Главная
АИ #41 (276)
Статьи журнала АИ #41 (276)
Связь коммуникативных умений субъективных представлений о целях коммуникативной ...

Связь коммуникативных умений субъективных представлений о целях коммуникативной активности в социальных сетях

Рубрика

Психология

Ключевые слова

коммуникация
социальные сети

Аннотация статьи

В работе представлены результаты изучения связи коммуникативных умений субъективных представлений и цели коммуникативной активности в социальных сетях. Данные исследования показывают нам, что ведущими мотивами коммуникативной активности подростков в социальных сетях являются: социальное принятие, снятие стресса и развлечения.

Текст статьи

В современных условиях изучение коммуникативного поведения подростков в сети является актуальной и важной темой для исследований в психологической науке. Важным является исследование влияния социальных сетей на общение подростков, так как они формируют у них определенные нормы поведения в рамках социальной сети [2].

По утверждению А. Н. Сухова, «социальные сети – основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого в интернете. Главные их преимущества – возможность пользователей заявлять о своих интересах, и разделять их с окружающими. И это дает основания утверждать, что социальные сети являются не только средством для общения, но и мощным маркетинговым инструментом. Социальные сети служат площадкой для неформального общения, помогают создавать новую музыку, служат серьезным инструментом для поиска сотрудников и партнеров» [1, с. 10].

Для изучения связи социально-психологических особенностей с коммуникацией в социальных сетях использовались «Тест-опросник коммуникативных умений» Л. Михельсон, адаптация – Ю. З. Гильбух); «Субъективные представления о целях коммуникативной активности в социальных сетях», разработанный В. Б. Никишиной и О. И. Самосват.

В исследовании принимали участие 55 подростков в возрасте от 14 до 16 лет. Согласно результатам проведенного нами опросника, были получены следующие результаты, представленные на рисунке 1.

image.png

Рис. 1. Распределение испытуемых по формированию коммуникации, %

Анализируя полученные результаты, мы видим, что у 74% подростков сформированы коммуникативные умения, которые проявляются в умении обратиться к сверстнику с просьбой, умение оказать сочувствие, поддержку, вступить в контакт с другим человеком, у 26% коммуникативные навыки не сформированы, которые говорят нам о том, что у подростка имеются трудности со вступлением в контакт с другим человеком, трудности с обращением за помощью к сверстнику, адекватно реагировать на критику.

Любой школьник, который регистрируется в социальных сетях, делает это с какой-то определенной целью и рассчитывает, что получит результат от данной регистрации. Можно выделить несколько категорий таких целей коммуникативного поведения школьников, а именно: общение, разного рода развлечения, поиск информации, самовыражение, снятие напряженности, социальное принятие, уверенность в себе, деятельность, способ отвлечься от проблем и другое.

Для определения субъективных представлений о целях активности в социальных сетях мы провели исследование и установили, что для подростков социальные сети в основном дают социальное принятие, способ избавиться от проблем и стресса, развлечения. Данные представлены на рисунке 2.

image.png

Рис. 2. Распределение подростков в зависимости от их субъективных представлений о целях коммуникативной активности в социальных сетях, %

По данным проведенного исследования можно отметить, что наиболее важной целью общения в интернете для 21% подростков является снятие стресса, для 18% школьников наиболее важными являются в социальных сетях развлечения и для 19% школьников целью коммуникативного поведения является социальное принятие.

Таблица

Коэффициенты линейных корреляций связи коммуникативных умений субъективных представлений и цели коммуникативной активности в социальных сетях

Коммуникативные умения

Цель коммуникативной активности в социальных сетях

Коэффициент корреляции Спирмена*

Сформированные коммуникативные умения

Развлечения

0,501**

Коммуникация

0,423**

Снятие стресса

0,429**

Деятельность

0,384**

Несформированные коммуникативные умения

Социальное принятие

0,359**

Уверенность в себе

0,419**

Информация

0,400**

Самовыражение

0,512**

Все представленные корреляции являются статистически значимыми на уровне p < 0,01.

Коэффициент корреляции Спирмена показывает нам, что наиболее сильная положительная корреляция наблюдается между сформированными умениями и целью «Развлечения» (r=0,501) и несформированными умениями и «Самовыражением» (r=0,512)

Умеренные корреляции выявлены между сформированными умениями и коммуникативными целями, несформированными умениями и потребностью в социальном принятии.

Таким образом результаты позволяют сделать вывод о различных коммуникативных стратегиях в социальных сетях в зависимости от уровня развития коммуникативных умений.

Список литературы

  1. Калинина Т.В., Георгиевская Д.А. Изучение проблемы психологической устойчивости подростка-пользователя социальных сетей // Молодой ученый. – 2017. – № 21.1. – С. 95-97.
  2. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебное пособие для студ. образ. учреждений сред. проф. Образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 352 с.
  3. Сухов А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. – М.: ИЦ Академия, 2018. – 240 c.

Поделиться

9

Некрасова А. С. Связь коммуникативных умений субъективных представлений о целях коммуникативной активности в социальных сетях // Актуальные исследования. 2025. №41 (276). URL: https://apni.ru/article/13231-svyaz-kommunikativnyh-umenij-subuektivnyh-predstavlenij-o-celyah-kommunikativnoj-aktivnosti-v-socialnyh-setyah

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#41 (276)

Прием материалов

11 октября - 17 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

22 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 ноября