Главная
АИ #41 (276)
Статьи журнала АИ #41 (276)
Роль художественной литературы в формировании патриотизма у современной молодёжи

Роль художественной литературы в формировании патриотизма у современной молодёжи

Рубрика

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

молодёжь
литература
патриотизм

Аннотация статьи

Литература, как вид искусства, зародилась давным-давно и с тех пор является неотъемлемой частью жизни общества. Художественная литература – это, в первую очередь, способ выражения мысли и донесения своих идей до масс. Поэтому литература непосредственно связана с формированием взглядов и мнений в том или ином обществе. Особенно это касается молодых людей, которые ещё только формируются как личности и осознают себя в различных ролях, в том числе в роли гражданина и патриота.

В данной статье раскрывается роль художественной литературы в формировании патриотизма у современной молодёжи.

Текст статьи

Молодёжь основополагающая будущего любой страны, России, в том числе. Важно осознавать, что мировоззрение у всех разное, у современного поколения оно даже несколько специфичное, однако прививать какие-либо ценностные направления в жизни главная задача в воспитании подрастающего поколения. В нынешнее время ситуация в стране не из лёгких, по понятным для всех причинам, поэтому людям крайне необходимо ощущать и передавать окружающим чувство патриотизма. Есть множество возможностей привить патриотическое воспитание. Например, с помощью кинофильмов про Великую Отечественную войну, историй про ветеранов, героев и так далее. Но особую роль при выполнении этой немаловажной задачи играет конечно же литература. Огромное количество произведений посвящено сложным периодам жизни нашей страны, в которых показан патриотизм героев, олицетворяющих весь народ, готовый встать и противостоять врагу во что бы то ни стало.

Ярким примером может служить произведение Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие». Героини повести уходят на войну, каждая приходит по своей воле. Они наравне с мужчинами воюют за честь своей родины. В произведении есть ключевая фраза: «... война страшна тем, что, отнимая жизни женщин, она губит жизнь целого народа». Эти юные девушки пожертвовали своей жизнью ради того, чтобы спасти весь мир от нацизма. Их образ символичен тем, что эти девушки – это вся русская земля, которая требовала защиты, да и по сей день ей она нужна, здесь и сейчас.

Ещё один пример – повесть «Сын полка» В. П. Катаева. В произведении отражается судьба маленького мальчика-сироты, который был подобран разведчиками и стал сыном полка, пройдя со своими боевыми товарищами долгий путь. Главный герой – Ваня Солнцев был очень храбрым мальчиком, любившим свою Родину. Повесть наталкивает нас на мысль о том, что необходимо быть настоящим патриотом, любить и оберегать свою Родину. Даже маленький мальчик может помочь общему делу, ведь ужаснейшая война не будет разбираться кто млад, а кто стар. Данному произведению прекрасно подходит пословица: «Хоть ростом маловат, да мужеством богат».

Ещё одним примером, подтверждающим мужество русского народа, является произведение А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Александр Трифонович приблизился к проблемам, которые связаны с войной и жизнью в данный период. Писатель демонстрировал героизм русских людей и их единство. Главный герой – Василий Теркин не жалел собственных сил, защищая родную русскую землю от врага. Он не испытывает страха перед смертью, непоколебимо противостоял недругам ради спасения Родины.

Писатель умело показал читателю, что каждый из нас в силах принести неизмеримый вклад в спасении и защите нашей страны. И эти подвиги всегда останутся в памяти на долгие годы, особенно если они совершаются, когда народ становится единым целым.

Чтобы рассмотреть роль литературы в патриотическом воспитании, я прибегла к произведениям, связанным с Великой Отечественной войной. Однако есть множество произведений, в которых повествуется не о событиях 1941–1945 годов, в которых тоже раскрывается тема патриотизма. Например, роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». Русский народ не хотел подчиняться врагам, поэтому им пришлось сжечь захваченную Москву. Люди были уверены в том, что лучше пожертвовать собой, чем делиться с врагом домом и пищей. Одной из основных тем романа-эпопеи «Война и мир» является «мысль народная». Народ выступает единством людей, преобразователем истории. Но изменения эти совершаются под влиянием мощной силы единства. У Л. Н. Толстого, влияние на историю может оказывать и отдельный человек, но при условии, что он будет сливаться с общей массой «естественно».

Также патриотизм прослеживается в повести Н. С. Лескова «Левша». Главный герой произведения, Левша, изготовил миниатюрные винтики, чтобы подковать крошечное насекомое и ему предложили остаться заграницей. Но парень не представлял себе жизни в чужой стране, поэтому отказался от предложения и вернулся на любимую русскую землю. Таким образом, настоящий патриот никогда не променяет место, где он родился и вырос, на незнакомую страну, а также будет прикладывать свои усилия, чтобы страна развивалась.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что роль литературы в патриотическом воспитании молодёжи одна из первостепенных. С помощью художественных произведений намного легче объяснить подрастающему поколению, что такое патриотизм, сформировав у него патриотическое сознание, преданность родине и готовность выполнить свой гражданский долг. Поэтому каждому человеку, считающему себя патриотом, полезно иногда приобщаться к чтению художественной литературы, которая, в свою очередь, способствует пробуждению чувства патриотизма.

Список литературы

  1. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие. Текст: непосредственный. М.: Советский писатель, 1971. 336 с.
  2. Катаев В.П. Сын полка. Текст: непосредственный / Предисл. С. Баруздина. М.: Просвещение, 1983. 367 с.
  3. Лесков Н.С. Левша. Текст: непосредственный / Н.С. Лесков. – М.: Директ-Медиа, 2016. – 61 с.
  4. Твардовский А.Т. Василий Теркин: книга про бойца Текст: непосредственный / Художник О. Верейский. М.: Художественная литература, 1976. 220 с.
  5. Толстой Л.Н. Война и мир. В 4-х томах. Т. I–IV / Текст электронный. – https://ilibrary.ru/text/11/index.html?ysclid=lgm9fwvc5s589521009 (дата обращения 11.10.2025).

Поделиться

13

Ряднова С. В. Роль художественной литературы в формировании патриотизма у современной молодёжи // Актуальные исследования. 2025. №41 (276). URL: https://apni.ru/article/13203-rol-hudozhestvennoj-literatury-v-formirovanii-patriotizma-u-sovremennoj-molodyozhi

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (276)

Прием материалов

11 октября - 17 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

22 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября