Получение образования для детей с ОВЗ является важнейшим фактором их успешной социализации и общественной жизни. Получение профессии – это важный вопрос и один из самых эффективных способов самореализации, поэтому профориентация детей с ОВЗ является важнейшей задачей государственной политики.
Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприимчив к информации и готов к познанию. Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное образовательное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.
Работа по ранней профориентации дошкольников с ОВЗ, находящихся в комбинированных и компенсирующих группах, ведётся по следующим направлениям:
- Выявление способностей, психологических особенностей темперамента и характера, склонностей, интересов и отношение к определенным видам деятельности.
- Информирование о различных профессиях и требованиях, предъявляемым к ним.
- Помощь ребенку и родителям в правильном выборе будущей профессии.
- Ранняя профориентация и допрофессиональное самоопределение, формирование у ребенка внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать шаги своего профессионального развития.
- Профориентационная работа вне учреждения совместно с семьей.
Перед коллективом ДОУ стоят следующие задачи:
- Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром с помощью литературных произведений.
- Формирование системы знаний о профессиях и привитие ребенку ценности труда.
- Ознакомление со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку.
- Развитие у ребенка веры в свои силы, путем поддержки его начинаний, а также облегчение ему самостоятельного выбора профессии в дальнейшем.
- Помощь родителям в расставлении приоритетов при выборе дополнительных направлений развития ребенка (кружки, секции и др.).
- Разностороннее развитие дошкольника посредством профориентационных мероприятий.
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность.
Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Однако необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде взрослых.
Педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время (каким бы далеким оно не казалось) могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому в перспективе ставятся следующие цели:
- формирование осознания того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- воспитание чувства уважения к людям труда и результатам их деятельности;
- знакомство с представителями тех или иных профессий, спецификой их работы:
- выполняемыми ими трудовыми навыками, развитие их трудовых способностей.
Ознакомление с трудом взрослых и профессиями должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Вся работа, осуществляемая в ДОУ в этом направлении, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практические сферы личности ребенка. Знакомство детей с профессиями на основе интегративного подхода позволяет организовывать различные виды деятельности, подчиненные одной цели – ознакомлению с той или иной профессией.
Экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок - самый эффективный вид профориентационной деятельности, который даёт свои положительные результаты. Во время экскурсий дошкольники знакомятся с различными видами профессий не только на словах, но наглядно, в практической деятельности, что, конечно, помогает детям лучше узнать всё о профессии.
Такой вид экскурсий как виртуальный в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Именно виртуальные экскурсии позволяют детям наглядно увидеть, то, о чем он уже слышал от педагога, посетить заводы, стройки, пекарни и другие рабочие места людей различных профессий.
Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые).
Центральное место в работе отводится игре. В индивидуальной образовательной деятельности с детьми с ОВЗ младшего возраста, «сажаем» огород, «собираем» урожай, тем самым знакомим их с трудом людей на селе. Дети старшего возраста, с помощью дидактических, сюжетно-ролевых игр знакомятся с профессией повара, например, готовят пиццу или накрывают на стол или «готовят» обед.
В процессе знакомства с профессиями дети узнают, какие орудия труда необходимы для выполнения той или иной работы. При ознакомлении детей, например с профессией швеи, дети умеют классифицировать одежду, обувь, головные уборы. Могут определить, из каких материалов шьют тот или иной предмет одежды.
Ознакомление с трудом в дидактических играх играет важную роль в умственном и речевом развитии дошкольника. Содержание игр формирует правильное отношение к предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий.
Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.
Для того чтобы ребёнок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с профессиями ближнего окружения, с профессией родителей и людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий). Помощь в этом оказывает работа с родителями, как одно из важных направлений.
Таким образом, работа по ранней профориентации дошкольников может осуществляться через совместную деятельность педагога с детьми и родителями, а также самостоятельную деятельность детей, которая проходит через познавательную, продуктивную и игровую деятельность. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребёнка.