Современное стратегическое управление регионом требует комплексного подхода, включающего не только социально-экономическое планирование, но и обеспечение безопасности как ключевого фактора устойчивого развития. В условиях роста внутренних и внешних угроз – от террористической активности до гибридных рисков, связанных с кибербезопасностью и информационными войнами, – взаимодействие силовых структур с органами государственной власти и местного самоуправления приобретает первостепенное значение.
Росгвардия, как федеральный орган исполнительной власти, обладающий функциями по обеспечению общественного порядка, охране важных государственных объектов и борьбе с терроризмом и экстремизмом, играет особую роль в системе стратегического управления регионами. Однако эффективность её деятельности во многом определяется качеством взаимодействия с региональными и муниципальными органами власти.
Цель исследования – выявить и проанализировать механизмы взаимодействия Росгвардии с органами государственной власти и местного самоуправления в рамках стратегического управления регионом.
Задачи исследования:
- Определить правовые и организационные основы взаимодействия Росгвардии и органов власти на региональном уровне.
- Провести обзор научных подходов к проблеме межведомственного взаимодействия.
- Выявить основные проблемы и противоречия в практике координации.
- Предложить направления совершенствования механизмов стратегического взаимодействия.
Вопросы межведомственного взаимодействия силовых структур и органов власти нашли отражение в научных трудах российских исследователей, работающих в области государственного управления, права и безопасности.
В работах В. Е. Чиркина, А. В. Оболонского и Г. В. Атаманчука акцент сделан на необходимости интеграции функций государства и органов власти в рамках обеспечения безопасности и правопорядка.
Исследования в области регионального стратегического управления (Е. В. Охотский, В. Н. Иванов) подчеркивают важность координации силовых структур для достижения устойчивого социально-экономического развития.
Практические аспекты деятельности Росгвардии освещаются в материалах ведомственных изданий, таких как «Вестник Росгвардии», где рассматриваются вопросы оперативного реагирования и охраны общественного порядка.
При этом в современной научной литературе наблюдается дефицит исследований, посвящённых именно системному анализу механизмов взаимодействия Росгвардии с региональными и муниципальными органами власти в рамках стратегического управления
Методологическую основу исследования составляют:
- системный подход, позволяющий рассматривать взаимодействие Росгвардии и органов власти как часть общей системы стратегического управления регионом;
- компаративный метод, использованный при сопоставлении различных моделей координации силовых структур;
- структурно-функциональный анализ, применяемый для выявления ролей и функций каждого субъекта взаимодействия;
- нормативно-правовой анализ, направленный на исследование федерального законодательства и региональных правовых актов.
Основу взаимодействия Росгвардии с органами власти составляют:
- Федеральный закон № 226-ФЗ от 3 июля 2016 г. «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»;
- Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Указы Президента РФ, регулирующие деятельность Росгвардии;
- региональные законы о безопасности и стратегическом планировании.
Важным элементом является участие представителей Росгвардии в координационных и антитеррористических комиссиях, советах по безопасности при губернаторах, а также в межведомственных рабочих группах.
Ключевыми формами взаимодействия являются:
- Институциональные механизмы – участие в комиссиях и советах по безопасности.
- Оперативные механизмы – проведение совместных учений и операций по обеспечению общественного порядка.
- Информационные механизмы – обмен данными и использование единого цифрового пространства управления.
- Программно-целевые механизмы – совместная реализация региональных и муниципальных программ безопасности.
Выявленные в ходе исследования проблемы и противоречия
- разрозненность нормативной базы и отсутствие унифицированных стандартов взаимодействия;
- недостаточный уровень цифровой интеграции Росгвардии и органов власти в регионах;
- проблемы кадрового взаимодействия и распределения полномочий;
- недостаточная включённость муниципалитетов в процессы стратегического планирования в сфере безопасности.
Предлагаемые направления совершенствования для решения проблем и противоречий:
- Цифровизация управления: развитие платформы «Безопасный регион» с интеграцией данных Росгвардии, МВД и органов власти.
- Укрепление институциональных связей: создание региональных центров стратегического взаимодействия Росгвардии и органов власти.
- Развитие совместных программ: реализация проектов по профилактике экстремизма и правонарушений на муниципальном уровне.
- Повышение прозрачности: регулярное публичное представление отчётов о совместной деятельности для населения.
Проведённое исследование показывает, что эффективность стратегического управления регионом во многом зависит от согласованных действий Росгвардии и органов государственной власти. Несмотря на наличие правовой базы и институциональных форм сотрудничества, существующие механизмы нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы, что взаимодействие Росгвардии и органов власти является необходимым условием обеспечения региональной безопасности. Вместе с тем, современные вызовы требуют внедрения цифровых инструментов и унифицированных стандартов взаимодействия. Муниципальный уровень должен быть более активно вовлечён в процессы стратегического планирования.
Предлагаемые перспективы исследований:
- разработка моделей интеграции цифровых систем управления безопасностью;
- изучение международного опыта координации силовых структур и его адаптация к российским условиям.
- оценка социально-экономической эффективности совместных программ Росгвардии и органов власти.