Главная
АИ #39 (274)
Статьи журнала АИ #39 (274)
Компетентностный подход – одно из новых потенциальных направлений развития содер...

Компетентностный подход – одно из новых потенциальных направлений развития содержания образования

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

компетентность
компетентностный подход
языковая компетентность

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается вопрос о применении компетентностного подхода в процессе проведения уроков русского языка. Компетентностный подход является одним из новых и перспективных направлений развития содержания образования. Главная цель его использования в преподавании русского языка заключается в формировании всесторонне развитой личности учащегося, развитии его теоретического мышления, языковой интуиции и коммуникативных способностей, а также в овладении культурой речевого общения и поведения.

Текст статьи

Современное общество стремительно развивается, изменяется и двигается вперед. Потому нельзя останавливаться и школьному образованию. И в обязанности современной школы входит формирование у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. Одним из значимых и требований современного общества является обязательное владение несколькими языками. Через язык можно приобщить личность к универсальным глобальным ценностям, формировать умение общаться и взаимодействовать с представителями других культур в мировом пространстве. 

Цели обучения, его содержание, уровни знаний, умений и навыков определяются через разнообразные компетенции. Под компетенцией понимается совокупность тех знаний и умений, которые формируются в процессе обучения языку и способствуют овладению им. Компетентностный подход в обучении – это направленность обучения на развитие комплекса таких качеств обучающегося, которые необходимы для формирования его социальной мобильности, проявляющаяся в способности осуществлять деятельность в меняющихся условиях, т.е. гармоничное развитие личности школьника, которому необходимо научиться адаптироваться в социальной среде и подготовить себя к дальнейшей самостоятельной жизни.

Компетенции и компетентностный подход занимают центральное место в системе управления качеством образования. По существу, управление качеством образования начинается с определения состава тех компетенций, которые должны быть освоены в учебном процессе в школе как образовательные результаты. Тогда вся внутришкольная система управления качеством образования строится таким образом, чтобы на выходе каждый ученик в той или иной степени владел бы требуемыми компетенциями. В процессе изучения русского языка особое место занимают языковая, лингвистическая и коммуникативная компетенции. Языковая компетенция предполагает владение знаниями о системе языка на всех его уровнях правилами функционирования языковых средств в речи; умениями пользоваться языком в различных ситуациях общения. Коммуникативная компетенция предполагает владение культурой речи, правилами речевого общения и многообразными видами речевой деятельности; Коммуникативная компетенция является одной из ведущих, ведь язык – средство общения, социализации и адаптации, учащихся в современном мире. Лингвистическая компетенция предполагает обладание знаниями о языке как системе сохранения и передачи культурных ценностей. На уроках важно создать модель культуры, которая дает возможность духовному обогащению обучаемых на базе диалога родной культуры и мировой. При разработке модели можно использовать: действительность, изображенная предметно (фотоснимками, иллюстрациями, рисунками); визуально (телепередачи, спектакли, кинофильмы); художественной литературой; учебно-популярной-текстами, имеющее воспитательное содержание. Приобщение человека к культуре происходит также под влиянием того, что мы читаем, слышим, видим. Одним из средств, создающей развивающую речевую среду является текст. Функция текста – коммуникативная, смыслообразующая и творческая. Тексты должны содержать материал для работы по грамматике, эстетическую ценность и воспитательную направленность. 

Пути формирования компетентностей довольно разнообразны. Учитель должен помнить, что главное не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете; знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике; не жалеть времени на воспитание активности учеников; помогать ученикам овладеть наиболее продуктивными методами, учить их учиться.

На обобщающих уроках нами был использован «Кроссвордный диктант». В отличие от работы с настоящим кроссвордом он не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы. Суть такого диктанта очень проста - диктуются толкование слов, а ученик записывает под порядковым номером только само слово. 

Например:

  1. Все слова языка (лексика).

  2. Раздел науки языкознания, изучающий лексику (лексикология).

  3. Переносное значение слова (метафора).

Разгадывание любых ребусов, кроссвордов, решение языковых задач, требует сообразительности, фантазии, обширных знаний, четкой работы мысли. Считаем, что на уроках языка использование таких форм работы способствует повышению активности ребят, увеличению их словарного запаса.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умения разрешать проблемы по аналогии в различных ситуациях. Главным в формировании компетенций на уроках русского языка является опыт учащихся полученный некогда и актуализированный на уроке или во внеурочной деятельности; новый, приобретенный в ходе учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка заключается в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

Организация эффективной учебно-познавательной деятельности на учебных занятиях через реализацию компетентностного подхода – это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся: 

Класс делится на три команды (по рядам), и какая команда больше находит пословиц с использование количественных числительных, та команда победила. 

Например:

  1. Один за всех и все за одного

  2. Одному ехать и дорога далека.

  3. Руковой победить одного, а головой тысячи.

  4. В работе «ох», а ест за трех.

  5. Одна книга тысячи людей учит.

  6. Семеро одного не ждут.

Надо сказать, что нам самим было интересно проводить уроки с занимательными видами заданий, а учащиеся считали, что на уроках им не только интересно, но и результаты работы на уроке более высокие.

Таким образом, применение компетентного подхода на уроках русского языка позволяет решить следующие задачи:

  • мотивировать учащихся на изучение языка, ведь дети видят практическую его значимость не только в формировании собственной грамотности, но и в сфере общения, которая является самой важной для подростка;

  • организовать самостоятельную деятельность ученика, в которой ему необходимо пользоваться различными источниками информации и осуществлять коммуникацию с разными людьми для решения проблемы.

Следовательно, организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках – это поиск и освоение таких форм обучения, в которых акцент ставится на самостоятельной и ответственной учебной деятельности самих учащихся.

Список литературы

  1. Кашлев С.С. Технология интерактивного обучения / С.С. Кашлев. – Минск: Белорусский верасень, 2005. – 196 с.
  2. Перевозная Е.В. Концепция учебного предмета «Русская литература» / Е.В. Перевозная, С.Н. Коротай, Н.Н. Ковалева, Т.Ф. Мушинская // Русский язык и литература в школе. – 2006. – № 7. – С. 3-14.
  3. Блинов В.И., Сергеев И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности: практическое пособие. М.: АРКТИ, 2007.
  4. Мурина Л.А. Проблема формирования коммуникативной компетенции. Русский язык и литература. – 2001. – № 1. – С. 10-14.
  5. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М. Просвещение, 1991. – С. 223. 
  6. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – Москва: Просвещение, 1979. – 160 с.

Поделиться

4

Мавлонова Р. М. Компетентностный подход – одно из новых потенциальных направлений развития содержания образования // Актуальные исследования. 2025. №39 (274). URL: https://apni.ru/article/13150-kompetentnostnyj-podhod-odno-iz-novyh-potencialnyh-napravlenij-razvitiya-soderzhaniya-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#40 (275)

Прием материалов

4 октября - 10 октября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

15 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября