Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста

Развитие социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста

В статье говорится о проблемах социально-культурных ценностей и актуальности социально-личностного развития дошкольников в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Аннотация статьи
формирование личности
социальное познание
социокультурное развитие
Ключевые слова

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги очень обеспокоены тем, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Социокультурное развитие – это формирование у детей представлений о хорошем и плохом, правде и истине, а также приобретение способностей сопоставлять свою жизнь с общественными образцами и умение ставить перед собой четкие цели. Формирование и развитие социокультурных ценностей тесно связано с условиями, в которых воспитывается и обучается ребенок.

Дошкольное детство – это один из наиболее значимых периодов в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. На первый взгляд кажется, что социальный мир ребенка дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения - родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. В этом возрасте они узнают, что существуют социокультурные нормы и ценности, присущие конкретному обществу, позволяющие отличать одну культуру от другой, понимать самобытность и уникальность культурно-исторического общества. В этой связи особенно важно воспитывать у детей уважение к историческому прошлому своего народа, уважение к семейным и культурным традициям.

Семья и дошкольная образовательная организация – основные институты социализации детей дошкольного возраста. Семья – это мини-модель общества. Семья является традиционно главным институтом воспитания. Семья, для ребенка – это главная школа жизни. Именно в семье у ребенка формируются привычки, характера, психических свойства. Приобретенными навыками в семье ребенок пользуется не только в настоящей жизни. Многое из усвоенного в детстве определит его качества в будущем, он проявит эти приобретенные знания будучи уже семьянином.

В настоящее время в современном мире основными семейными ценностями стали: забота о материальном благополучии семьи: стремление обеспечить детям наилучшие образование. В связи с эти заметно снизились семейные ценности, ценность детско-родительского общения, совместного времяпрепровождения, домашних традиций и обычаев, семейного единения. А стремительный рост информационных технологий – привел к тому, что люди стали гораздо меньше общаться вживую, снизились культурно-развлекательные походы в кино, театр, музеи. Современным детям стало неинтересно общаться друг с другом. Снижается уровень освоения ребенком доступных ему социальных норм, правил поведения в обществе, способов взаимодействия с окружающими людьми – детьми и взрослыми. Современные дети мало играют вместе, не умеют договариваться, принимать во внимание интересы других, им неинтересно общаться друг с другом. Снизился уровень нравственного развития дошкольников. В детской культуре все меньше места остается традиционным для нашей играм игрушкам, книгам и фильмам, национальным героям и персонажам потому, что дети стали зависимы от телевидения и интернета, компьютерных игр. Это оказывает негативное воздействие на сознание ребенка, разлагает систему традиционных культурных ценностей. Современному дошкольнику часто не хватает общения с мамой и папой, сверстниками, он теряется в мире объемной информации, ему хочется больше разговаривать и совместно действовать. Группа детского сада – как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности. Поэтому, детский сад – это вторая семья ребенка, в которой ему благополучно и интересно живется. Современные дети с удовольствием идут в детский сад, любят его!

Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность. Но всё же фундаментом развития социокультурных норм – является семья. Именно в семье закладываются основы личности. Родители сами того не замечая, вкладывают в своих детей те, или иные привычки. Именно этот социальный, зачастую не самый хороший опыт дети приносят в детский сад и проявляют во взаимоотношениях с другими детьми.

Дошкольное учреждение является следующим институтом социализации ребенка, но в силу занятости современного родителя, часто группа детского сада выступает первой ступенью в социальном и культурном развитии ребенка. Для правильного формирования ценностей необходима целенаправленная педагогическая деятельность, которая будет способствовать социокультурному развитию дошкольников в детском саду.

В детском саду дети начинают тесно общаться друг с другом, появляются общие интересы, игрушки, темы для разговоров. С возрастом ребенок понимает, что без общения со сверстниками ему будет не интересно и поэтому, чем взрослее он становится, тем большее понимает, как важно ему быть и общаться в кругу своих товарищей.

Игра – одна из видов детской деятельности, с её помощью ребёнок познает окружающий мир, правила поведения и взаимодействия с другими людьми, а также коммуникативную функцию – вступает в общение с другими детьми, учится выражать свои мысли и понимать собеседника. Игровая деятельность занимает важное место в жизни ребенка. Во время игры дошкольник развивается как личность. Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при опытном педагогическом руководстве, которое гарантирует важный уровень развития игровой деятельности.

Огромное значение в формировании социокультурных норм имеет также и коммуникативная деятельность. Это беседы, рассказы, чтение художественной литературы, словесные игры, загадки, пословицы и т.п., которые способствуют усвоению дошкольниками нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, гражданственности. Правильно организованное дошкольное образование дает возможность детям самостоятельно выявить социокультурные ориентиры, которыми в дальнейшей жизни они смогут пользоваться. В процессе получения дошкольного образования дошкольники соизмеряют, сравнивают свои поступки, действия, с действиями и поступками других детей, воспитателей, родителей, окружающих людей, тем самым осваивая социокультурные нормы.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Изобразительная деятельности, способствует закреплению знаний и представлений о родном крае, творческому развитию дошкольников. Общение с взрослым является этапом познания социального мира. Ребенок энергично взаимодействует с внешним миром, передавая его характерные отличительные черты в художественном виде. Кроме того, у ребенка формируется отношение к себе, как к активному участнику данного процесса.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что семья и ДОУ – это первичные факторы социализации подрастающего поколения, и здесь важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия основанных на диалоговой форме общения. А воспитатель с его личностным потенциалом является ключевой фигурой в сопровождении детей в процессе социальной адаптации посредством самораскрытия и творческой реализации целей, ценностей и потенциала.

Текст статьи
  1. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. - Москва: ТЦ Сфера, 2008. - 128с.
  2. Касаткина Е.И., Иваненко С.С., Реуцкая Н.А., Смирнова Н.А., Смирнова А.Н. Под общей редакцией С. Н. Новоселовой «Познавательная и социальное развитие дошкольников средствами игры». Изд. Вологодского института развития образования – 2001г.
  3. Смирнова Е.О. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. – М., 2008. С. 58-62.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
  5. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 декабря по 15 декабря
Осталось 13 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
19 декабря
Загрузка в elibrary
19 декабря
Рассылка печатных экземпляров
23 декабря