Главная
Конференции
Наука без границ: глобальные вызовы и кросс-дисциплинарные ответы
Теоретические положения концепции учебной деятельности учащихся при изучении хим...

Теоретические положения концепции учебной деятельности учащихся при изучении химии

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

концепции методического обеспечения
исследовательская компетентность студентов

Аннотация статьи

В статье представлена концепция методического обеспечения формирования исследовательской компетенции учащихся в процессе обучения химии. Концепция основана на анализе перспективных направлений современной методологии, научно обоснованных принципов и инновационных форм развития системы образования.

Текст статьи

Концепция в общем понимании, это комплекс главных идей, установок, взглядов, которые являются теоретической базой, основным вектором раскрытия предмета исследования. Разрабатывая концепцию, мы обратили особое внимание на перспективные направления методологии, принципы, обоснованные с научной точки зрения, инновационные формы развития системы образования, в том числе ориентиры, соответствующие современному химико-педагогическому образованию [1, с.20].

  1. Современная методическая система представляется нами, как комплекс, состоящий из традиционных и инновационных средств обучения, необходимых для эффективного формирования у учащихся общеобразовательных учреждений исследовательской компетентности. Кроме этого, методическая система рассматривается нами, как дидактический инструментарий, посредством которого обеспечивается качество и результаты обучения школьников общеобразовательных учреждений химии.
  2. В состав методического обеспечения, как комплекса информационно-образовательных, психолого-педагогических, материально-ресурсных средств обучения, входят: источники предметной информации, методы, приёмы организации исследовательской деятельности, различные её формы и средства управления, условия образовательной среды, способствующие формированию у школьников исследовательской компетентности, методика оценивания уровня их развития.
  3. Образовательные средства, используемые в процессе формирования у учащихся общеобразовательных учреждений исследовательской компетентности, делят на две группу в зависимости от функционального признака: источники химических знаний; инструменты организации в образовательном учреждении на уроках химии исследовательской деятельности учащихся, управления данным процессом [2, с.164-167].
  4. Система исследовательских заданий является фундаментом методического обеспечения, формирующего у учащихся общеобразовательных учреждений исследовательской компетентности.
  5. Типология умений является основой для выделения структуры исследовательских заданий, посредством которых у школьников развиваются исследовательская компетенция. При этом разнообразие исследовательских заданий позволяет повысить эффективность формирования исследовательской компетентности.
  6. «Знаниевый», «умениевый» подходы используются для конструирования отдельных исследовательских заданий, их комплексов и исследовательских диалогов.

Вне зависимости от выбранного подхода к разработке исследовательских заданий оценка их результативности базируется на выделении отдельных элементов состава исследовательских действий. Разработанная системе заданий, предлагаемых к выполнению учащимся на уроках химии, должна завершаться их методическим анализом [3, с.147-152].

Универсальные исследовательская компетенция формируются на основе предметного материала, результатом освоения которого являются конкретные предметные исследовательская компетенция. Для формирования универсальных исследовательской компетентности потребуется использовать методическое обеспечения, посредством которого в процессе обучения проявляются внтурипредментые, межпредметные действия, знания.

Процесс формирования умений имеет определённые закономерности. Не исключение и процесс формирования исследовательской компетентности, который подчиняется объективным закономерностям. Вместе с этим, на данный процесс оказывают влияние и субъективные факторы. Например, материальная оснащённость кабинета химии. Поэтому при выборе методического обеспечения необходимо учитывать, как объективные, так и субъективные факторы [4].

В методическом обеспечении важно обеспечить эффективность его результативного и процессуального компонентов. Оценку эффективности производят по результатам диагностики с учётом определённых критериев, показателей, методов обработки собранных данных, средств их сбора, обработки и оценки.

Методическое обеспечение, посредством которого организовано формирование у учащихся общеобразовательных учреждений исследовательской компетентности, рассматривается нами как открытая, развивающая система, изменения в которой происходят под влиянием запросов и потребностей общества, системы образования в целом.

Как мы указывали выше, основой методического обеспечения является комплекс исследовательских заданий. В таких заданиях обязательно содержаться требования, побуждающие ученика к выполнению определённых учебных действий. Например. Им предлагается ответить на вопрос, самостоятельно придумать вопрос, решить задачу и т.п.

Организуя учебный процесс, учитель должен стремиться к тому, чтобы ученики положительно воспринимали содержание учебного задания. У них должен активизироваться исследовательский интерес, возникнуть желание найти ответ на поставленный вопрос, мобилизовав для этого свои усилия.

Если этого не получиться сделать, что такие задания будут восприниматься учащимся, как требование учителя. Поэтому если исследовательское задание вызывает интерес у ученика, то он становиться субъектом целеосуществления. При отсутствии такого интереса школьник является только объектом управления педагогического процесса [5].

Исследовательские задачи должны решаться и вне урочной деятельности школьников. Например, они выполняются, как домашнее задание. Однако, организация исследовательской деятельности учащихся должна опираться на выполнение исследовательских заданий во время урока. При этом такие задания должны быть систематическими.

Выполняя исследовательские задания предметного содержания, школьники приобретают самостоятельный опыт исследовательской практики, который начинает преобладать над усвоением знаний в готовом виде, что положительно сказывается на качестве приращения знаний.

Комплекс исследовательских заданий, выполняемых учащимися общеобразовательных учреждений на уроках химии, способствует созданию микрообразовательных ситуаций, поиск ответов на которые позволяет решать предметные, метапредметные, личностные задачи.

Исследовательские задания в виде словесной конструкции активизируют исследовательскую деятельность учащихся. Такие задания мы рассматриваем, как полифункциональное дидактико-методическое средство. Его использование помогает школьникам осваивать содержание предмета, развивать интеллектуальные способности, мышление, исследовательская компетенция, готовит обучающихся к самообразованию.

Особенности исследовательских задания, посредством которых школьник учится присваивать знания в готовом виде.

Группа исследовательских задания, выполнение которых способствует самостоятельному производству субъективно новых знаний.

Принимая во внимание, исследовательская компетенция, которыми должен овладеть учащийся в процессе обучения химии, мы разделили все исследовательские задания на несколько типов: описание химических объектов; объяснение результатов реакций между химическими объектами; предсказание результатов реакций между химическими объектами.

Группа исследовательских заданий, способствующих получению учащимися общеобразовательных учреждений методологических знаний, а также направленных на формирование у школьников логических умений.

Умения реализуются эффективно, если они основаны на знаниях. Поэтому знаниевый компонент исследовательской компетентности является основополагающим. Поэтому в группе исследовательских заданий мы выделим задания, посредством которых школьник осваивает знаний, необходимые для реализации определённых умений.

Для процесса приобретения исследовательской компетентности важно, чтобы школьник умел пользоваться различными видами наглядности: схемами, знаками, символами, моделями и т.п. Данное умение формирует специфическая группа заданий, включая задания на умения читать химические изображения, уравнения реакций, продуцировать на их основе новые знания.

Список литературы

  1. Пак М.С. Концепции интегративно-контекстного образования в средней и высшей школе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 36 с.
  2. Каюмова М.С. Исследовательские компетенции в структуре мягких навыков специалиста / М.С.Каюмова, С.К.Ксембаева // Инновационные технологии в образовательной деятельности: Материалы Всеросс. науч.-методич. конф. (Нижний Новгород, 04 февраля 2020 года). – Н.Новгород: Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева, 2020. С. 164-167.
  3. Зумратов А., Эшова Г.Т. Таълими проблемавӣ дар дарсҳои химия. // Маҷмӯаи мақолаҳои омӯзгорони фаъоли шаҳри Душанбе “Дурахши истеъдод”. Китоби 1, Душанбе: Бебок, 2020. С. 147-152.
  4. Зубайдов У. Методика обучения химии: Учебное пособие для вузов / У. Зубайдов, С. Холназаров. Душанбе, 2011. 283 с.
  5. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с.

Поделиться

11

Мусоджонзода Д. М. Теоретические положения концепции учебной деятельности учащихся при изучении химии // Наука без границ: глобальные вызовы и кросс-дисциплинарные ответы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 октября 2025г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2025. URL: https://apni.ru/article/13213-teoreticheskie-polozheniya-koncepcii-uchebnoj-deyatelnosti-uchashihsya-pri-izuchenii-himii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (276)

Прием материалов

11 октября - 17 октября

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

22 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября