Понятие «исполнительское мастерство» до настоящего времени не было сформулировано в научном сообществе. Тем не менее различные теоретики и практики, педагоги, хореографы, руководители хореографических коллективов используют в своем арсенале похожие по своему значению понятия как: «исполнительская культура», «исполнительское искусство», «техника исполнения», «стиль исполнения», «исполнительские каноны» в хореографическом искусстве.
На современном этапе формирования и развития науки исполнительское мастерство представляет собой объект различных исследований. Сам термин «исполнительское мастерство» по своему содержанию является замысловатым, так как содержит в себе отдельные понятия – это исполнение и мастерство. Рассмотрим данные понятия по отдельности.
Понятие «исполнительство» происходит от глагола «исполнять». В словаре В. И. Даля глагол «исполнять» трактуется следующим образом: «…приводить в действие, совершать…», а существительное «исполнитель – что-либо исполняющий» [1].
Также понятие «исполнительство» имеет частое применение в исследованиях и практической деятельности в таких направлениях музыкального искусства: фортепианное исполнительство, хоровое исполнительство и др.
В области хореографического искусства, к вопросам исполнительства и развития исполнительского мастерства танцора прибегали различные авторы, педагоги, хореографы. В том числе проблемы творческого исполнительства выявляется в научных трудах следующих авторов: Э. Б. Абдуллина, Б. В. Асафьева, Г. И. Гильбурда, Ю. В. Капустина, Ф. Котлера, В. Г. Кузнецова, Н. Х. Нургаянова, Ю. А. Толмачева и др.
В вышепредставленных изучениях понятие «исполнительство» осваивается как аспект музыкально-хореографического творчества, трактуется как автономное художественное свойство, в исследованиях активно рассматривается исторический аспект развития и организации исполнительских школ, особенности и уникальности персонального стиля и восприятия.
Б. М. Теплов, в психолого-педагогической деятельности рассматривал исполнительство, как «процесс формирования и развития творческой личности человека» [4]. Тем самым понятие «исполнительство» здесь представляет собой возможностью исполнителей выражать свое творчество и креативное начало, независимость в различных исследованиях и проектах. Все это имеет связь с удачным воплощением собственных креативных способностей, так и с их реализацией, к примеру участием в различных креативных разработках или учебных событиях. Главной целью развития исполнительского мастерства благодаря методике бучения является активизация творческой мотивации исполнителей, поощрение самостоятельности, а также организации обстановки для выявления возможностей и способностей исполнителей.
Тем не менее само понятие «исполнительство» представляет собой более глобальное содержание и не может довольствоваться всего лишь исполнительской деятельностью, так как содержит в себе процессы, как система образования, исполнительская школа, концертная практика, конкурсы и фестивали и т. п. Исполнительство представляет собой объект изучения теории и истории музыкального и танцевального исполнительства.
Понятие «мастерство» в расширенной интерпретации, определяется, как уникальный навык мастера в предназначенном деле добиваться высоких результатов, при минимальном расходе работы, времени и материалов.
Теоретический разбор научно-методических источников представил, что понятие «мастерство» как определенный вопрос интересовал большинства научных деятелей, изучающих различные знания и направления человеческой деятельности. Большое внимание уделяется изучению мастерства педагога. Это изучено в трудах: Ю. П. Азарова, Ю. К. Бабанского, А. Г. Казаковой, В. А. Кан Калика, Н. В. Кузьминой, А. С. Макаренко, В. А. Сластенина, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, и др.
Всю структуру педагогического мастерства возможно рассмотреть и в абсолютно в другой области мастерства – исполнительском. Исполнительское мастерство является многокомпонентной системой, которая функционирует согласованно и едино. Выразительность исполнения является основным и базовым компонентом исполнительского мастерства.
В современной психологической науке понятие «мастерство» представлено как единое социально-психологическое формирование, включающее в себя различные научные знания, умения, навыки, системное искусство и личностные качества, благодаря которым предоставляется наивысший результат педагогической деятельности.
В балетной и театральной энциклопедиях определяется сущность таких понятий, как «балет», «хореография», «танец», «сценический танец», «классический танец», «хореографический образ», «балетная самодеятельность», однако трактовка понятия «исполнительское мастерство» отсутствует.
Различные теоретики и практики в сфере таких наук как искусствоведение и педагогика (Е. П. Валукин, В. М. Красовская, Н. И. Тарасов, Ю. М. Чурко, и другие) применяют в своих научных трудах наименования содержательных элементов исполнительского мастерства, абсолютно не объединяя их в целое системное понятие. Так, Ю. М. Чурко в труде «Белорусский балет в лицах» показывает специфику исполнительского мастерства артистов балета различного периода времени, определяя понятия и трактовки таких компонентов (или близких по значению) как: «техническая зрелость», «артистизм», «музыкальность», «хореографическая культура», «сценический образ», «артистическая выразительность» [5].
Аналогично В. М. Красовская, Ю. М. Чурко характеризуют творческую деятельность артистов русского балета: Е. В. Гельцер, Т. П. Карсавиной, М. Ф. Кшесинской, А. П. Павловой, О. А. Спесивцевой, В. Д. Тихомирова, С. В. Федоровой, и др. Сущность таких компонентов исполнительского мастерства, как «техника танца», «музыкальность», «эмоциональная выразительность», «танцевальный образ» раскрывает педагог классического танца Н. И. Тарасов.
В отечественной школе классического танца базовым из содержательных компонентов исполнительского мастерства танцоров большинство мастеров относят «внутреннюю» технику. Педагог Р. В. Захаров определяет «внутреннюю» технику: «Это, прежде всего умение управлять мыслями и чувствами, наполнять ими движения, жесты, позы. Мало встать в красивую, правильную по рисунку позу, сама по себе поза еще ровно ничего не говорит. Подлинное искусство начинается лишь тогда, когда эта поза, во взаимосвязи со всеми остальными компонентами танцевальной композиции, озаряется внутренним светом человеческого чувства…» [3].
Так «наполнить» определенное хореографическое движение смыслом и содержанием и представляет собой умением владеть «внутренней» техникой. Внутренняя техника исполнителя, навык «скрыть» моменты технических трудностей, возможность трансляции музыки через движения, хореографический текст, пластику тела танцора, а также через взаимодействие двух партнеров – все это стало применяться в лексике современного танца из классической хореографии.
Так, к примеру, А. Дункан, не одобряющая традиционный балетный тренаж, считая его слишком утомительным, а истинное искусство танца она видела в спонтанном отражении душевного состояния через пластику исполнителя. А. Дункан утверждала: «Танцовщик, в ее представлении, создавая танец, «находится в непрерывном поиске путей для выхода творческого импульса и энергии, а не просто воспроизводит заранее «выдрессированную» технику» [2].
Данное представление является основой понятия «индивидуальности исполнителя» и в современной хореографии на сегодняшний день. Тем самым, при обучении танцевальным движениям педагогу немаловажно опираться на принцип разнообразия исполнения хореографических движений. Разнообразие ритмических и координационных решений, вариантов при выполнении определенного движения позволяет исполнителю гибко выбирать оптимальную для него технику. Таким образом, это, создает баланс между техническим мастерством и художественным содержанием танца, позволяя полноценно выразить его эмоциональную глубину, и внутренне состояние исполнителя.
На наш взгляд, каждый танец представляет собой уникальную идею и даже имеет свой нрав. Самым высшим показателем мастерства исполнителя-танцора является трансляция идеи, смысла танца внутрь движений. Так, к примеру, если танцор исполняет хореографическое произведение без характерного музыкального фона, все равно, обязано быть понятным, для зрителя какой именно танец исполняется. И это связано не с определенными комбинациями, элементами и лексикой, а с идейностью шагов, жестов, эмоций танцора и т. д. Необходимо учитывать то, что с технико-исполнительской стороны все элементы и движения, которые исполняются танцором, обязаны поддерживать и содействовать грамотному, комфортному исполнению с целесообразным применением физических сил и энергии. Именно этот общепринятый принцип лежит в основе исполнительского мастерства в современных танцах.
Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что «исполнительское мастерство» – это многокомпонентная система, функционирующая целостно и гармонично, включающая в себя технику, техничность и актерское мастерство. Эмоциональность, выразительность, техничность, раскрепощенность, воображение, наблюдательность; умение слушать, повторять – именно из этих качеств складывается исполнительское мастерство танцора. Но также важно отметить, что в определение понятия «исполнительское мастерство» заложены не только умения управлять и развивать физические возможности тела, но и умения насыщать движения «внутренним ощущением», вдохнуть в танец «жизнь». Внутренняя драматургия танца, идея, а главное – трансформация движений в определенные образы выделяет танцоров «наивысшего» уровня. Таким образом, исполнительское мастерство – это не просто отражение его технической подготовки и физических возможностей, но и свидетельство его духовного и творческого потенциала, личностных особенностей, глубины постижения замысла хореографического искусства. Следовательно, понятие «исполнительское мастерство» представляет собой совокупность физического совершенства и духовной красоты, гармоничное сочетание технического мастерства и художественного мышления танцора.