В своем исследовании мы обратились к изучению феномена дружбы среди детей дошкольного возраста. Следует отметить, что формирование личности дошкольника происходит в его взаимоотношениях с окружающими, взрослыми и сверстниками.
Дошкольное образование — это короткий, но важный период для того, чтобы стать зрелой личностью. Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни дошкольников. Коммуникативные способности являются одним из условий развития личности и необходимы для дальнейшей социализации детей.
В связи с этим вопрос формирования дружеских отношений между дошкольниками стоит на первом месте в дошкольных образовательных учреждениях, поскольку опыт взаимоотношений, приобретенный ребенком в дошкольном учреждении, станет основой для дальнейшего установления его отношений с другими людьми.
Этот вопрос также отражен в разделе "Социальное и коммуникативное развитие" "Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования" (далее - "Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования"), в котором говорится о "развитии общения и взаимодействия между детьми и их сверстниками, формировании самостоятельности"., целенаправленное и саморегулирующееся поведение; развивать у детей подготовку к совместной деятельности со сверстниками."
В словаре Ожегова "дружба" — это тесные отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности и общих интересах. А "отношения" в словаре Ожегова трактуются как отношения между двумя или более людьми.
A.И. Аржанова раскрыла понятие "дружба", то есть тесные отношения, основанные на взаимном доверии, семейной привязанности, общности интересов, а также доступе к нравственному опыту, развитию положительных эмоций, формированию нравственных привычек и формированию устойчивых моделей поведения.
По словам А.И. Аржановой, дружба — это нравственное, духовное и высоконравственное явление. Вообще говоря, мы можем определить понятие "дружба" как устойчивое чувство между детьми, носящее творческий характер.
Дружба — это процесс, основанный на устойчивом чувстве приязни.
Благодаря дружеским отношениям дети социализируются, знакомятся с нормами поведения, разбираются в вопросах добра и зла, формируют представление о правильном и неправильном.
По словам Т.A. Марковой, у старших дошкольников существуют типы дружеских отношений (опыт и нравственность), эти отношения формируются в соответствии со следующими критериями:
-Опыт -предпочтения, симпатия, интерес, самомотивация;
- Мораль - сочувствие, реакция, забота, помощь, справедливость.
По своей сути эмпирический и моральный типы взаимоотношений — это уровень развития дружбы у старших дошкольников. Характеристики эмпирических взаимосвязей довольно поверхностны. Сами дети иногда не понимают, почему они дружат. Причина этого процесса кроется в эмоциональной сфере, основанной на симпатии или интересе. При таком типе отношений сверстники часто ссорятся, и различия в характере, темпераменте, общих интересах и симпатии, которые они проявляют, все еще немного серьезны и поддерживаются только эмоциями. Нравственный тип взаимоотношений основан не только на эмоциональном поле ребенка, но и на проявлении эмоций, выражающихся в желании заботиться, помогать и понимать сверстников. Такая дружба становится крепче, между детьми устанавливается взаимопонимание, и также возможно прийти к соглашению. На этом этапе у ребенка развивается избирательное качество. Анализ научно-педагогической литературы показывает, что старшие дошкольники, как правило, по-разному взаимодействуют со своими сверстниками во время различных видов деятельности.
По словам И.В. Шаповаленко, в старших классах дошкольного учреждения произошли важные изменения в сфере взаимоотношений со сверстниками. Именно в этом возрасте компаньоны начинают играть важную роль в жизни ребенка, а сочетание различных психологических процессов помогает установить с ним новый тип отношений.
Потребность детей в общении со сверстниками является основой для установления дружеских отношений между дошкольниками. Предпосылки для формирования дружеских отношений появляются у детей дошкольного возраста. Осознанная дружеская привязанность, которая мотивируется совместной игрой, появляется у детей среднего дошкольного возраста. Среди старших дошкольников дружеские отношения развиваются по мере становления сознания ребенка и развития его нравственности и моральных качеств. Между детьми сложились качественные и стабильные дружеские отношения, и часто для старших дошкольников игровая деятельность является не только мотивацией и условиями для завязывания дружбы, но и духовно-нравственными качествами детей. их спутники.
В детских садах есть много возможностей для развития дружеских отношений между детьми. В процессе ежедневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе и осваивают поведенческую этику, которая помогает регулировать их взаимоотношения с окружающими на практике. Развитие ребенка с первого дня жизни происходит в семье, где создана соответствующая психологическая среда. Маленький ребенок начинает осваивать поведение, подражая близким людям. Когда ребенок поступает в детский сад, расширяется круг его общения и расширяется общение со сверстниками, воспитателями и другим персоналом дошкольного учреждения. У некоторых детей складываются особенно дружеские отношения: они предпочитают играть, работать, разговаривать, делиться друг с другом своими радостями и горестями. Но не все дети, приходя в детский сад, могут общаться со своими сверстниками, делиться игрушками и демонстрировать дружеские отношения. Поэтому перед учителями стоит задача создать дружескую атмосферу, способствовать дружеским обменам между детьми, делиться игрушками и помогать друг другу.
Развитие дружеских отношений с нами проявляется в различных видах деятельности: в различных зданиях и коллективных играх дети понимают, что такое дружеское сотрудничество. На уроке физкультуры — это игры-эстафеты (одна на всех и одна для всех), на уроке изобразительного искусства и эстетики — это коллективные работы детей по аппликации, лепке и рисованию. Но главная роль в воспитании дружбы заключается в проведении игр. Игры — это основной вид деятельности дошкольников. Во время игры дети учатся понимать чувства и состояния других детей, сочувствовать им и приобретают навыки общения со сверстниками. Игра — это не пустое занятие, она не только доставляет ребенку наибольшее удовольствие, но и является мощным средством его развития и становления зрелой личности. Поэтому, чтобы развивать дружеские отношения между детьми, мы сначала учим их играть и общаться со сверстниками. Это первый шаг к укреплению дружбы между детьми.
Важную роль играет работа с родителями (консультации, брошюры, домашние задания, совместные досуговые мероприятия, папки с путешествиями, совместные мероприятия на свежем воздухе) и тесное сотрудничество со специалистами МАДОУ.
Искусство педагогов и родителей заключается в том, чтобы помочь детям быть корректными и нежными – сделать первый шаг, познакомиться с другим ребенком, организовать веселую совместную игру, провести серию диалогов и курсов, которые помогут детям стать более уверенными в себе. По мере того, как дети приобретают коммуникативные навыки, их чрезмерная агрессия или пассивность в общении исчезает, а острые и конфликтные моменты сглаживаются.
Ведь детская дружба — это мир, полный красок и тайн, радости и, к сожалению, печали. Итак, давайте поможем детям наладить отношения и подружиться с другими детьми.
Таким образом, рассмотрев методы, приемчики и формы воспитания дружеских отношений у дошкольников, мы можем сделать вывод, что такие продуктивные виды деятельности, как игра, труд, познавательное исследование и видение, в которых могут использоваться визуальные методы (наблюдение, обсервация) и вербальные (интерпретация), являются наиболее эффективными для выполнения эта задача. Объяснение, рассказ; практические (проектные) методы; игровые навыки и образовательные методы: поощрение, похвала, убеждение, внушение. Также используются различные формы организации детей для продуктивной деятельности: пары, тройки, подгруппы и целая группа старших дошкольников. Вы можете развить в себе способность к общению во время учебных занятий (в классе) и в любых других повседневных моментах.