Цель научной статьи заключается в анализе правового регулирования процесса приватизации государственных и муниципальных активов, выявлении особенностей и проблем современного российского законодательства в данной сфере, а также формулировании предложений по совершенствованию правовых норм.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение истории формирования института приватизации в Российской Федерации, выявление основных этапов и тенденций изменения законодательства;
- анализ действующего федерального законодательства, регулирующего приватизацию государственного и муниципального имущества;
- выявление специфики методов приватизации, применяемых в России;
- определение существующих проблем и противоречий в действующем законодательстве, затрудняющих реализацию целей приватизации.
В Российской Федерации приватизация представляет собой процесс передачи активов, принадлежащих государству и муниципалитетам, в частное владение. Идея о возможности приватизации в Советском Союзе была выдвинута и активно обсуждалась в период Перестройки. Именно тогда начался процесс, получивший название «ползучей приватизации», заключавшийся в постепенном переходе госсобственности к организациям с участием негосударственного капитала.
Одним из ключевых моментов в истории российской приватизации стало принятие 3 июля 1991 года закона «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». В данном законе были четко определены обязанности, права и сферы ответственности государственных органов, которым было поручено проведение приватизации. Также закон устанавливал порядок и методы осуществления передачи собственности [5, с. 15-16].
Важным этапом стал указ президента РФ Б. Н. Ельцина от 29 января 1992 года «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий». Этот указ ввёл в действие ряд законодательных актов, регламентировавших процесс перехода госсобственности в частные руки.
Первый этап приватизации, охватывавший период с 1992 по 1994 год, включал в себя продажу небольших предприятий (с численностью сотрудников до 200 человек) через аукционы, преобразование средних и крупных государственных предприятий в акционерные общества и предоставление населению ваучеров, которые можно было обменять на акции приватизируемых предприятий.
В 1995 году государство провело «залоговые аукционы», в ходе которых частные финансовые организации предоставляли кредиты государству под залог принадлежащих государству пакетов акций крупных компаний, занятых в добывающей отрасли, таких как «Норникель».
К 1996 году доля государственного сектора в ВВП России составляла 23%. К 1998 году было приватизировано 127 тысяч предприятий.
Приватизация продолжалась и в дальнейшем, преследуя цели пополнения бюджета и децентрализации управления естественными монополиями. С 2002 года началась приватизация земель сельскохозяйственного назначения.
В XXI веке некоторые случаи приватизации были признаны незаконными (например, дело «Башнефти»), проводилась реприватизация и расширение госсектора другими способами.
В 2024 году приватизация принесла в бюджет 130 млрд рублей, программа будет продолжена и в 2025 году.
В Российской Федерации, согласно статье 130 Конституции, муниципальная собственность представляет собой отдельную форму владения. Она включает в себя ресурсы местного бюджета, внебюджетные фонды, активы органов местного самоуправления, земельные участки и другие природные ресурсы, относящиеся к муниципальной собственности, а также иные виды имущества (пункт 1 статьи 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 вышеуказанного закона, субъекты РФ должны передавать в муниципальную собственность объекты, необходимые для решения вопросов, имеющих местное значение. Это осуществляется в соответствии с распределением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между различными муниципальными образованиями.
Законодательство уделяет значительное внимание приватизации как инструменту решения вопросов как федерального, так и местного масштаба. Под приватизацией государственного и муниципального имущества в РФ подразумевается передача за плату имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, в собственность физических или юридических лиц.
Данное толкование соотносится с содержанием статьи 217 Гражданского кодекса РФ [1], где указано, что государственное или муниципальное имущество может быть отчуждено в пользу граждан и организаций в соответствии с законодательством о приватизации. Закон о приватизации детализирует положения ГК РФ, однако в регулировании приватизационных отношений приоритет остается за специальными нормами.
В статье 217 ГК РФ, посвященной приватизации, она не указана как основание для возникновения или прекращения права собственности. Это связано с тем, что приватизация представляет собой процедуру прекращения права собственности государства или муниципалитета и одновременного возникновения частной собственности у физических и юридических лиц.
Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» определяет следующие этапы приватизационного процесса:
- Разработка планов приватизации;
- Принятие решения о приватизации конкретного объекта уполномоченным органом власти;
- Подготовка и утверждение плана проведения приватизации;
- Осуществление приватизации;
- Оформление договора с покупателем приватизированного имущества.
Согласно статье 153 ГК РФ, сделкой признаются действия, направленные на возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Д. В. Пятков полагает, что решения об утверждении условий приватизации также можно считать сделками, в частности, односторонними, поскольку они исходят от компетентных государственных (муниципальных) органов и устанавливают определенное правовое положение [7, с. 22-23].
Согласно статье 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», существуют следующие способы приватизации:
- преобразование унитарного предприятия в акционерное общество;
- преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью;
- продажа государственного или муниципального имущества на аукционе. Победителем становится тот, кто предложил наиболее высокую цену;
- продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе. Участники подают заявки посредством заполнения специальных бланков, которые подтверждают их намерение заключить договор о покупке акций;
- продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
- продажа за пределами территории РФ, находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ;
- продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения. Применяется, если аукцион по продаже имущества признан несостоявшимся;
- продажа государственного или муниципального имущества по минимально допустимой цене;
- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ;
- продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления.
Нормативные акты определяют правила реализации каждого способа перевода собственности из государственной в частную.
Федеральный закон № 159-ФЗ от 22.07.2008 [3], касающийся особенностей отчуждения недвижимости, находящейся в госсобственности субъектов РФ или в муниципальной собственности, и арендованной малым и средним бизнесом, вводит новый, ранее не существовавший в законодательстве, метод приватизации государственного и муниципального имущества. Предприниматели могут выкупить арендуемые объекты недвижимости, находящиеся в государственной собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, при одновременном соблюдении ряда условий:
- На момент подачи заявления, арендуемое имущество находится в их непрерывном пользовании не менее двух лет на основании договора или договоров аренды;
- На день оформления договора купли-продажи, либо (в определенных случаях) на день подачи заявления, отсутствует задолженность по арендной плате, неустойкам (штрафам, пеням);
- Арендуемое имущество не входит в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденный в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24 июля 2007 года [4], за исключением предусмотренных законом случаев;
- На момент заключения сделки купли-продажи информация о субъекте малого и среднего предпринимательства не исключена из единого реестра.
Законодатель определяет совокупность прав, предоставляемых малому и среднему бизнесу, как преимущественное право приобретения арендуемого имущества. Термин «преимущественное право покупки» применяется, когда владелец намерен продать имущество, но третье лицо, не участвовавшее в сделках по отчуждению, имеет право остановить продажу, купив имущество на тех же условиях, на которых владелец собирался продать его первоначальному покупателю.
Важно выделить два ключевых аспекта:
- Реализация преимущественного права выкупа происходит по идентичным условиям, которые первоначально предлагались владельцем имущества.
- Субъект, обладающий преимущественным правом, фактически блокирует сделку, тем самым противопоставляя себя другому потенциальному покупателю, также имеющему аналогичное право.
Управление государственной и муниципальной собственностью охватывает широкий спектр вопросов, касающихся формирования, защиты прав и использования имущества, принадлежащего государству и муниципалитетам. Задачи, стоящие перед Российской Федерацией, особенно в управленческой и экономической сферах, требуют существенного повышения эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, включая процессы ее приватизации.
В частности, государственная программа Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации № 327 от 15 апреля 2014 года, определяет следующие основные цели:
- Формирование благоприятных условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций, а также отчуждение федерального имущества, представляющего интерес для коммерческого использования.
- Оптимизация структуры федерального имущества за счет уменьшения доли государства в экономике и оптимизации сети федеральных организаций, функционирующих в конкурентных секторах.
- Повышение результативности продажи акций крупных компаний с государственным участием для привлечения инвестиций, развития фондового рынка и модернизации экономики.
Управление государственной и муниципальной собственностью, отражая публичный характер, неразрывно связано с формированием и осуществлением управляющих воздействий. Оно является не только важным экономическим фактором функционирования государственной и муниципальной власти, но и составляет основу для развития и процветания страны.