Английский портрет в середины – второй половины XVI столетия существенно отличается от произведений начала века. На новый уровень выходит не только живописный уровень портретов. Композиции произведений насыщенны символическими деталями, смысловой сложностью сопоставления. Некоторые из таких работ до сих пор являются предметом искусствоведческих дискуссий, так как исследователи не могут прийти к определению точного смыслового значения.
Одной из таких работ является портрет Дж. Латтрелла кисти Г. Эворта (1550 г., галерея Курто) (рис. 1). Джон Латтрелл был дипломатом и придворным. В 1547 г. Дж. Латтрелл отличился в бою в качестве командующего. Интерпретацию и расшифровку этого портрета проводит Ф. А. Йейтс [3, с. 149-160]. Исследователь приходит к выводу, что этот портрет – реакция на неудачные военные действия Англии в войне с Францией и плен Дж. Латтрелла. Женская фигура, касающаяся руки портретируемого – аллегория Мира. Две женские фигуры за ней обмениваются кошельком и мешочком с деньгами, что является намеком на военные контрибуции между Англией и Францией. За ними лошадь, как символ войны, и Минерва с тремя Грациями, обозначающими перемену мирного времени и времени военного. На браслетах, которые надеты на руки Джона Латтрелла, читаются надписи: «(Не поддаваясь) ни любви к наживе», «ни страху опасности». На камне в левом нижнем углу картины художник расположил двустишие: «Более, чем скала среди бушующих морей/ Постоянно сердце, не знающее ни опасностей, ни страхов». Остается непонятно, почему персонаж изображен обнаженным [2, с. 640-641].
Рис. 1. Портрет Дж. Латтрелла, Г. Эворт, 1550 г. Галерея Курто, Лондон
Остаётся неясной символика портрета неизвестного (лорда Томаса Хуарда) 1588 г. (рис. 2), автором которой, предположительно, является Н. Хиллиард или его мастерская (хранится в музее Виктории и Альберта). Вероятно, соединенные вместе руки указывают на согласие и верность, которые, предположительно, существуют между мужчиной и его дамой. Имеющаяся на портрете надпись также не дает подробных объяснений. Один из последних предложенных переводов – «Из-за афинской любви» [4, с. 96-97].
Рис. 2. Портрет неизвестного (лорда Томаса Хуарда), Н. Хиллиард или мастерская, 1588 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Интересным со стороны символики является портрет лорда Эдварда Рассела, графа Бедфорда, 1573 г., (неизвестный художник, хранится в поместье Уобурн Эбби) (рис. 3). Молодой человек, изображенный на портрете, держит в руках клубок из пяти змей. Две змеи в пастях сжимают листок с надписью «Верность человеку, а змеям коварство». В левом верхнем углу портрета изображено окно, в котором видна фигура молодого человека, стоящего в центре концентрического лабиринта. Ниже изображения окна читается надпись «Судьбы отыщут путь».
Рис. 3. Портрет лорда Эдварда Рассела, графа Бедфорда, неизвестный художник, 1573 г. Поместье Уобурн Эбби
А. Нестеров пишет, что портрет Эдварда Рассела относится к редкому для английской живописи типу «портрета с окнами» [1, с. 213-215]. Подобные портреты в XVI–XVII вв. были широко распространены в Италии, Нидерландах и Германии, но не в Англии. Посмертный портрет Э. Рассела (он умер в возрасте 21 года в 1572 г.) имеет религиозный смысл: после смерти физической человек обретает жизнь духовную. На это указывает вид на лабиринт из окна в картине. Лабиринт, садовые дорожки, деревья отсылают к Райскому саду (а деревья, в частности, к Древу познания и Древу жизни) [1, с. 221].
Миниатюрный портрет «Юноша среди розовых кустов» (известный также как портрет Роберта Девере, второго графа Эссекса) (рис. 4), Хранящийся в музее Виктории и Альберта, написан Н. Хиллиардом в 1587 г. Овальная форма (что, к слову, являлось новшеством Н. Хиллиарда – художник ввел в использование овальную форму) позволила сделать портрет в полный рост. У изображенного юноши лирический образ – похоже, он испытывает одну из меланхолий, «благородную» или «рыцарскую». Лирическое настроение и нежность подчеркиваются колоритом (преобладают светлые, мягкие оттенки), расслабленной позой юноши и тонкостью розовых кустов. Предполагалось (в настоящий момент версия подвергается сомнению), что такое изображение говорит о верности королеве (исследователи опирались на цвета костюма [4, с. 96-97] и изображение роз).
Рис. 4. «Юноша среди розовых кустов» (портрет Роберта Девере, второго графа Эссекса), Н. Хиллиард, 1587 г. Музей Виктории и Альберта, Лондон
Рой Стронг считает, что в этом портрете аллегорически говорится о преданной любви, верности и страданиях, которую любовь приносит. С ним нельзя не согласиться, поскольку такой интерпретации соответствуют цвета. Выше была упомянута символика черного и белого цветов. Помимо них, в этой портретной миниатюре использованы зеленый, коричневый и немного голубого. Зеленый был почитаем англичанами. Семантика зеленого цвета – влюбленность, нетленная юность, цветение. Светло-зеленый – цвет роста, развития, весны и надежды – в Англии считали цветом молодых людей. Коричневый считали цветом вечности, отчаяния (однако это качество больше присуще темно-коричневому оттенку). Голубой цвет, который виден в верхней части портрета, в Англии символизировал Небесную истину. Соединив символические значения цветов в портрете, складывается образ любовной меланхолии, переживаний молодого сердца, светлой грусти.
Отдельного внимания заслуживает портрет Генри Перси, 9-го графа Нортумберленда (Николас Хиллиард, ок. 1594 г., Рейксмузеум, Амстердам) (рис. 5). Этот миниатюрный портрет – своеобразная иллюстрация «отношения человека той эпохи к своему гороскопу» [1, с. 79]. «Граф Тайнознатец» (так называли Генри перси современники) увлекался магией, алхимией, герметикой, был знаком с математиком Робертом Хьюзом, астрологом и алхимиком доктором Ди. Этот человек был невероятно образованным для своей эпохи.
Рис. 5. Портрет Генри Перси, 9-го графа Нортумберленда, Николас Хиллиард, ок. 1594 г. Рейксмузеум, Амстердам
На портретной миниатюре Генри Перси изображен лежащим на траве в саду, огороженным живой изгородью. Сад имеет прямоугольную форму. Слева от графа лежат книга и шляпа, а справа кожаные перчатки. Позади графа изображены семь деревьев: четыре дерева уходят по прямой вглубь перспективы, а три дерева изображены на заднем плане. К одному из деревьев прицеплена конструкция с серебристым шаром и перышком, под которым написано «равно». Рой Стронг, анализируя миниатюру, указывал, что здесь воплощены со свойственным Ренессансу оккультизмом математические знания графа Нортумберленда [1, с. 81]. В свою очередь, А. Нестеров выдвигает идею об астрологической символике миниатюры. Исследователь связывает количество деревьев и их расположение с парадом планет. Именно так, согласно изысканиям автора, располагались планеты в момент рождения Г. Перси, а серебристый шар указывает на Меркурий. Этот портрет дает зрителю понимание основных черт характера графа, обусловленных его гороскопом [1, с. 82].
Рассмотренные портреты являются лишь малой частью всех портретов середины-второй половины XVI столетия, в которых можно найти различную символику. Однако даже они подтверждают разнообразие тем символики и способов её выражения: жесты, цвета, надписи, числа, предметы и их расположение в пространстве картины.