Благополучие любой страны напрямую зависит от образованности и воспитанности её граждан. И поэтому современному российскому образованию отводится большая роль в формировании личности будущего гражданина РФ. Министерство Образования разработало ФГОС школьного образования, в которых прописаны стандарты и требования, предъявляемые к современному общему среднему образованию. Стандарт ориентирован на всестороннее развитие личности. Основными задачами, которого являются: «…воспитание российской гражданственной идентичности…формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики…развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера…» ФГОС [4, с. 5-6].
Современное общество отображает недостаточное развитие гражданственной идентичности у современного поколения. Личностные ориентиры многих современных школьников не совпадают с личностными качествами, которые диктуют образовательные стандарты. Многие обучающие нацелены только на развлечения, которые в большом разнообразии предоставляют современные технологии. Современные дети не привыкли трудиться и мало заинтересованы в изучении культурного наследия своей страны. Поэтому обращение к истокам национальной культуры, к памятникам народного декоративно-прикладного творчества является важным звеном педагогического процесса. Через красоту творений русских народных промыслов решается задача «оздоровления» и обогащения внутреннего мира современного школьника. Решение данной проблемы мы видим в разработке программы дополнительного образования в направлении лаковой живописи и реализации ее на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) «Палехская сказка» была разработана нами для обучающихся средних общеобразовательных школ и в дальнейшем адаптирована для детей с легкой и умеренной задержкой психического развития. Целью программы являлось углубление и расширения знаний в области иллюстрирования литературных произведений в технике Палехской миниатюры; развитие эстетического вкуса, индивидуальных творческих способностей, художественного мышления обучающихся; развитие чувства гражданственной идентичности через приобщение обучающихся к истокам культурного наследия России.
Выбор обучения школьников в стиле Палехской миниатюры выпал неслучайно. Иллюстрации в лаковой миниатюре заставляют трепетать сердце зрителя. Очень много создано иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина в Палехской живописи. Палех – это таинственный мир сказок, в котором сказочные персонажи как бы выплывают из полумрака и заставляют зрителя пережить с ними их историю. Погружаясь в волшебный мир сказок, современный школьник может впитать самые лучшие добродетели, которые вкладываются авторами в их литературные произведения.
О значимости Палехского искусства писали многие художники-педагоги. Например, В.С. Кузин отмечал, что палехское искусство имеет мировое значение, поскольку известно не только у нас в стране, но и во всем мире [2, c.178]. А.А. Петрова, автор статьи «Палехское искусство как источник нравственно – эстетического воспитания личности» указывала, что Палех обладает большой жизнеутверждающей силой и способен сильно воздействовать на зрителя, вдохновляя его на поиски истины и вечной красоты [3, c.108-109].
Содержание программы было выстроено с учетом этапов прохождения творческого процесса, предложенных Г.Г. Григорьевой: «накопление первоначальных представлений, возникновение замысла, реализация замысла, окончательная оценка получаемого результата и его обработка» [1, с. 2].
В программу были включены задания и упражнения на развитие теоретических знаний и практических умений владениями приемами стилизации в процессе создания декоративных композиций. Эффективность учебного процесса по разработанной программе достигалась созданными специальными педагогическими условиями и использованием различных методов обучения. Процесс обучения был основан на принципах дидактики (рис.1).
Рис. 1. Принципы и методы организации внеурочной деятельности
Школьники на кружковых занятиях обучались сюжетному рисованию. Организация внеклассной деятельности в форме занятия – виртуальные экскурсии и занятия – беседы позволяла школьникам учиться «видеть» картины, анализировать художественные произведения, определять средства художественной выразительности, которые использовали мастера в своих работах. В учебном процессе использовались методы и упражнения, предлагаемые художниками-педагогами Б.А. Дехтерёвым, С.П. Ломовым и другими: выделение авторского замысла, разработка эскизов персонажей и элементов при создании сюжетной композиции к произведению.
Репродукции известных мастеров в области Палехской росписи таких, как И.П. Вакурова, Д.Н. Буторина, Н.П. Лопатина и других позволяли школьникам увидеть характер главных героев и второстепенных персонажей, изучить историю той эпохи, в которой происходило сказочное событие, а именно бытовое убранство, одежду, архитектуру того времени, а также отметить стилистические особенности изображаемых объектов живой и неживой природы.
Необходимо отметить, что Палехская миниатюра имеет свои стилистические особенности. Она развивалась на основе иконописных традиций Новгородской, Строгановской школ, живописи Поволжья и других. Работы, выполненные в Палехской технике, имеют декоративно-орнаментальный характер, свои отличительные особенности в композиционном построении, а также стилистические особенности в изображении объектов живой и неживой природы. Поэтому перед нами стояла задача ознакомить школьников с художественными приемами и стилистическими особенностями, используемыми в Палехской миниатюре. На занятиях использовались специально разработанные карточки по стилизации объектов животного, растительного мира, неживой природы и человека в иконописной технике (рис.2).
Рис. 2. Стилизация объектов неживой природы в технике Палехской росписи
Для более эффективного овладения навыками стилизации в выбранной технике лаковой миниатюры на занятии использовались следующие способы обучения: прорисовка стилизованных форм сначала в воздухе, затем на бумаге (способ подражания), демонстрация изображения стилизованных объектов самими обучающимися на доске перед группой; использовались упражнения на развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств – мысленное создание картины по названию. Обучающимся предлагалось создать иллюстрации в технике Палехской росписи к художественным произведениям А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» и А. Толстого «Жар-птица» (рис. 3).
Рис. 3. Иллюстрации школьников к сказкам А.С. Пушкина и С.Т. Аксакова
Таким образом, более глубокое изучение искусства лаковой живописи обучающимися средних классов было очень полезным. Школьники познакомились с историей образования Палехской миниатюры, получили знания о способах и принципах построения декоративной композиции, об использовании приемов и методов выполнения стилизации при создании книжных иллюстраций к литературным произведениям в технике лаковой миниатюры. Поскольку тема сказок очень близка детям, то погружение современных школьников в сказочные произведения, в которых освещаются вечные темы любви, верности и добра, способствовало решению задачи духовного «оздоровления» и обогащения внутреннего мира подрастающего поколения, приобщения его к культурному наследию своего народа, развитию гражданственной идентичности. Поскольку создание творческой работы в технике лаковой миниатюры многоэтапный и сложный процесс, работа в данной технике способствовала выработке таких личностных качеств, как усидчивость, терпение, способность доводить начатое дело до конца – все эти качества обеспечат успешность в будущей профессиональной деятельности школьника. Создание творческих работ в технике Палехской миниатюры позволило обучающимся освоить различные приемы стилизации, которые способствовали формированию художественного вкуса, развитию творческих способностей, а также развитию таких психических познавательных процессов, как память, мышление и воображение.