Главная
АИ #39 (274)
Статьи журнала АИ #39 (274)
Организация физического воспитания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями р...

Организация физического воспитания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

физическое воспитание
дошкольник
развитие речи

Аннотация статьи

В тезисах ставится задача выявления особенностей организации физического воспитания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Раскрывается система работы по обеспечению оптимального двигательного режима дошкольников, формы просветительской работы с родителями воспитанников.

Текст статьи

Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является задача обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Среди воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи относительно мало детей только с речевыми дефектами. У большинства из них наблюдаются отклонения от возрастной нормы во всех видах моторики: в общей, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук.

Взаимосвязь общей и ручной моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия., таким образом, развитие общей моторики и мелкой моторики рук ребенка позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата.

Для решения этой задачи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи смоделирован специальный двигательный режим, включающий в себя следующие виды детской активности в занимательной игровой форме: утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно в течение 10–12 минут, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, динамические паузы длительностью 3–5 минут во время малоподвижной образовательной деятельности, дыхательная гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, оздоровительный бег – 2 раза в неделю во время утренней прогулки по 3–7 минут, ходьба по массажным дорожкам – ежедневно после дневного сна по 2–3 минуты, гимнастика пробуждения –5 минут, занятия ритмической гимнастикой.

Планирование образовательной деятельности по физическому развитию осуществляется инструктором по физической культуре в тесном контакте с воспитателем и учителем-логопедом группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Приоритетная роль отводится играм и упражнениям на развитие координации движений, ловкости, музыкально-ритмическим упражнениям. Для развития мелкой моторики рук широко применяются нетрадиционное физкультурное оборудование, эстафеты, сочетающие бег с игровой задачей: «Укрась полянку цветами», «Убери колючки (прищепки) с кактусов», «Соберем урожай с яблоньки», «Кто быстрее украсит новогоднюю елочку» (игрушки на липкой ленте), игра «Веселые мотальщики».

Для достижения устойчивых положительных результатов в физическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи работа с детьми должна проводиться не только в дошкольной образовательной организации, но и в семье. Для просвещения родительской общественности оформляются стенды, папки-передвижки по темам физического развития детей, информация о закаливающих мероприятиях. Проводятся тематические родительские собрания, консультации по вопросам формирования здорового образа жизни, коррекции отклонений в развитии двигательной сферы ребенка. Ежегодно проводится спортивно-досуговое мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья».

Таким образом, можно сделать вывод, что физическое воспитание дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом требования ФГОС ДО должно осуществляться комплексно, систематически, в тесной взаимосвязи с семьей, в игровой и занимательной форме, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Список литературы

  1. Зигангирова И.И. Особенности развития ручной моторики у детей раннего возраста с отклонениями в развитии речи И.И. Зангирова, Е.В. Шереметьева. – 2016. – Т. 50. – С. 35-39. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76652.htm.
  2. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. – М., 1968.
  3. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013, рег. № 30384) // Официальные документы в образовании. – 2013. – № 36. – С. 2 (обл.); Вестник образования России. – 2013. – № 24. – С. 36.

Поделиться

8

Садовникова Л. С., Сердюкова Н. Н. Организация физического воспитания старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи // Актуальные исследования. 2025. №39 (274). URL: https://apni.ru/article/13132-organizaciya-fizicheskogo-vospitaniya-starshih-doshkolnikov-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#39 (274)

Прием материалов

27 сентября - 3 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

8 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 октября