не всегда подробно описаны уровни начальной сформированности, и часто выборка мала.
  • есть пробелы в исследованиях, касающихся эмоционально-волевых компонентов саморегуляции, сопоставления с зарубежным опытом и долгосрочной результативности.

Зарубежная литература (Irem Korucu, Ezgi Ayturk, Jennifer K. Finders, Gina Schnu, Craig S. Bailey, Shauna L. Tominey, Sara A. Schmitt) обширна по тематике саморегуляции у детей дошкольного возраста, включая детей с задержкой развития, и предлагает более разнообразные методологические инструменты и продольные исследования. Так, используется бифакторная модель, где отдельные аспекты саморегуляции (исполнительные функции, регуляция поведения, эмоциональная регуляция) как общие, так и специфические, предсказывают навыки социальной и учебной готовности у детей дошкольного возраста. Это подчёркивает важность комплексного подхода к оценке и развитию всех составляющих саморегуляции [5].

Также зарубежные исследования (Vera Coelho, Joana Cadima, Ana Isabel Pinto) показывают, что включение детей с особыми образовательными потребностями в инклюзивные дошкольные группы позволяет им развивать саморегуляцию, хотя траектории развития могут отличаться от нормально развивающихся сверстников. Например, одно из таких исследований выявило, что все дети в инклюзивной среде улучшают навыки саморегуляции, но темпы и модели различаются в зависимости от уровня нарушений [4].

Иностранные исследования дают четкое представление о важности:

  • точной диагностической мере для выделения компонентов саморегуляции;
  • продольном дизайне (наблюдении за развитием с течением времени);
  • вмешательствах, направленных на эмоциональную регуляцию, исполнительные функции, а не только поведенческие компоненты.

Современные исследования показывают, что проблема формирования саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития остаётся недостаточно решённой. Несмотря на наличие методик диагностики и коррекции, практика их применения фрагментарна, а результаты носят краткосрочный характер. В отечественной науке акцент делается на развитие речевой и поведенческой саморегуляции, но меньше внимания уделяется эмоционально-волевым и мотивационным компонентам. Зарубежные работы демонстрируют более комплексный подход, включающий изучение исполнительных функций и социального контекста, а также использование продольных исследований для отслеживания динамики.

В целом современное состояние проблемы характеризуется противоречием: с одной стороны, доказана значимость саморегуляции для успешной адаптации ребёнка к школьному обучению, с другой – отсутствует единая системная модель коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, интегрирующая когнитивные, эмоциональные и социальные аспекты.

Выводы

Таким образом, формирование саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития остаётся одной из актуальных задач психолого-педагогической науки и практики. Несмотря на накопленный опыт в разработке методик коррекционной работы, подходы носят частный и разрозненный характер, не охватывая в полной мере все компоненты саморегуляции. Зарубежные исследования предлагают более интегративные модели, включающие эмоциональную, когнитивную и социальную сферы, что может быть полезным для адаптации в российской образовательной системе.

Перспективы дальнейших исследований связаны с созданием комплексных программ сопровождения детей с ЗПР, ориентированных на долговременное развитие их саморегуляции и успешную школьную адаптацию.

Список литературы

  1. Кисова В.В. Теоретические и экспериментальные исследования саморегуляции в учебно-познавательной деятельности у детей с нормальным и задержанным темпом развития // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – Т. 15, № 2-1. – С. 130-135.
  2. Тюстина Г.Г. Осуществление образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации в рамках реализации ФГОС ДО // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Нижневартовск, 24 марта 2015 года / Отв. ред. М.В. Худжина. – Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет. – 2015. – С. 193-196.
  3. Психолого-педагогические условия развития словесной саморегуляции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dspace.tltsu.ru/xmlui/handle/123456789/3988?show=full.
  4. Child functioning in inclusive preschools: Associations between self-regulation, engagement, prosociality, and hyperactivity [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0193397323000072.
  5. Frontiers | Self-Regulation in Preschool: Examining Its Factor Structure and Associations With Pre-academic Skills and Social-Emotional Competence [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.frontiersin.org/journals/psychology/articles/10.3389/fpsyg.2021.717317/full.

Поделиться

22

Князева Н. М. Психолого-педагогические проблемы формирования саморегуляции старших дошкольников с задержкой психического развития: теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы, характеристика современного состояния проблемы // Актуальные исследования. 2025. №39 (274). URL: https://apni.ru/article/13115-psihologo-pedagogicheskie-problemy-formirovaniya-samoregulyacii-starshih-doshkolnikov-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya-teoreticheskij-analiz-otechestvennoj-i-zarubezhnoj-literatury-harakteristika-sovremennogo-sostoyaniya-problemy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#39 (274)

Прием материалов

27 сентября - 3 октября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

8 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября