Главная
АИ #41 (276)
Статьи журнала АИ #41 (276)
Применение интерактивного плаката для профилактики детского дорожно-транспортног...

Применение интерактивного плаката для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. «Азбука маленького пешехода»

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

дети дошкольного возраста
безопасность дорожного движения
правила дорожного движения
интерактивное обучение
дошкольное образование
профилактика травматизма
интерактивное пособие

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста в контексте изучения правил дорожного движения с использованием интерактивных технологий. Предметом исследования является процесс воспитания осознанного и ответственного отношения к соблюдению правил дорожного движения, а объектом – образовательная деятельность дошкольного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В работе обосновывается необходимость перехода от традиционных форм обучения к систематической и инновационной практике, основанной на применении интерактивных пособий, игр и мультимедийных средств.

Текст статьи

Воспитание безопасного поведения у детей, особенно в контексте дорожного движения, является одной из первостепенных задач дошкольного учреждения и, шире, всего общества. Статистика неумолимо показывает, что дети становятся участниками дорожно-транспортных происшествий (ДТП) значительно чаще, чем это должно быть, и зачастую именно они являются виновниками аварий. Причина кроется не только в недостаточном знании правил дорожного движения (ПДД), но и в непонимании их важности, отсутствии практических навыков безопасного поведения на дороге и, что особенно тревожно, в беспечности взрослых, не контролирующих действия детей вблизи проезжей части. Это – сложная системная проблема, требующая комплексного подхода, выходящего за рамки традиционных мероприятий.

Современный детский сад стремится к формированию у воспитанников не только знаний, но и осознанного понимания необходимости соблюдения ПДД, превращая это в устойчивую жизненную привычку. Это требует радикального изменения подхода к обучению безопасности: от разовых акций и лекций – к систематической, целенаправленной работе, охватывающей как самих детей, так и их родителей, бабушек и дедушек, а также всех, кто взаимодействует с ребенком.

Эффективная система обучения безопасности на дорогах в детском саду должна строиться на новых современных технологиях. Интерактивные приложения для смартфонов и планшетов, онлайн-игры, виртуальные симуляторы дорожных ситуаций – все это может эффективно дополнить традиционные методы обучения. Однако, важно использовать такие технологии разумно, контролируя время, проводимое детьми за экранами и обеспечивая баланс между виртуальным и реальным миром. Интерактивное пособие представляет собой мощный познавательный инструмент, который значительно обогащает образовательный процесс. Оно не только способствует быстрому усвоению нового материала детьми, но и позволяет им эффективно закреплять уже пройденное. Для педагогов такое пособие является настоящим помощником, так как оно помогает структурировать большой объем информации в доступной и понятной форме. В основе интерактивного пособия лежит игра. Одной из ключевых особенностей интерактивных пособий является использование разнообразных интерактивных элементов. К ним относятся ссылки, кнопки для перехода между разделами, области для ввода текста или чисел и многие другие. Эти элементы делают обучение более увлекательным и интерактивным, что особенно важно для детей дошкольного возраста, которые учатся через игру и активное взаимодействие с материалом. Интерактивность пособия не изолирует детей от педагогического процесса, а, наоборот, дополняет его, создавая комфортную и продуктивную атмосферу для обучения. Кроме того, интерактивное пособие автоматизирует основные этапы образовательного процесса: оно позволяет педагогу излагать новый материал, закреплять пройденное и контролировать уровень знаний учащихся. Весь необходимый учебный контент преобразуется в яркую, увлекательную и мультимедийную форму, что делает обучение более привлекательным для детей. Современные технологии позволяют интегрировать в интерактивные пособия анимацию, видео и аудио материалы, что дополнительно стимулирует интерес детей. Например, использование анимационных персонажей может помочь объяснить сложные концепции в простой и доступной форме.

Нами был разработан интерактивный плакат по безопасному поведению на дорогах «Азбука маленького пешехода» на основе компьютерной программы «Microsoft PowerPoint 2016». Предназначен для использования в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Возрастная группа: 5–7 лет.

Цель данного пособия: приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах, через интерактивную игру.

Задачи:

  • образовательные – осваивать с детьми наборы терминов и понятий, используемых в дорожном движении, способствующих дальнейшему успешному усвоению основ безопасного поведения на дорогах;
  • развивающие – развивать самостоятельность, логическое и пространственное мышление, память;
  • воспитательные – воспитывать отрицательное отношение к нарушителям норм поведения и правил дорожного движения.

Ожидаемый результат:

  • внедрение в образовательное пространство детского сада альтернативного варианта обучения и развития дошкольников с использованием интерактивных игр;
  • совершенствование профилактической работы по ПДД в детском саду;
  • индивидуализация каждого ребенка, выявление его интересов и развитие способностей через интерактивные игры;
  • совместная работа детей с родителями по освоению интерактивных игр по ПДД;

В представленной авторской игре размещены задания по 2-м разделам: «Просмотр детского развивающего мультфильма Смешарики «Азбука Безопасности» режиссёр: Алексей Горбунов; «Поиграй-ка». В качестве гиперссылки выступает надпись или картинка, значок, символ.

I раздел: во время просмотра детского развивающего мультфильма, дети знакомятся с правилами дорожного движения и поведения на улице. Ведь без определенных знаний опасно выходить в жизнь. Герои мультфильма делятся простыми правилами дорожного движения, которые помогут детям правильно себя вести вне дома.

II раздел: в данном разделе педагог проверяет у детей сформированные знания и представления о ПДД. С помощью загадок и игр дети закрепляют свои знания в различных ситуациях на дорогах и узнают, как нужно правильно или неправильно действовать. Вырабатывается потребность в соблюдении правил дорожного движения и культуру поведения на улице. У ребят будет возможность самим прокомментировать изображения и определить правильную модель поведения.

Таким образом, интерактивные пособия по ознакомлению воспитанников с правилами дорожного движения поможет способствовать более глубокому пониманию материала и развитию важных навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации города, закрепить знания правил дорожного движения. В конечном итоге, формируются у детей не только знания, но и любовь к обучению, что является важным аспектом их дальнейшего развития.

Учитывая возрастные особенности детей, данное пособие рекомендуется использовать поэтапно, в режимных моментах, образовательной деятельности.

Список литературы

  1. Калашникова О.В. «Путешествие в страну дорожных знаков и сказок», изд. «Учитель», Волгоград, 2006 г.
  2. Клочанов Н.К. «Дорога, ребёнок, безопасность», методическое пособие для воспитателей, учителей начальных классов, изд. Ростов-на-Дону, 2007 г.
  3. Ковалёва Н.В. «Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного движения», «Феникс», Ростов-на-Дону, 2007 г.
  4. https://www.ivi.ru/watch/azbuka_bezopasnosti.
  5. https://yandex.ru/images/search?text=знаки%20пдд%20прозрачные&stype.
  6. https://audiovk4.ru/?mp3=Этот+мир+состоит+из+пешеходов.

Поделиться

10

Решетникова М. С., Юрьева Н. Ю., Алавердян А. В. Применение интерактивного плаката для профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. «Азбука маленького пешехода» // Актуальные исследования. 2025. №41 (276). URL: https://apni.ru/article/13201-primenenie-interaktivnogo-plakata-dlya-profilaktiki-detskogo-dorozhno-transportnogo-travmatizma-azbuka-malenkogo-peshehoda

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (276)

Прием материалов

11 октября - 17 октября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

22 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября