Главная
АИ #20 (23)
Статьи журнала АИ #20 (23)
Палехские сказки как источник духовно-нравственного воспитания обучающихся на вн...

Палехские сказки как источник духовно-нравственного воспитания обучающихся на внеклассных занятиях по изобразительному искусству

Автор(-ы):

Кислица Дина Владимировна

Шестакова Нелли Владимировна

Мальцева Лариса Николаевна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

Палех
лаковая живопись
обучающийся
внеурочная деятельность
культура
сказка
программа

Аннотация статьи

В статье представлен материал по обучению детей иллюстрированию литературных произведений в технике Палехской росписи. Автор раскрывает развивающе-воспитательный потенциал Палехской живописи в системе современного образования.

Текст статьи

Благополучие любой страны напрямую зависит от образованности и воспитанности её граждан. И поэтому современному российскому образованию отводится большая роль в формировании личности будущего гражданина РФ. Министерство Образования разработало ФГОС школьного образования, в которых прописаны стандарты и требования, предъявляемые к современному общему среднему образованию. Стандарт ориентирован на всестороннее развитие личности. Основными задачами, которого являются: «…воспитание российской гражданственной идентичности…формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню науки и общественной практики…развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера…» ФГОС [4, с. 5-6].

Современное общество отображает недостаточное развитие гражданственной идентичности у современного поколения. Личностные ориентиры многих современных школьников не совпадают с личностными качествами, которые диктуют образовательные стандарты. Многие обучающие нацелены только на развлечения, которые в большом разнообразии предоставляют современные технологии. Современные дети не привыкли трудиться и мало заинтересованы в изучении культурного наследия своей страны. Поэтому обращение к истокам национальной культуры, к памятникам народного декоративно-прикладного творчества является важным звеном педагогического процесса. Через красоту творений русских народных промыслов решается задача «оздоровления» и обогащения внутреннего мира современного школьника. Решение данной проблемы мы видим в разработке программы дополнительного образования в направлении лаковой живописи и реализации ее на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) «Палехская сказка» была разработана нами для обучающихся средних общеобразовательных школ и в дальнейшем адаптирована для детей с легкой и умеренной задержкой психического развития. Целью программы являлось углубление и расширения знаний в области иллюстрирования литературных произведений в технике Палехской миниатюры; развитие эстетического вкуса, индивидуальных творческих способностей, художественного мышления обучающихся; развитие чувства гражданственной идентичности через приобщение обучающихся к истокам культурного наследия России.

Выбор обучения школьников в стиле Палехской миниатюры выпал неслучайно. Иллюстрации в лаковой миниатюре заставляют трепетать сердце зрителя. Очень много создано иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина в Палехской живописи. Палех – это таинственный мир сказок, в котором сказочные персонажи как бы выплывают из полумрака и заставляют зрителя пережить с ними их историю. Погружаясь в волшебный мир сказок, современный школьник может впитать самые лучшие добродетели, которые вкладываются авторами в их литературные произведения.

О значимости Палехского искусства писали многие художники-педагоги. Например, В.С. Кузин отмечал, что палехское искусство имеет мировое значение, поскольку известно не только у нас в стране, но и во всем мире [2, c.178]. А.А. Петрова, автор статьи «Палехское искусство как источник нравственно – эстетического воспитания личности» указывала, что Палех обладает большой жизнеутверждающей силой и способен сильно воздействовать на зрителя, вдохновляя его на поиски истины и вечной красоты [3, c.108-109].

Содержание программы было выстроено с учетом этапов прохождения творческого процесса, предложенных Г.Г. Григорьевой: «накопление первоначальных представлений, возникновение замысла, реализация замысла, окончательная оценка получаемого результата и его обработка» [1, с. 2].

В программу были включены задания и упражнения на развитие теоретических знаний и практических умений владениями приемами стилизации в процессе создания декоративных композиций. Эффективность учебного процесса по разработанной программе достигалась созданными специальными педагогическими условиями и использованием различных методов обучения. Процесс обучения был основан на принципах дидактики (рис.1).

Рис. 1. Принципы и методы организации внеурочной деятельности

Школьники на кружковых занятиях обучались сюжетному рисованию. Организация внеклассной деятельности в форме занятия – виртуальные экскурсии и занятия – беседы позволяла школьникам учиться «видеть» картины, анализировать художественные произведения, определять средства художественной выразительности, которые использовали мастера в своих работах. В учебном процессе использовались методы и упражнения, предлагаемые художниками-педагогами Б.А. Дехтерёвым, С.П. Ломовым и другими: выделение авторского замысла, разработка эскизов персонажей и элементов при создании сюжетной композиции к произведению.

Репродукции известных мастеров в области Палехской росписи таких, как И.П. Вакурова, Д.Н. Буторина, Н.П. Лопатина и других позволяли школьникам увидеть характер главных героев и второстепенных персонажей, изучить историю той эпохи, в которой происходило сказочное событие, а именно бытовое убранство, одежду, архитектуру того времени, а также отметить стилистические особенности изображаемых объектов живой и неживой природы.

Необходимо отметить, что Палехская миниатюра имеет свои стилистические особенности. Она развивалась на основе иконописных традиций Новгородской, Строгановской школ, живописи Поволжья и других. Работы, выполненные в Палехской технике, имеют декоративно-орнаментальный характер, свои отличительные особенности в композиционном построении, а также стилистические особенности в изображении объектов живой и неживой природы. Поэтому перед нами стояла задача ознакомить школьников с художественными приемами и стилистическими особенностями, используемыми в Палехской миниатюре. На занятиях использовались специально разработанные карточки по стилизации объектов животного, растительного мира, неживой природы и человека в иконописной технике (рис.2).

Рис. 2. Стилизация объектов неживой природы в технике Палехской росписи

Для более эффективного овладения навыками стилизации в выбранной технике лаковой миниатюры на занятии использовались следующие способы обучения: прорисовка стилизованных форм сначала в воздухе, затем на бумаге (способ подражания), демонстрация изображения стилизованных объектов самими обучающимися на доске перед группой; использовались упражнения на развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств – мысленное создание картины по названию. Обучающимся предлагалось создать иллюстрации в технике Палехской росписи к художественным произведениям А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» и А. Толстого «Жар-птица» (рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрации школьников к сказкам А.С. Пушкина и С.Т. Аксакова

Таким образом, более глубокое изучение искусства лаковой живописи обучающимися средних классов было очень полезным. Школьники познакомились с историей образования Палехской миниатюры, получили знания о способах и принципах построения декоративной композиции, об использовании приемов и методов выполнения стилизации при создании книжных иллюстраций к литературным произведениям в технике лаковой миниатюры. Поскольку тема сказок очень близка детям, то погружение современных школьников в сказочные произведения, в которых освещаются вечные темы любви, верности и добра, способствовало решению задачи духовного «оздоровления» и обогащения внутреннего мира подрастающего поколения, приобщения его к культурному наследию своего народа, развитию гражданственной идентичности. Поскольку создание творческой работы в технике лаковой миниатюры многоэтапный и сложный процесс, работа в данной технике способствовала выработке таких личностных качеств, как усидчивость, терпение, способность доводить начатое дело до конца – все эти качества обеспечат успешность в будущей профессиональной деятельности школьника. Создание творческих работ в технике Палехской миниатюры позволило обучающимся освоить различные приемы стилизации, которые способствовали формированию художественного вкуса, развитию творческих способностей, а также развитию таких психических познавательных процессов, как память, мышление и воображение.

Список литературы

  1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 2000. – 337с.
  2. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 1983. – 191с.
  3. Петрова А.А. Палехское искусство как средство нравственно-эстетического воспитания личности // Научное мнение. – 2011. - № 9. – С.108-110.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897, в ред. приказа от 29 декабря 2014 г. № 1644). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru (дата обращения 06.06.19).

Поделиться

4805

Кислица Д. В., Шестакова Н. В., Мальцева Л. Н. Палехские сказки как источник духовно-нравственного воспитания обучающихся на внеклассных занятиях по изобразительному искусству // Актуальные исследования. 2020. №20 (23). С. 56-60. URL: https://apni.ru/article/1314-palekhskie-skazki-kak-istochnik-dukhovno-nrav

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая