Формирование исследовательской компетенции в начальной школе
научный журнал «Актуальные исследования» #20 (23), октябрь '20

Формирование исследовательской компетенции в начальной школе

Статья посвящена исследованию роли и значения исследовательской компетенции в начальной школе.

Аннотация статьи
начальная школа
школьники
компетенция
исследовательская деятельность
Ключевые слова

Эпоха информатизации современного общества предъявляет определенные требования к системе образования. В связи с этим необходимо предоставить возможность всем обучающимся проявить свои способности и творческий потенциал – это и есть направление современного образования. Социальный заказ, предъявляемый на новую личность в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, обязывает образовательные учреждения искать новые подходы к формированию компетенций обучающихся. Знания и умения уже не являются конечной целью обучения, а лишь средством для самореализации человека.

Научить ребенка видеть красоту родного края, беречь и любить ее это одна из главных задач учителя. Использование краеведческого материала оказывает содействие активизации творческих сил учащихся и ведет к нравственному совершенствованию. Школьное краеведение охватывает разнообразное изучение учащимися определенной территории – своего края. Походы, экскурсии, уроки наблюдения, экспедиции, все это неотъемлемые виды и формы организации изучения родного края. Тем не менее, эффективность любой работы находится в прямой зависимости от уровня познавательной активности учащихся. Исследовательская деятельность в этом случае является самой подходящей для формирования познавательной активности [3, с.142]. Младшие школьники, включаясь в творческую деятельность, в рамках исследования, познают окружающую действительность и открывают новые знания. Условия для эффективного развития творческого, интеллектуального и ценностного потенциала это средство формирования у младших школьников интереса к изучаемому материалу и активизации учеников. Благодаря соблюдению условий, формируются предметные и метапредметные результаты, позволяющие значительно расширить круг изучаемых тем [1, с.14]. В процессе формирования исследовательской компетенции школьник становится равноправным участников образовательных отношений об этом говорят такие отечественные ученые как: Н.Н. Абакумова, В.И. Блинов, Н.Ю. Пахомова, А.В. Хуторской, А.И. Савенков и др.

Исследовательская деятельность школьников формирует, творческое отношение к делу, самостоятельность, способствует развитию поисково-исследовательских навыков, то есть, способствует формированию исследовательской компетенции [2, с.58].

В ходе нашего исследования, мы выяснили, что мотивация и целеустремленность младшего школьника в процессе формирования исследовательской компетенции имеет огромное значение и влияет на ее развитие. В процессе исследования формирования исследовательской компетенции младшего школьника мы работали с такими понятиями как: исследовательская деятельность, компетенция и компетентность. Изучая литературу по теме исследования, мы выяснили, что данные понятия различаются в содержании. В нашем исследовании понятие «исследование» мы трактовали, как особый результат обучения, выражающийся готовностью к организации внутренних и внешних ресурсов для плодотворной деятельности в ситуации неопределенности. Понятие «компетентность» мы понимали, как уровень образованности или владения материалом (опытности), достаточный для успешного достижения какого-либо задачи социальной или профессиональной.

Самым же сложным, оказалось, сформулировать четкое определение исследовательской компетенции. В этом вопросе мы опирались на исследования А.В. Хуторского: «Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способности применять эти знания и умения в конкретной деятельности» [5].

Невозможно не согласиться, что воспитывать любовь к родине, связать обучение с жизнью, сформировать интересы и склонности младшего школьника будет эффективно через исследовательскую деятельность по краеведению.

Белгородчина неповторима по своим историческим, географическим, экологическим и лингвистическим характеристикам. Использование краеведческого материала – отличное средство приобщения учащихся к исследовательской деятельности.

Для того, чтобы «оживить» в сердце ребенка необходимо изучать историю родного края, города, семьи. Сильные впечатления на юных исследователей производят экскурсии в музей, архив, библиотеку, беседы с интересными людьми. Помогают в исследовательской деятельности документы из архивов, выставки и экспонаты музеев, все эти возможности нужно использовать, для приобщения учащихся к исследовательской деятельности.

Входе исследовательской работы, стало понятно, что эту работу можно и необходимо включать во внеурочные занятия «Белгородоведение», главными темами которого является краеведение. А также, краеведческий материал может быть средством для внеурочных занятий «Исследовательская деятельность». Такой взаимный обмен поможет научить детей любить не только свои родные места, но и знать о них. Исследовательские работы на краеведческие темы отражают чувство заинтересованности и заботы о своей родине, природе и жизни своего края.

22 июля 2020 года депутаты Госдумы приняли поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся. В понятие воспитания, согласно законопроекту, входит формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважению к памяти защитников и героев Отечества, предкам, закону, природе, культурному наследию и традициям народа.

Таким образом, формирование исследовательской компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности строится на наблюдениях за окружающей его действительностью: бытом, трудом, природой, жизнью, что в свою очередь, помогает осознано относится к обществу. Мы считаем, что, включая краеведческий материал в исследовательскую деятельность, младшие школьники познают взаимосвязь малой родины и общеисторического материала, становятся объектами творчества, а не потребителями готовой информации.

Текст статьи
  1. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика, организация, проведение / И.А. Зимняя. -М.: ИЦПКПС, 2000. – 28 с.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения / А.И. Савенков – Москва: Академия развития, 2008 – 208 с.
  3. Семенова Т.А. Теория и практика исследовательской деятельности учащихся по историческому краеведению / Т.А. Семенова // Исследователь – 2009. - №2. – С. 140.
  4. Хуторской А.В. Образовательные компетенции и методология дидактики. К 90-летию со дня рождения В.В. Краевского. [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 22.09.2016 г. – http://khutorskoy.ru/be/2016/0803/
  5. Шеховцова Л.Д. Организация научно-исследовательской проектной работы обучающихся на основе ресурсов краеведения (из опыта работы) / Л.Д. Шеховцова, И.В. Прокофьева, Р.И. Маркова, Н.А. Овсянникова // Школьная педагогика – 2017. - №3. – С. 36.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 января по 22 января
Осталось 5 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии
26 января
Загрузка в elibrary
26 января
Рассылка печатных экземпляров
01 февраля