Одной из задач, на решение которых направлен Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, является задача обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Среди воспитанников групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи относительно мало детей только с речевыми дефектами. У большинства из них наблюдаются отклонения от возрастной нормы во всех видах моторики: в общей, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук.
Взаимосвязь общей и ручной моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, Л. А. Леонтьев, А. Р. Лурия., таким образом, развитие общей моторики и мелкой моторики рук ребенка позволяет развивать необходимые качества движений органов артикуляционного аппарата.
Для решения этой задачи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи смоделирован специальный двигательный режим, включающий в себя следующие виды детской активности в занимательной игровой форме: утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно в течение 10–12 минут, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, массаж и самомассаж, динамические паузы длительностью 3–5 минут во время малоподвижной образовательной деятельности, дыхательная гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, оздоровительный бег – 2 раза в неделю во время утренней прогулки по 3–7 минут, ходьба по массажным дорожкам – ежедневно после дневного сна по 2–3 минуты, гимнастика пробуждения –5 минут, занятия ритмической гимнастикой.
Планирование образовательной деятельности по физическому развитию осуществляется инструктором по физической культуре в тесном контакте с воспитателем и учителем-логопедом группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Приоритетная роль отводится играм и упражнениям на развитие координации движений, ловкости, музыкально-ритмическим упражнениям. Для развития мелкой моторики рук широко применяются нетрадиционное физкультурное оборудование, эстафеты, сочетающие бег с игровой задачей: «Укрась полянку цветами», «Убери колючки (прищепки) с кактусов», «Соберем урожай с яблоньки», «Кто быстрее украсит новогоднюю елочку» (игрушки на липкой ленте), игра «Веселые мотальщики».
Для достижения устойчивых положительных результатов в физическом развитии детей с тяжелыми нарушениями речи работа с детьми должна проводиться не только в дошкольной образовательной организации, но и в семье. Для просвещения родительской общественности оформляются стенды, папки-передвижки по темам физического развития детей, информация о закаливающих мероприятиях. Проводятся тематические родительские собрания, консультации по вопросам формирования здорового образа жизни, коррекции отклонений в развитии двигательной сферы ребенка. Ежегодно проводится спортивно-досуговое мероприятие «Папа, мама, я – спортивная семья».
Таким образом, можно сделать вывод, что физическое воспитание дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с учетом требования ФГОС ДО должно осуществляться комплексно, систематически, в тесной взаимосвязи с семьей, в игровой и занимательной форме, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.