Главная
АИ #40 (275)
Статьи журнала АИ #40 (275)
Соларинг: концепция суточного цикла у древних скандинавов

Соларинг: концепция суточного цикла у древних скандинавов

Рубрика

История, археология, религиоведение

Ключевые слова

древнескандинавская культура
концепция времени
солнечный цикл

Аннотация статьи

Представление средневековых скандинавов о суточном цикле называлось «соларинг», или «солнечное кольцо». Оно включало в себя восемь «оттов» – приблизительно равных отрезков времени, которые отмечали положение солнца на небосводе, включая те периоды, когда оно скрывалось за горизонтом. Определять «отты» скандинавам помогали «данмарки», или «солнечные места» в окружающем ландшафте.

Текст статьи

Все древние цивилизации на определённом этапе своего развития сформировали концепцию времени, утилитарным воплощением которой стало деление суточного цикла на фиксированное количество отрезков.

В некоторых культурах родились нетривиальные парадигмы, отличавшиеся от тех, что встречались несравнимо чаще. Например, в Древнем Китае сутки делили на двенадцать отрезков, а в Древней Индии – на шестьдесят [1, с. 44]. Однако большинство цивилизаций либо сами начали делить суточный цикл на две части по двенадцать отрезков (как Вавилон или Древний Египет), либо в какой-то момент восприняли эту концепцию от соседей (как сделали греки и римляне) [3, с. 89].

Поскольку древние народы отслеживали время по единственному непреложному ориентиру – солнцу, нет ничего удивительного в том, что отрезки, на которые они делили сутки, отличались по продолжительности. Ведь летом световой день длиннее, чем ночью. Поэтому у вавилонян, египтян, а потом и греков с римлянами летние дневные часы длились до 75 минут в современном эквиваленте, тогда как летние ночные – около 45 минут. Зимой дневные часы укорачивались до 55 минут, а ночные удлинялись до 70 минут [3, с. 132].

Разумеется, «плавающие» часы создавали некоторые трудности при отсчёте времени, и не могло идти речи о точности, хоть сколько-нибудь приближенной к нынешним стандартам. С другой стороны, для цивилизаций, развивавшихся вблизи экваториальной зоны, различие между летними и зимними «плавающими» часами не являлось концептуальным. Поэтому хотя идею фиксированных часов выдвигал ещё Гиппарх во II веке до нашей эры, а затем в VIII веке нашей эры её активно продвигал Беда Достопочтенный, тем не менее, «плавающий» подход к отслеживанию времени исчез лишь в XIV веке, когда механические часы получили относительно широкое распространение [6, с. 160].

Так или иначе, для народов средневековой Скандинавии «плавающие часы» изначально не могли выступать практичным решением. Потому что в этом регионе продолжительность светового дня кардинально отличается в зависимости от сезона. Выше 66,5° северной широты солнце едва-едва заходит за горизонт в период летнего солнцестояния (так называемые «белые ночи»). В то же время есть зимние недели (или даже месяцы, в зависимости от конкретной локации), когда светило вообще не восходит.

Тем не менее насколько бы короток, или наоборот – продолжителен, ни был путь солнца по небосводу, в полдень оно всегда находится над одной и той же точкой, различается только его высота над горизонтом. Понимая это, древние скандинавы сформировали собственную концепцию суточного цикла, которая называлась соларинг («sólarhringr», с древнескандинавского – «солнечное кольцо») [2, с. 213].

Как мы делим сутки на двадцать четыре часа, так скандинавы делили их на восемь частей, называемых оттами. В переводе с древнескандинавского «отт» («átt») означает «семья». Таким образом, восемь частей солнечного цикла вместе составляют условную семью, единое целое. Кстати, эта словоформа лежит в основе современного английского «eighth», что значит «одна восьмая» [7, с. 194].

Любопытно, что в некоторых регионах вместо «átt» использовалось слово «eykt», котором обозначали упряжь для тягловых лошадей. Здесь аналогия более вариативная и вполне вероятно присутствует связь с древнескандинавским мифом про Арвака и Альсвина – лошадей, которые тянут по небу солнце.

Каждый отт/эйкт имел собственное название, а главным из них являлся тот, который обозначал полдень. Скандинавы называли его миддаг («middag»), дословно с древнескандинавского – «середина дня». Важно отметить, что хотя полуденное солнце всегда находится на одном и том же месте в течение года, визуально не так-то просто определить его точное положение на небосводе. Поэтому средневековые скандинавы использовали элементарные ориентиры из своего окружения, например – горы.

Горы хорошо видно на большом расстоянии и по ним удобно определять положение солнца на соларинге. По этой причине на территории Скандинавии и Исландии есть сотни названий гор, которые включают слово «middag», например: Middagsfjället, Middagshorn, Middagshaugen, Middagsnib, Middagsberg, Middagsfjeld. Кстати, такие ориентиры скандинавы называли данмарк («dagmark»), в переводе – «солнечное место») [2, с. 98].

Отмечая полдень, скандинавы не могли не отметить его противоположность – полночь. Тем более, что в «белые ночи» расположенное под углом 6° к горизонту солнце легко различимо. Полночь называлась миднайтти («miðnætti»), дословный перевод – «середина ночи». Таким образом, наивысшее положение солнца на юге в полдень и его самое низкое положение на севере в полночь составляли ось, делившую соларинг на две половины.

За миддагом следовал ундорн («undorn»). Это слово восходит к протогерманскому «undurniz», что можно перевести как «промежуточный». В британских диалектах английского языка «undorn» приобрело формы «oanders», «aunders» и «andrum». Все эти слова обозначают «послеобеденный приём пищи» [5, с. 270]. После христианизации скандинавы началb использовать слово «nón», заимствовав латинское выражение «hora nona», что значит «девятый час». Это заимствование не вполне понятно, ведь ундорн следовал за миддагом (полуднем).

Следующий отт, третий по счёту от полудня, назывался мид аптанн («miðr aptann», в переводе – «середина вечера»). В дни весеннего и осеннего равноденствия направление на мид аптанн точно соответствовало западу. После мид аптанна и перед миднайтти в соларинге располагался ещё один отт – ноттмол. С древнескандинавского слово «náttmál», переводится как «ночная пора».

После миднайти (полуночи) в «солнечном кольце» древних скандинавов шла временная метка под названием отта («ótta», этимология неясна, точного перевода нет). Очевидно, так называли время перед рассветом, которое считалось наиболее мистическим и опасным [4, с. 152].

Следующий отт назывался мид моргун («miðr morgun») или рисмол («rismál»). Оба слова можно перевести как «середина утра». В дни весеннего и осеннего равноденствия направление на мид моргун точно соответствовало востоку. После этой временной метки шла следующая – дагмол («dagmál). Она располагалась ровно напротив ноттмолла и, как нетрудно догадаться, в переводе означает «утренняя пора».

Затем наступал миддаг и цикл – соларинг – начинался с начала. Названия всех перечисленных оттов встречаются в топонимах даже сегодня, хотя остальные уступают по популярности миддагу. Например, в Исландии есть Dagmálahóll, Miðaptansdrangur и Undornsfell [4, с. 212].

Чтобы представить, как средневековый скандинав воспринимал соларинг, возьмём поселение, в котором он постоянно проживает, за центр условного круга. Тогда по периметру круга будут располагаться восемь данмарков. Все они ориентированы по сторонам света: на юге – миддаг, на юго-западе – ундорн, на западе – мид аптанн, на северо-западе – ноттмол, на севере – миднайти, на северо-востоке – отта, на востоке – мид моргун, на юго-востоке – дагмол.

Конечно, ни в один из сезонов солнце не будет проходить по небосводу через все эти точки. Но, например, летом, в солнцестояние, когда наступит полночь, оно окажется чуть ниже горизонта точно на севере, так что его свет будет хорошо различим. Подмечая такие моменты, скандинавы понимали, что даже когда светила нет на небе и его положение невозможно определить визуально, в соответствующее время оно всё равно пройдёт через соответствующую точку, пусть и находится за линией горизонта (за краем мира в их мифологическом представлении).

Любопытно отметить, что в древнескандинавском языке существовал оборот для обозначения времени между оттами. Например, сейчас мы говорим «половина третьего» или «половина двенадцатого». Скандинавы же говорили «jafn nærri báðu», что можно перевести как «равноудалённый от обоих». Таким образом, середину между миддагом и ундроном они назвали бы «jafn nærri báðu middag ok undorn» [3, с. 124].

Очевидно, что соларинг с его восьмью оттами и даже промежуточными состояниями не позволял средневековым скандинавам отмерять время так же точно, как это делали в древнем Вавилоне, Египте или Греции, хотя и там в период «временных» часов не было высокой точности. Но это не представляло большой проблемы, ведь в быту того исторического периода современная точность не требовалось.

Тут ещё нужно учитывать тот факт, что если летом основные данмарки в окружающем ландшафте легко читались, то зимой в определённые недели солнце проходило только через ориентир на миддаг или вообще не появлялось на небосводе. При этом все «солнечные места» оставались там же, где и были, и солнце всё равно проходило через них, но – за горизонтом, вне поля зрения. Соответственно, зачастую очень сложно было определить, какой сейчас отт.

Однако и в этом скандинавы не видели большой беды. Ведь зимой не только темно, но и холодно, в связи с чем перемещения вне дома сводились к минимуму. Разумеется, нужно было и скотину накормить, и воды наносить. Но отсутствие зрительно идентифицируемых временных отметок никак не мешало этим задачам.

Так или иначе, соларинг являлся глубоко реляционистским представлением о природе суточного цикла, поскольку опирался на движение солнца вокруг земли. За отсутствием данных, сложно говорить о субстанциональности и экзистенции этой концепции. Очевидно, она была связана с мифологическим мировоззрением средневековых скандинавов, о чём говорит хотя бы тот факт, что день (Даг) и ночь (Нотт) они персонифицировали в качестве богов-воплощений соответствующего времени суток [3, с. 201]. Также было бы умозрительно игнорировать «эйкт» (аналог «отта»), который весьма вероятно отсылает к мифу о небесных лошадях. Но, как я уже отметил, у нас недостаточно сведений, чтобы делать однозначные выводы.

Исторически сложившийся, традиционный соларинг в Скандинавии и Исландии сменился двадцатью четырьмя фиксированными часами ориентировочно в XIV веке. То есть тогда же, когда и в остальной Европе (да и в мире в целом). Впоследствии от него остались лишь топонимы, в которых до сих пор «зашифрованы» названия оттов.

Список литературы

  1. Borst A. The Ordering of Time: From the Ancient Computus to the Modern Computer. – Cambridge: Polity Press. – 1993. – 215 p.
  2. Cleasby R., Vigfusson G. Craigie A. An Icelandic-English Dictionary. – Oxford: Clarendon Press. – 1957. – 460 p.
  3. De Vries J. Altnordisches etymologisches Wörterbuch. – Leiden: Brill. – 1961. – 268 p.
  4. Hastrup K.Culture and History in Medieval Iceland: An Anthropological Analysis of Structure and Change. – Oxford: Clarendon. – 1985. – 314 p.
  5. Nilsson P. Primitive Time-Reckoning: A Study in the Origins and First Development of the Art of Counting Time among the Primitive and Early Culture Peoples. – Lund: Gleerup. – 1920. – 241 p.
  6. O'Neill W. Time and the Calendars. – Sydney: Sydney University. – 1975. – 322 p.
  7. Simpson J., Weiner E. The Oxford English Dictionary. – Oxford: Clarendon Press. – 1989. – 394 p.

Поделиться

6

Фролов А. В. Соларинг: концепция суточного цикла у древних скандинавов // Актуальные исследования. 2025. №40 (275). URL: https://apni.ru/article/13197-solaring-koncepciya-sutochnogo-cikla-u-drevnih-skandinavov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «История, археология, религиоведение»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (276)

Прием материалов

11 октября - 17 октября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

22 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября