Сюжет романа А. Фадеева «Молодая гвардия» разворачивается на фоне исторических событий и охватывает длительный промежуток времени – 1942 год: сражения под Краснодоном, страдания людей в оккупационном городе во время Великой Отечественной войны; работа молодёжной подпольной организации под названием «Молодая гвардия».
Исторический контекст романа заключается в том, что повествуется об освобождении Краснодона от немецкой оккупации 14 февраля 1943 года. Сразу после этого началась эксгумация нескольких десятков трупов членов подпольной организации «Молодая гвардия» из шахты № 5, замученных немцами перед казнью. Организация была создана вскоре после начала фашистской оккупации Краснодона, она насчитывала около 110 человек: юношей и девушек. «Молодая гвардия» выпустила и распространила более 5 тысяч листовок, её члены участвовали в проведении диверсий в электромеханических мастерских, поджоге здания фашистской биржи труда, где хранились списки людей, предназначенных к вывозу в Германию. Молодогвардейцы готовились устроить вооружённое восстание в Краснодоне, чтобы разбить немецкий гарнизон и присоединиться к наступающим частям советской армии. Однако, незадолго до планируемого восстания, организация была раскрыта. Персонажное заглавие усиливает борьбу героев за жизнь без фашизма.
Хронотоп в романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия» является важной единицей изображённого мира, который формирует эмоциональное состояние персонажей, а также отражает историческую и социальную действительность исторического времени.
В произведении ярко представлен хронотоп, как календарное время, выражающееся через лексические единицы с семой «время» и «дата»: «23 июня», а «3 июля», «12 июля», «июльские дни 1942 года», «немцы взяли Ворошиловград 17 июля», «в 2 часа дня в ночь на 20 июля», «шестого июля», «все эти дни августа», «в течение седьмого сентября», «шестого ноября», «22 ноября 1942 года», «19 декабря 1942 года», «30 декабря», «тридцать первого января» [5]. Автор использует конкретный хронотоп в романе, чтобы создать атмосферу исторической реальности, а также изобразить течение времени, которое то стремительно, то замедляет ход, способствуя усилению психологизма.
Важную роль играет территория оккупации, город Краснодон, где разворачивается действие романа: «Поселок Первомайский был самым старым шахтерским поселком в этом районе, – от него, собственно и начался город Краснодон» [5, с. 31]. Он становится символическим пространством, на котором подростки, у которых впереди была вся жизнь, становятся свидетелями и участниками исторических событий: «Как ни тяжела и ни страшна война, какие бы жестокие потери и страдания ни несла она людям, юность с ее здоровьем и радостью жизни, с ее наивным добрым эгоизмом, любовью и мечтами о будущем не хочет и не умеет за общей опасностью и страданием видеть опасность и страдание для себя, пока они не нагрянут и не нарушат ее счастливой походки» [5, с. 12]. В цитате контрастно соединяются слова и словосочетания: «страшная война», «жестокие потери», «опасность», «страдания» с – «радость жизни», «любовь и мечты», «счастливая походка», – усиливая антивоенный пафос.
Хронотоп воссоздает образы улиц, площадей, домов, в которых каждое место хранит свои переживания, каждое окно может стать дорогой в другую жизнь. Однако после прихода немецких оккупантов они были заколочены: «Долго ходил он по притихшим улицам, среди домов с закрытыми ставнями, не решаясь зайти и спросить» [5, с. 87]. Люди вынуждены покинуть свои дома и оставить привычную жизнь, чтобы спастись от оккупации. Заколоченные окна символизируют запустение и отсутствие жизни в домах Краснодона. Страх затаился, опасность присутствует, даже если она не видна сразу. Данная цитата показывает, как война влияет на отношения между людьми. Матвей не решается зайти и спросить, опасаясь за свою жизнь. Война делает людей осторожными и подозрительными.
Город не просто фон, он живой организм, в котором под воздействием событий войны происходит преобразование. Недавно только жители эвакуировались, до прихода немцев Краснодон был наполнен жизнью: «всё это кричало, ругалось, плакало, тарахтело, звенело» [5, с. 24]. Но когда в город проникают захватчики жизнь замирает, он становится тихим и безжизненным: «Необыкновенно тихо было и в городе, и во всей степи вокруг. Ждали, что в город вот-вот войдут немцы» [5, с. 156].
Конкретный хронотоп раскрывает внутренний мир героев [3, с. 48]. Улица, на которой происходят столкновения с врагом переполнена страхом: «Казалось, весь город, на улицах которого не видно было местных жителей, заполнился мундирами грязно-серого цвета, такими же пилотками и фуражками с серебряным германским орлом. Серые мундиры растекались по дворам и огородам; их можно было видеть в дверях домов, сараев, амбаров, кладовых» [5, с. 177]. Вместе с тем, этот же путь, по которому проходят герои, становится символом стремления к свободе: «Было даже странно бежать по поселку, в котором не было уже ни одного немца. Девушками овладело чувство свободы, они сами не заметили, как оживились» [5, с. 309]. Их любовь к малой родине, к земле, где они родились и выросли, становится движущей силой.
Это пространство, которое они хотят защитить ценой жизни, обретает сакральный смысл. Каждое напоминание о доме, о маленьких радостях, о знакомых людях становится источником вдохновения и внутренней силы: «Девочки, девочки! – вдруг сказала Лиля своим тихим, проникновенным голосом. – Сколько раз, когда я сидела в лагере, когда шла через Польшу ночью, босая, голодная, сколько раз я вспоминала нашу «Первомайку», нашу школу и всех вас, девочки, как мы собирались и как в степь ходили и пели <...> и кому же это, и зачем же это надо было все это разломать, растоптать?» [5, с.315].
Пустующие здания, разрушенные войной постройки – это метафора разрушенных судеб. Они свидетельствуют о распаде мирной жизни, о невозвратимости утраченным ценностям и идеалам: «Это были люди, которые собственными руками взорвали шахту No 1-бис - гордость Донецкого бассейна» [5, с. 28]. Взорванная шахта создает атмосферу безысходности и одновременно подчеркивает необходимость борьбы.
Сквозь призму пространства в романе наблюдается трансформация понимания войны. А. Фадеев описывает места, в которых пробуждается потенциальная энергия противостояния и идеи сопротивления. Таким местом является штаб-квартира организации: «Шестого ноября, в канун Октябрьского праздника, днем, штаб «Молодой гвардии» собрался в полном составе на квартире Кошевого с участием связных – Вали Борц, Нины и Оли Иванцовых» [5, с. 481].
Важным аспектом анализа времени является то, как А. Фадеев включает в текст историческую и внутреннюю хронологию – время отдельных героев течёт параллельно, пересекается и накладывается друг на друга. Это создает эффект коллективного переживания, придавая произведению глубину. Например, Олег Кошевой, один из лидеров подпольной организации, проявляет мужество и решительность в борьбе с фашистами. Он готов пойти на всё ради освобождения своей страны. Однако его судьба трагична: он попадает в плен и подвергается пыткам, но не сдаётся и сохраняет верность своим идеалам. Ульяна Громова, ещё одна героиня романа, также демонстрирует силу духа и преданность своей стране. Она готова пожертвовать собой ради свободы Родины. Судьба героини также трагична: она погибает от рук фашистов, но остаётся символом мужества и стойкости.
В ходе повествования внутренние переживания героев не всегда соответствуют внешним событиям. Несмотря на опасность, они обсуждают свои надежды и страхи, находят время для размышлений и самоанализа. Эти переживания служат контрастом к внешним событиям, показывая, как молодые люди пытаются выжить во время войны. В результате темп повествования задается этими внутренними переживаниями, обращая внимание на изменение человеческой психики в условиях жестокого времени: «Партизан никогда не дорожит своей личной жизнью. Он никогда не ставит свою жизнь выше счастья родины. И, если надо выполнить долг перед родиной, он никогда не пожалеет своей жизни» [5, с. 276]. Повтор слова «никогда» расширяет границы хронотопа, переходя от конкретного – к абстрактному, усиливая все положительные качества народа-победителя.
Пространство героев и календарное время способствуют формированию конкретного вида хронотопа, раскрывая исторические реалии Второй мировой войны и антивоенный пафос, влияющий на осмысление исторического контекст [2, с. 27-32]. В начале романа мы видим мирную жизнь Краснодона до оккупации, затем – полуразрушенные мертвенные улицы этого же города. Хронотоп сужающе-расширяющийся имеет метафорическое значение, переходя от частной жизни одного человека к хоровой судьбе нации. В заключительных главах происходит освобождение Краснодона. Город, охваченный войной, становится свидетельством человеческой воли и стремления к жизни. Главная авторская мысль романа заключается в том, что даже в самых тяжелых условиях люди способны на героические поступки и борьбу за свободу.