Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в современной дошкольной педагогике, также, как и во всем мире, происходят периоды модернизации образования. Время не стоит на месте и перед педагогами стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду. В детских садах активно внедряются инновационные технологии. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов. Инновации определяют новые формы, методы, технологии, средства, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребенка и его развитие способностей.
Модернизация образования, введение ФГОС ДО [1] стали предпосылкой новых непрерывных образовательных поисков среди педагогов дошкольных организаций. Результаты такой деятельности привели к появлению нового современного средства обучения в дошкольной педагогике – это лэпбук.
Впервые термин «лэпбук» появляется в книге Тэмми Дьюби в 2006 году.
Тэмми использовала лэпбук, чтобы облегчить процесс запоминания материала её собственным ребёнком. Результат был впечатляющим, и она решила поделиться этим с другими родителями, чьи дети находились на семейном обучении.
Тэмми назвала лэпбук так, потому что весь он умещается на коленях ребёнка, он так и переводится «книга на коленях» (lap – колени, book – книга).
В России технологию адаптировала Татьяна Пироженко – автор блога для развития детей «Это интересно!», детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница».
Петушкова О. Л. указывают на то, что изначально лэпбук был разработан с целью ознакомления детей с медицинскими профессиями в контексте ранней профориентации. Лэпбук «Я бы доктором пошел, пусть меня научат» представляет собой папку с вспомогательными материалами – картинками, карточками, рисунками, необходимыми для изучения работы педиатра, стоматолога, хирурга, ветеринара. Материалы лэпбука послужили основой для реализации сюжетно-ролевых игр «На приеме у врача педиатра», «На приёме у врача стоматолога», «Ветлечебница» и т. д. [6, с. 220-223].
Отметим, что участие в сборе материалов для лэпбука дало детям возможность более детально исследовать работу врачей и лучше подготовиться к проведению ролевых игр на медицинскую тематику. Сюжетно-ролевые игры способствовали запоминанию новых слов, связанные с медициной, улучшили речевые умения старших дошкольников.
На сегодняшний день лэпбук представляет собой самодельную интерактивную папку с кармашками, мини-книжками, различными подвижными деталями, окошками, мнемотаблицами, которые ребенок может доставать, открывать, изучать, раскладывать по своему усмотрению. В лэпбук собирается материал по определённой теме, где дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания [2, с. 41-45].
По мнению А. В. Еременко использование лэпбук является одним из эффективных средств, способствующих развитию трудового воспитания [4, с. 233-238].
Именно использование лэпбука в рамках трудовой деятельности позволяет детям проявить свою творческую инициативу и индивидуальность. Ребенок может самостоятельно выбрать материалы, оформление и содержание своего лэпбука, вносить свои идеи и вклад в процесс создания. Такой подход позволяет каждому ребенку находиться в центре своего творческого процесса и развивать уникальные навыки и способности.
Кроме того, создание лэпбука в рамках трудовой деятельности способствует развитию мелкой моторики рук, усидчивости, внимания к деталям и последовательности действий. Ребенок будет активно работать с различными материалами, такими как бумага, ножницы, клей, краски, что способствует развитию его моторных навыков и координации движений.
Основные педагогические возможности лэпбука в контексте трудового воспитания детей:
- Развитие трудовых навыков. Создание лэпбуков требует активной деятельности рук, такой как вырезание, склеивание, раскрашивание и украшение различных элементов. Это развивает моторику и мелкую моторику детей, улучшает координацию движений и требует трудового усилия и терпения;
- Формирование ответственности и самостоятельности. Дети, занимающиеся созданием лэпбука, берут на себя ответственность за выполнение работы. Они должны планировать свои действия, управлять временем и ресурсами, следовать инструкциям. Такой подход развивает у детей самостоятельность, ответственность за результаты своей работы и умение принимать решения;
- Развитие творческого мышления. Лэпбук предоставляет детям возможность самостоятельно оформлять и организовывать страницы. Они могут использовать свою фантазию, выбирать цвета, декоративные элементы, придумывать уникальные идеи для каждого элемента и искать новые способы представления информации, создавать нестандартные элементы и применять инновационные подходы. Они могут использовать различные материалы, техники и инструменты, чтобы сделать свои работы оригинальными и уникальными. Такой подход способствует развитию творческого мышления, воображения и оригинальности;
- Формирование понимания ценности собственной трудовой деятельности. Усвоение трудовых ценностей, а именно создание лэпбука, требует от детей усилий, труда и терпения. Они учатся ценить результат своего труда, осознавать его ценность и развивать уважение к труду других людей [4, с. 233-238].
Таким образом, лэпбук помогает формировать у детей трудовые ценности, такие как ответственность, целеустремленность и уважение к труду.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:
- полифункционален: способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т. д.;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя наравне с детьми;
- добровольное присоединение детей к деятельности;
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности;
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе) [3, с. 233-235].
В практике работы с детьми лэпбук используется на индивидуальных и подгрупповых занятиях по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи; также в свободной деятельности используются карточки и игры из лэпбуков для автоматизации поставленных звуков.
Очевидно, что использование инновационной игровой технологии «лэпбук» является успешным шагом на пути внедрения ФГОС ДО. Поскольку она позволяет использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.