научный журнал «Актуальные исследования» #20 (23), октябрь '20

Психологическая грамотность и компетентность современного педагога

Цель исследования: определить особенности психологической грамотности и коммуникативной компетентности. В статье выделены требования к типу организации знаний компетентного человека. В результате, выявлено отличие психологической грамотности от компетенции. Грамотный человек знает «о психологии», а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т. е. знает и реально учитывает психологию людей.

Аннотация статьи
индивид
коммуникативная компетентность
психологическая грамотность
элементы психологической компетентности
Ключевые слова

Психологическая грамотность представляет собой «азы» психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей, это – «язык» культуры. Решая проблему стандартизации ожидаемого результата образовательной деятельности и разработки диагностического аппарата в понятиях культуры, я выделила эту характеристику, строящуюся на основе отдельных знаний и умений.

Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д.

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т. д. Естественно, можно обладать определенной житейской психологической культурой, не владея сложными понятиями и терминами, не зная сложных психологических закономерностей.

Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности способами психологического познания. Причем речь идет не только о знаниях, но и их применении, исполнении норм, правил на уровне ролевого поведения, социальных функций, традиций.

Мое представление в целом согласуется с характеристикой психологической грамотности как минимального необходимого уровня развития психологической культуры, данной Е. А. Климовым. Я понимаю под грамотностью необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом. «Грамотность – важнейшая первооснова культуры, тот исходный рубеж, который необходимо взять на пути к знанию» [3, с.18]. Психологическая грамотность – это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Многие зарубежные ученые практически не разделяют понятия грамотности и компетентности. Грамотность ими рассматривается как «начальный» уровень компетентности. В компетентности зафиксирован наиболее ценный опыт, приобретенный человеком в жизни, который нашел свое подтверждение, применение на практике, позволяет получить положительные результаты.

В зарубежной литературе понятие компетентности связывается с осведомленностью, знанием и пониманием сущности какой-либо сферы деятельности, жизни, способностью адекватно использовать, применять полученные знания и навыки. В нашей стране психологические исследования по проблеме компетентности начались в 70–80-е годы. Наиболее детально была изучена сущность социально-психологической и интеллектуальной компетентности.

В определении психологической компетентности я придерживаюсь определения компетентности, данного в работе М. А. Холодной: «Компетентность – это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности» [5, с.64].

Психологическая компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность деятельности на основе психологической грамотности, т.е. означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих перед человеком задач, проблем. Психологическая компетентность предполагает адекватное использование собственного прошлого опыта, опыта других людей и общественно-исторического. Она предполагает соединение обобщенных психологических знаний с знаниями о себе, конкретном человеке, конкретной ситуации. Грамотный человек знает о чем-то абстрактно, а компетентный – может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо психологическую задачу, проблему. В то же время компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.

В психологической компетентности могут быть выделены следующие общие элементы:

  • освоение и адекватное использование психологических средств познания и самопознания, общения, игры и др.;
  • анализ прошлого опыта и его адекватное использование для решения актуальных психологических проблем;
  • овладение знаниями, навыками, умениями, необходимыми для решения психологических проблем, задач и их адекватное использование, перенос в конкретные условия;
  • выработка эффективных программ поведения, деятельности в различных ситуациях.

В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность, социально-психологическая компетентность и т.д.

Критерии коммуникативной компетентности впервые были сформулированы О.С.Газманом. Он определил ее как умение выйти из любой ситуации, не потеряв внутренней свободы и не дав потерять ее партнеру по общению. Таким образом, основным критерием компетентности является партнерская позиция в общении «на равных» [1, с.119].

В последние десятилетия в связи с широкой практикой внедрения программ по развитию компетентности в общении в различных сферах, в том числе в образовании, психологами интенсивно разрабатывается эта проблема.

В работах Ю.И. Емельянова, Л.А. Петровской и др. под коммуникативной компетентностью понимается «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми» [2, с.38].

Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения. Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия».

М.А. Холодная считает, что «интеллектуальная компетентность – это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определенной предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях)».

Какой тип организации знаний отличает компетентного человека?

По мнению М.А. Холодной, знания такого рода должны отвечать следующим требованиям:

  • разнообразие (множество различных знаний о разном);
  • артикулированность (элементы знания четко выделены, при этом все они находятся в определенных взаимосвязях между собой);
  • гибкость (как содержание отдельных элементов, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием объективных факторов);
  • быстрота актуализации в данный момент и в нужной ситуации
  • возможность применения в широком спектре ситуаций
  • выделенность ключевых элементов;
  • владение не только декларативным знанием (знанием о том, «что»), но и процедурным, конструктивным знанием (знанием о том, «как»);
  • рефлексия, т. е. знание о широте и глубине собственных знаний.

Таким образом, основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает, понимает, а компетентный – реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к обоснованным поступкам. Грамотный человек знает «о психологии», а компетентный реально и эффективно эти знания использует, т. е. знает и реально учитывает психологию людей. Задача развития психологической компетентности – не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.

Текст статьи
  1. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы / Под ред. А.В. Петровского // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С. 221–237.
  2. Емельянов, Ю.И. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности [Текст] / Ю. И. Емельянов – М., 1995.
  3. Климов, Е.А. Введение в психологию труда [Текст] / Е.А.Климов – М.,1988.
  4. Лифинцева, Н.И. Факторы и условия формирования профессионально-психологической культуры учителя [Текст] / Н.И. Лифинцева // Сб. науч. статей. – Курск, 2000. – С.91-97.
  5. Холодная, М.А. Психология самопознания личности [Текст] / М.А. Холодная - М., 1993.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября