В современных условиях изучение коммуникативного поведения подростков в сети является актуальной и важной темой для исследований в психологической науке. Важным является исследование влияния социальных сетей на общение подростков, так как они формируют у них определенные нормы поведения в рамках социальной сети [2].
По утверждению А. Н. Сухова, «социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. И это дает основания утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, но и мощным маркетинговым инструментом. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров» [1, с. 10].
Для изучения связи социально-психологических особенностей с коммуникацией в социальных сетях использовались «Тест-опросник коммуникативных умений» Л. Михельсон, адаптация – Ю. З. Гильбух); «Субъективные представления о целях коммуникативной активности в социальных сетях», разработанный В. Б. Никишиной и О. И. Самосват.
В исследовании принимали участие 55 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Согласно результатам проведенного нами опросника, были получены следующие результаты, представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение испытуемых по формированию коммуникации, %
Анализируя полученные результаты, мы видим, что у 74% подростков сформированы коммуникативные умения, которые проявляются в умении обратиться к сверстнику с просьбой, умение оказать сочувствие, поддержку, вступить в контакт с другим человеком, у 26% коммуникативные навыки не сформированы, которые говорят нам о том, что у подростка имеются трудности со вступлением в контакт с другим человеком, трудности с обращением за помощью к сверстнику, адекватно реагировать на критику.
Любой школьник, который регистрируется в социальных сетях, делает это с какой-то определенной целью и рассчитывает, что получит результат от данной регистрации. Можно выделить несколько категорий таких целей коммуникативного поведения школьников, а именно: общение, разного рода развлечения, поиск информации, самовыражение, снятие напряженности, социальное принятие, уверенность в себе, деятельность, способ отвлечься от проблем и другое.
Для определения субъективных представлений о целях активности в социальных сетях мы провели исследование и установили, что для подростков социальные сети в основном дают социальное принятие, способ избавиться от проблем и стресса, развлечения. Данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение подростков в зависимости от их субъективных представлений о целях коммуникативной активности в социальных сетях, %
По данным проведенного исследования можно отметить, что наиболее важной целью общения в интернете для 21% подростков является снятие стресса, для 18% школьников наиболее важными являются в социальных сетях развлечения и для 19% школьников целью коммуникативного поведения является социальное принятие.
Таблица
Коэффициенты линейных корреляций связи коммуникативных умений субъективных представлений и цели коммуникативной активности в социальных сетях
Коммуникативные умения | Цель коммуникативной активности в социальных сетях | Коэффициент корреляции Спирмена* |
Сформированные коммуникативные умения | Развлечения | 0,501** |
Коммуникация | 0,423** | |
Снятие стресса | 0,429** | |
Деятельность | 0,384** | |
Несформированные коммуникативные умения | Социальное принятие | 0,359** |
Уверенность в себе | 0,419** | |
Информация | 0,400** | |
Самовыражение | 0,512** |
Все представленные корреляции являются статистически значимыми на уровне p < 0,01.
Коэффициент корреляции Спирмена показывает нам, что наиболее сильная положительная корреляция наблюдается между сформированными умениями и целью «Развлечения» (r=0,501) и несформированными умениями и «Самовыражением» (r=0,512)
Умеренные корреляции выявлены между сформированными умениями и коммуникативными целями, несформированными умениями и потребностью в социальном принятии.
Таким образом результаты позволяют сделать вывод о различных коммуникативных стратегиях в социальных сетях в зависимости от уровня развития коммуникативных умений.