Развитие речи у обучающихся является одной из основных задач при подготовке старших дошкольников к школьному обучению, так как речь играет важную роль в формировании учебной деятельности ребенка и его социальной адаптации. Даже незначительные отклонения в речевом развитии дошкольника вызывают трудности в усвоении учебных программ. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, свободное изложение своих мыслей, умение отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями – все эти и другие учебные действия требуют хорошего уровня развития связной речи.
Что же такое связная речь? Согласно исследованиям, Л. С. Выготского связная речь неотделима от развития мышления. «Умение осмысливать воспринимаемое, умение выражать свои мысли в правильной, чёткой, логической речи, логика мышления ребёнка отражаются в связной речи. На уровень его речевого развития указывает умение ребёнка строить свое высказывание». Рассмотрение понятия связная речь занимаются ученые различных отраслей научного знания: психологи, лингвисты, психолингвисты, методисты, педагоги. Связная речь представляет собой сложную форму речевой речи, предполагающую достаточный уровень развития психических процессов, лексико-грамматического строя языка. Связная речь обладает связностью, целостностью, логичностью, последовательностью.
Для детей с речевыми нарушениями характерны значительные трудности в овладении навыками связной речи. Причиной этих проблем является несформированность речевой функциональной системы, а также вторичные отклонения в развитии психических процессов, играющих первостепенное значение для составления самостоятельных развернутых высказываний.
Для решения такой сложной задачи как развитие связных высказываний, действенным средством может выступать использование игровой деятельности на логопедических занятиях. Игра позволяет создавать на занятии прочный интерес, положительную мотивацию, что, в свою очередь, способствует созданию условий для активной речевой деятельности.
В ряде исследований, посвящённых изучению связной речи детей с общим недоразвитием речи (В. К. Воробьёва, В. П. Глухов, Т. Б. Филичева и др.), отмечается, что дошкольники с ОНР значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. У обучающихся данной категории нарушена последовательность и связность изложения, смысловые пропуски, выраженная фрагментарность.
В соответствии с этим, формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи приобретает важное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.
В логопедической работе целесообразно использовать игровые приемы, так как игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Л. С. Выготский рассматривал игру как «источник развития, который составляет основу зоны ближайшего развития ребенка только в том случае, если он через нее движется в своем развитии». И. Е. Берлянд сделал выводы о «феноменах игры не только как промежуточных этапах, подготавливающих переход к чему-либо, но имеющих непреходящее значение, таких как: сознание как самоустремленность действия, отстранение себя от своего действия, от предмета, обращенность не на наличное бытие себя и предмета, а на вероятное, произвольность как способность к овладению, переосмыслению не только своих эмоции и побуждений, но и внешних норм, образцов» [3, с. 15].
При определении содержания логопедической работы по развитию связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи следует опираться на методические разработки Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. В., Т. А. Ткаченко и др.
Подготовительный этап формирования навыков связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи должен быть направлен на развитие психологической и лингвистической базы развития связной речи обучающихся. Основные направления подготовительного этапа следует реализовывать одновременно:
1. Развитие психологической базы, необходимой для дальнейшего совершенствования связной речи.
Для развития памяти используются игры «Запомни картинки», «Чего не стало?», «Рисуем на память фигуры». Игровые упражнения «Угадай что пропало?», «Найди отличия», «Дорисуй чего не стало» успешно развивают детское внимание. Дидактические игры «Назови одним словом», «Что лишнее?» направлены на развитие мышления.
2. Развитие лингвистической базы связной речи осуществляются через следующие речевые игры: «Наоборот», «Закончи фразу», «Какой, какая, какие?», «Чей детеныш?», «Назови ласково».
Перечисленные выше игры могут быть включены как в различные этапы логопедических занятий, так и в режимные моменты. Использование развивающих игр в коррекционно-развивающей работе учителем-логопедом, помогает формировать психологическую и лингвистическую базу связной речи.
Основной этап логопедической работы предполагает собственно формирование навыков связной речи старших дошкольников с речевыми нарушениями. Работа данного этапа по формированию связной речи также ведется в двух направлениях, которые следуют проектировать последовательно. Задачи первого этапа – формирование навыка составления высказываний с опорой на готовый сюжет (пересказ, рассказ по картинке и серии картин). При реализации второго этапа формируется умение составлять высказывания без опоры на готовый сюжет (рассказ из личного опыта, рассказ на заданную тему).
Цель заключительного этапа коррекционной работы учителя-логопеда по развитию связной речи старших дошкольников с речевыми нарушениями – закрепление навыков связной речи, демонстрация приобретенных навыков и умений.
Для эффективности работы на заключительном этапе весьма важным является включение в логопедическую работу по развитию связной речи родителей. Им необходимо помогать детям в выполнении домашних заданий логопеда, контролировать речевые навыки, исправлять ошибки, отрабатывать навыки связной речи в различных коммуникативных ситуациях, моделируемых дома, на прогулке.
Для реализации цели логопедической работы на заключительном этапе мы предлагаем использовать консультацию, которая поможет ознакомить родителей с картотекой игр, используемой на основном этапе, а также с ее использованием в домашних условиях.
Таким образом, коррекционно-логопедическую работу необходимо проводить поэтапно, каждый этап имеет свою цель, которую необходимо реализовать для правильного усвоения навыков. На подготовительном этапе цель – развитие психологической и лингвистической базы грамматического строя речи, на основном этапе цель – формирование навыков связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи, на заключительном этапе цель – навыков построения связного высказывания, навыков составления рассказа, описание, демонстрация приобретенных навыков и умений. Для реализации поставленных целей следует использовать логопедические игры – это привлечет больше внимания ребёнка, вызовет его интерес и будет более продуктивна, так как игровая деятельность является ведущей для данного возраста.