На сегодняшний день тяжело представить современные реалии без искусственного интеллекта (ИИ). Искусственный интеллект проник практически во все сферы человеческой жизни. Однако у данного понятия нет единого устоявшегося определения.
Одни авторы считают, что «искусственный интеллект – это область информатики, занимающаяся созданием интеллектуальных систем, способных выполнять задачи, которые обычно требуют человеческого интеллекта. Эти задачи включают распознавание речи, принятие решений, понимание естественного языка и машинное обучение» [1, с. 30].
Другие, что искусственный интеллект представляет собой «ансамбль разработанных и закодированных человеком рационально-логических, формализованных правил, которые организуют процессы, позволяющие имитировать интеллектуальные структуры, производить и воспроизводить целерациональные действия, а также осуществлять последующее кодирование и принятие инструментальных решений вне зависимости от человека [2, с. 40].
В связи с этим Шестак В. А. в своей работе пишет: «Исследования в области искусственного интеллекта ведутся с прошлого века, но до сих пор не выработано общепринятого универсального определения самого понятия «искусственный интеллект». Такое положение возникает в силу отсутствия общепринятого правового подхода к формулированию его содержательных характеристик [3, с. 68].
В Российской Федерации искусственный интеллект определяется в соответствии с Указом Президента РФ, как «сочетание технологических разработок, обеспечивающих способность имитировать умственные операции, выполняемые человеком (в том числе подбор ответов на вопросы при отсутствии заблаговременно указанного алгоритма), и добиваться результатов при решении определенных проблем, похожих или превосходящих те, что могут быть получены при умственной деятельности человека» [4, с. 1013].
Сегодня мы ежедневно обращаемся за помощью к искусственному интеллекту. Это может быть личный кабинет в банке, поиск маршрутов для путешествия, взаимодействие с умной колонкой-станцией, подбор музыки и фильмов, выполнении заданий по работе и учебе. Все это свидетельствует о появлении нового агента социализации – искусственного интеллекта.
Социализация понимается «как процесс, последовательно изменяющийся, и характеризуется определенными стадиями – адаптация, самореализация, интеграция» [5, с. 13].
С одной стороны, социализацию личности изучают как односторонний процесс наложения на личность существующих в обществе моделей поведения, стандартов и норм. Еще в конце XIX века основатель французской школы социологии Э. Дюркгейм писал: «Человек, которого воспитание должно реализовать в нас, это не тот человек, которого создала природа, но тот, каким общество хочет, чтобы он был, а оно хочет, чтобы он был таким, как требует внутреннее устройство общества» [6, с. 252-253].
С другой стороны, социализацию личности изучают как систему «общество – личность». В понимании К. В. Рубчевского социализация личности является как: «процесс и результат диалектического взаимодействия личности и общества, вхождение, «внедрение» индивида в общественные структуры посредством выработки социально необходимых качеств» [7, с. 86].
Существуют три основных института социализации: семья, система массовой информации (СМИ) и система образования.
Система образования является одним из главных институтов социализации. Образование, по мнению Н. И. Макаровой – это «процесс развития и совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни, абсолютная форма бесконечного, непрерывного овладения новыми знаниями, умениями и навыками» [8, с. 67].
Появление нового агента социализации в системе образования оказывает как позитивное, так и негативное влияние на социализацию личности.
Позитивное влияние:
- Персонализированные образовательные платформы на основе ИИ помогают студентам учиться в собственном темпе, предоставляя адаптированные материалы. Также ИИ может автоматизировать оценку заданий и анализировать успеваемость студентов, выявляя пробелы в знаниях [1].
- Системы управления образовательными траекториями и принятия решений, ориентированные на осуществление учебной аналитики – деятельности по получению, рассмотрению, презентации информации об образовательной среде и учащихся для управления образовательной системой, а также осмысления и улучшения учебного процесса.
- Интеллектуальные обучающие системы, которые путем исследования процесса обучения и коммуникации между учеником и учителем с применением актуальных сведений предоставляют каждому учащемуся материал и задания и отслеживают эффективность учебы и др. [4, с. 1015].
Негативное влияние:
- Возникает вероятность снижения качества воспитательного процесса.
- При дефиците взаимодействия с преподавателями и одногруппниками в реальном пространстве могут возникнуть проблемы с формированием ценностных ориентаций, социальных навыков, ресурсов адаптации и саморегуляции.
- Возникает возможность потери субъектности. Появляется риск формирования неадекватной самооценки путем трансляции в масс-медиа, управляемых алгоритмами ИИ, а также в результате постоянного использования гаджетов у подростков может развиться «цифровой аутизм» [4, с. 1017].
В связи с вышеизложенным, необходимо создать гармоничную среду для социализации личности в процессе образования, в которой искусственный интеллект играл бы роль полезного агента социализации, так, чтобы личность могла эффективнее самореализоваться и в наиболее полной мере раскрыть свой потенциал.