Главная
АИ #40 (275)
Статьи журнала АИ #40 (275)
Историческая панорама в хрестоматийных текстах о войне (на материале романа А. Ф...

Историческая панорама в хрестоматийных текстах о войне (на материале романа А. Фадеева «Молодая гвардия»)

Научный руководитель

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

историческая панорама
хронотоп
роман «Молодая гвардия»
Великая Отечественная война
оккупация
Краснодон
молодогвардейцы
календарное время

Аннотация статьи

В статье рассматривается отражение исторической панорамы в художественных произведениях, посвящённых Великой Отечественной войне. Объектом исследования стал роман А. Фадеева «Молодая гвардия». В произведении представлены такие виды хронотопов, как календарное и пространство героев. Авторы статьи исследуют, как в «Молодой гвардии» переплетаются исторические события и личные истории героев, создавая многогранную картину военного времени.

Текст статьи

Сюжет романа А. Фадеева «Молодая гвардия» разворачивается на фоне исторических событий и охватывает длительный промежуток времени – 1942 год: сражения под Краснодоном, страдания людей в оккупационном городе во время Великой Отечественной войны; работа молодёжной подпольной организации под названием «Молодая гвардия».

Исторический контекст романа заключается в том, что повествуется об освобождении Краснодона от немецкой оккупации 14 февраля 1943 года. Сразу после этого началась эксгумация нескольких десятков трупов членов подпольной организации «Молодая гвардия» из шахты № 5, замученных немцами перед казнью. Организация была создана вскоре после начала фашистской оккупации Краснодона, она насчитывала около 110 человек: юношей и девушек. «Молодая гвардия» выпустила и распространила более 5 тысяч листовок, её члены участвовали в проведении диверсий в электромеханических мастерских, поджоге здания фашистской биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к вывозу в Германию. Молодогвардейцы готовились устроить вооружённое восстание в Краснодоне, чтобы разбить немецкий гарнизон и присоединиться к наступающим частям советской армии. Однако, незадолго до планируемого восстания, организация была раскрыта. Персонажное заглавие усиливает борьбу героев за жизнь без фашизма.

Хронотоп в романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия» является важной единицей изображённого мира, который формирует эмоциональное состояние персонажей, а также отражает историческую и социальную действительность исторического времени. 

В произведении ярко представлен хронотоп, как календарное время, выражающееся через лексические единицы с семой «время» и «дата»: «23 июня», а «3 июля», «12 июля», «июльские дни 1942 года», «немцы взяли Ворошиловград 17 июля», «в 2 часа дня в ночь на 20 июля», «шестого июля», «все эти дни августа», «в течение седьмого сентября», «шестого ноября», «22 ноября 1942 года», «19 декабря 1942 года», «30 декабря», «тридцать первого января» [5]. Автор использует конкретный хронотоп в романе, чтобы создать атмосферу исторической реальности, а также изобразить течение времени, которое то стремительно, то замедляет ход, способствуя усилению психологизма.

Важную роль играет территория оккупации, город Краснодон, где разворачивается действие романа: «Поселок Первомайский был самым старым шахтерским поселком в этом районе, – от него, собственно и начался город Краснодон» [5, с. 31]. Он становится символическим пространством, на котором подростки, у которых впереди была вся жизнь, становятся свидетелями и участниками исторических событий: «Как ни тяжела и ни страшна война, какие бы жестокие потери и страдания ни несла она людям, юность с ее здоровьем и радостью жизни, с ее наивным добрым эгоизмом, любовью и мечтами о будущем не хочет и не умеет за общей опасностью и страданием видеть опасность и страдание для себя, пока они не нагрянут и не нарушат ее счастливой походки» [5, с. 12]. В цитате контрастно соединяются слова и словосочетания: «страшная война», «жестокие потери», «опасность», «страдания» с – «радость жизни», «любовь и мечты», «счастливая походка», – усиливая антивоенный пафос.

Хронотоп воссоздает образы улиц, площадей, домов, в которых каждое место хранит свои переживания, каждое окно может стать дорогой в другую жизнь. Однако после прихода немецких оккупантов они были заколочены: «Долго ходил он по притихшим улицам, среди домов с закрытыми ставнями, не решаясь зайти и спросить» [5, с. 87]. Люди вынуждены покинуть свои дома и оставить привычную жизнь, чтобы спастись от оккупации. Заколоченные окна символизируют запустение и отсутствие жизни в домах Краснодона. Страх затаился, опасность присутствует, даже если она не видна сразу. Данная цитата показывает, как война влияет на отношения между людьми. Матвей не решается зайти и спросить, опасаясь за свою жизнь. Война делает людей осторожными и подозрительными.

Город не просто фон, он живой организм, в котором под воздействием событий войны происходит преобразование. Недавно только жители эвакуировались, до прихода немцев Краснодон был наполнен жизнью: «всё это кричало, ругалось, плакало, тарахтело, звенело» [5, с. 24]. Но когда в город проникают захватчики жизнь замирает, он становится тихим и безжизненным: «Необыкновенно тихо было и в городе, и во всей степи вокруг. Ждали, что в город вот-вот войдут немцы» [5, с. 156].

Конкретный хронотоп раскрывает внутренний мир героев [3, с. 48]. Улица, на которой происходят столкновения с врагом переполнена страхом: «Казалось, весь город, на улицах которого не видно было местных жителей, заполнился мундирами грязно-серого цвета, такими же пилотками и фуражками с серебряным германским орлом. Серые мундиры растекались по дворам и огородам; их можно было видеть в дверях домов, сараев, амбаров, кладовых» [5, с. 177]. Вместе с тем, этот же путь, по которому проходят герои, становится символом стремления к свободе: «Было даже странно бежать по поселку, в котором не было уже ни одного немца. Девушками овладело чувство свободы, они сами не заметили, как оживились» [5, с. 309]. Их любовь к малой родине, к земле, где они родились и выросли, становится движущей силой.

Это пространство, которое они хотят защитить ценой жизни, обретает сакральный смысл. Каждое напоминание о доме, о маленьких радостях, о знакомых людях становится источником вдохновения и внутренней силы: «Девочки, девочки! – вдруг сказала Лиля своим тихим, проникновенным голосом. – Сколько раз, когда я сидела в лагере, когда шла через Польшу ночью, босая, голодная, сколько раз я вспоминала нашу «Первомайку», нашу школу и всех вас, девочки, как мы собирались и как в степь ходили и пели <...> и кому же это, и зачем же это надо было все это разломать, растоптать?» [5, с.315].

Пустующие здания, разрушенные войной постройки – это метафора разрушенных судеб. Они свидетельствуют о распаде мирной жизни, о невозвратимости утраченным ценностям и идеалам: «Это были люди, которые собственными руками взорвали шахту No 1-бис - гордость Донецкого бассейна» [5, с. 28]. Взорванная шахта создает атмосферу безысходности и одновременно подчеркивает необходимость борьбы.

Сквозь призму пространства в романе наблюдается трансформация понимания войны. А. Фадеев описывает места, в которых пробуждается потенциальная энергия противостояния и идеи сопротивления. Таким местом является штаб-квартира организации: «Шестого ноября, в канун Октябрьского праздника, днем, штаб «Молодой гвардии» собрался в полном составе на квартире Кошевого с участием связных – Вали Борц, Нины и Оли Иванцовых» [5, с. 481].

Важным аспектом анализа времени является то, как А. Фадеев включает в текст историческую и внутреннюю хронологию – время отдельных героев течёт параллельно, пересекается и накладывается друг на друга. Это создает эффект коллективного переживания, придавая произведению глубину. Например, Олег Кошевой, один из лидеров подпольной организации, проявляет мужество и решительность в борьбе с фашистами. Он готов пойти на всё ради освобождения своей страны. Однако его судьба трагична: он попадает в плен и подвергается пыткам, но не сдаётся и сохраняет верность своим идеалам. Ульяна Громова, ещё одна героиня романа, также демонстрирует силу духа и преданность своей стране. Она готова пожертвовать собой ради свободы Родины. Судьба героини также трагична: она погибает от рук фашистов, но остаётся символом мужества и стойкости.

В ходе повествования внутренние переживания героев не всегда соответствуют внешним событиям. Несмотря на опасность, они обсуждают свои надежды и страхи, находят время для размышлений и самоанализа. Эти переживания служат контрастом к внешним событиям, показывая, как молодые люди пытаются выжить во время войны. В результате темп повествования задается этими внутренними переживаниями, обращая внимание на изменение человеческой психики в условиях жестокого времени: «Партизан никогда не дорожит своей личной жизнью. Он никогда не ставит свою жизнь выше счастья родины. И, если надо выполнить долг перед родиной, он никогда не пожалеет своей жизни» [5, с. 276]. Повтор слова «никогда» расширяет границы хронотопа, переходя от конкретного – к абстрактному, усиливая все положительные качества народа-победителя.

Пространство героев и календарное время способствуют формированию конкретного вида хронотопа, раскрывая исторические реалии Второй мировой войны и антивоенный пафос, влияющий на осмысление исторического контекст [2, с. 27-32]. В начале романа мы видим мирную жизнь Краснодона до оккупации, затем – полуразрушенные мертвенные улицы этого же города. Хронотоп сужающе-расширяющийся имеет метафорическое значение, переходя от частной жизни одного человека к хоровой судьбе нации. В заключительных главах происходит освобождение Краснодона. Город, охваченный войной, становится свидетельством человеческой воли и стремления к жизни. Главная авторская мысль романа заключается в том, что даже в самых тяжелых условиях люди способны на героические поступки и борьбу за свободу.

Список литературы

  1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике [Электронный ресурс]. – URL: http://philolog.petrsu.ru/filolog/lit/bahhron.pdf (дата обращения 20.12.2024).
  2. Божкова Г.Н., Давлетшина А.Ф., Быков А.В., Замалеева А.А. Тема скулшутинга в современной прозе о подростках и для подростков // Modern Humanities Success (Успехи гуманитарных наук) - 2024, № 1 – С. 27-32.
  3. Божкова Г.Н., Садриева Ю.И. Хронотоп как важная составляющая изображённого мира в произведениях Д.И. Стахеева // «Вопросы современной науки»: коллект. науч. монография; [под ред. Н.П. Ходакова. – М.: Изд. Интернаука, 2020. Т. 54. – С. 48.
  4. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М.: Искусство, 1976. – 613 с.
  5. Фадеев А. Молодая гвардия: роман / Александр Фадеев. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023. – 608 с.

Поделиться

13

Замалеева А. А., Абдулганиева В. Р. Историческая панорама в хрестоматийных текстах о войне (на материале романа А. Фадеева «Молодая гвардия») // Актуальные исследования. 2025. №40 (275). URL: https://apni.ru/article/13175-istoricheskaya-panorama-v-hrestomatijnyh-tekstah-o-vojne-na-materiale-romana-a-fadeeva-molodaya-gvardiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филология, иностранные языки, журналистика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#40 (275)

Прием материалов

4 октября - 10 октября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

15 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября