Одной из задач Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года является «укрепление потенциала дополнительного образования в решении задач социокультурной реабилитации детей-инвалидов, расширения возможности для освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программ дополнительного образования по всем направленностям путем создания специальных условий».
Анализируя нормативные документы в сфере образования, отметим, что инклюзивное образование предполагает равный доступ к ресурсам образовательной организации обучающихся независимо от физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей. Следовательно «инклюзивный процесс в образовании понимается как специально организованный образовательный процесс, обеспечивающий включение и принятие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в среду обычных сверстников в образовательном учреждении, обучение по адаптированным или индивидуальным образовательным программам с учетом его особых образовательных потребностей» [1, с. 32].
В своей практике мы используем различные подходы и технологии работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, при этом учитывая состояние здоровья, нозологию, индивидуально-типологические особенности обучающихся.
В рамках реализации муниципального проекта «Развитие системы поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов средствами дополнительного образования на базе детского сада была организована доступная среда, создана сенсорная комната.
Сенсорная комната – это специально оборудованное пространство для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, которое позволяет обучающимся испытывать необычные ощущения и переживания, позволяет эмоционально раскрепоститься, расслабиться.
Специальное оборудование комнаты позволяет обучающимся данной категории выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия в знакомом и комфортном для них пространстве, сочетая двигательную и речевую активность. Этому способствуют определенные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный внешний вид с замысловатым освещением и формой. Спокойная цветовая гамма стен, мягкий свет, приятные ароматы, тихая спокойная музыка – всё это создает ощущение покоя и умиротворения [2, с. 44].
Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между педагогами и обучающимися, что повышает уровень доверия и уважения и настраивает его на результативную и эффективную работу. В пространстве данной комнаты проводятся как групповые занятия (до 4 человек), так и индивидуальные.
Работа педагога в сенсорной комнате направлена не только на расслабление и активизацию умственной деятельности обучающихся, но и является одним из важнейших средств коррекционной работы данной категории обучающихся.
Отметим задачи коррекционно-развивающей работы в условиях сенсорной комнаты:
- развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы обучающихся: снятие психоэмоционального напряжения; саморегуляция и самоконтроль; способность контролировать свое тело, дыхание; умение передавать свои чувства в речи; умение расслабиться, избавиться от напряжения; формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; уверенность в себе;
- развитие коммуникативной сферы обучающихся: эмпатические чувства, желание оказывать эмоциональную и физическую поддержку друг другу; формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность);
- развитие психических процессов и двигательных навыков обучающихся: произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость; память, мышление, воображение, восприятие (это визуальные, тактильные, слуховые разделы адаптированной программы), умственные способности; развитие координации, в том числе зрительно-моторной.
Основные методы, которые педагоги применяют на занятиях: игры и игровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления; дыхательные упражнения; ароматерапия; коммуникативные игры; упражнения на расслабление; наблюдения, беседы; песочная терапия; музыкальная терапия звуками природы и животных.
Занятия с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами в условиях сенсорной комнаты отличаются по своей структуре от занятий в рамках реализации программ для норматипичных обучающихся. Рассмотрим подробнее каждый из этапов занятия.
Вводный этап необходим для определения эмоционального благополучия обучающихся и включает в себя ритуал приветствия и разминку. Начинать занятия рекомендуется с блока активизации и постепенно переходить к более расслабляющим упражнениям. Этот этап позволяет сплотить обучающихся, создает атмосферу группового доверия и понимания. После блока активизации занятия продолжаются в спокойном темпе, используется песочная терапия, которая снимает мышечное напряжение. Все действия проходят под успокаивающую музыку, что создает особую атмосферу, обладающую целебными свойствами.
Коррекционно-развивающий этап включает в себя активизирующую, основную и релаксационную части, которые состоят из совокупности психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач занятия. Игровое задание на развитие психических процессов ‒ это упражнения на расслабление, позволяющие обучающимся расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение.
Заключительный этап – это подведение итогов, получение обратной связи, определение эмоционального благополучия обучающихся в конце занятия, ритуал прощания, который направлен на формирование навыков самоанализа и умения выразить свое состояние, закрепление положительного психоэмоционального состояния у обучающихся [5, с. 28].
Таким образом, результатом проведения занятий в сенсорной комнате являются способность взаимодействовать в группе, формирование способности понимать и принимать эмоциональное состояние себя и других, снижение агрессивности, тревожности; приобретение навыков саморегуляции, достижение состояния расслабления. Также отметим, что данные занятия также повышают функциональные и адаптационные возможности организма и активизируют индивидуальный ресурс каждого обучающегося, создавая возможность успешной интеграции в общество.
В результате опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами можно утверждать о преимуществах наличия такого оборудования в образовательной организации.
Подведя итог, отметим, что сенсорная комната, действительно, является таким пространством, которое позволяет проводить психолого-педагогическую поддержку обучающихся с ОВЗ, формируя при этом позитивный настрой, творческую искру физического и психического здоровья, а также обеспечивает равный доступ к получению качественного дополнительного образования.