Младший школьный возраст (7–10 лет) представляет собой важный этап в развитии логического мышления, когда у ребенка формируются основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение. В этот период игровая деятельность продолжает оставаться значимой, хотя и уступает ведущую роль учебной деятельности. Современные исследования показывают, что правильно организованная игровая активность может стать мощным средством развития логического мышления [2].
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных методов развития когнитивных способностей детей в условиях современной системы образования, где традиционные подходы к обучению часто не учитывают возрастные особенности младших школьников.
Развитие логического мышления в младшем школьном возрасте у детей 7–10 лет проходит несколько этапов развития: переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению; формирование способности к анализу и синтезу информации; развитие операций сравнения и классификации; становление причинно-следственного мышления [1].
Согласно исследованиям, Ж. Пиаже, в этом возрасте дети переходят от дооперациональной стадии к стадии конкретных операций, что позволяет им мыслить более системно и логично [3].
Исследованием логического мышления занимались такие ученые, как Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев и др. [3].
Особенности игровой активности младших школьников имеют характерные черты игровой деятельности в младшем школьном возрасте: преобладание сюжетно-ролевых игр с правилами; появление дидактических и логических игр; Развитие игр с соревновательными элементами; увеличение доли словесных игр; формирование способности к длительной игровой концентрации [5].
Влияние игры на развитие логического мышления способствует развитию логического мышления через решение игровых задач и проблемных ситуаций; освоение правил и логических последовательностей; развитие стратегического планирования; формирование навыков анализа и синтеза игровых ситуаций; развитие пространственного и причинного мышления [4].
В исследовании приняли участие 50 учащихся 2-3 классов (25 мальчиков и 25 девочек) в возрасте 8-9 лет.
Для изучения связи логического мышления у детей младшего школьного возраста с игровой активностью использовались следующие методы:
- Тест «Логические закономерности» (адаптированная методика А. З. Зака).
- Наблюдение за игровой активностью детей.
- Экспертная оценка учителей.
- Анкетирование родителей.
Для изучения логического мышления был применен Тест «Логические закономерности» (адаптированная методика А. З. Зака). Результаты исследования представлены на рисунке.
Рис. Распределение логических операций младших школьников, %
Проанализировав данные, мы получили распределение логических операций младших школьников таким образом: 37% младших школьников чаще всего используют «синтез» в своих логических операциях, который проявляется в умении составлять целое из частей.
30% – используют «анализ», проявляющегося в разложении целого на части, выделение путём сравнения общего и частного, различение существенного и несущественного в предметах и явлениях.
Выполнение классификации, как логической операции, присвоено 23% детям младшего школьного возраста и 20% школьников имеют такую логическую операцию как «обобщение».
Диагностика игровой активности детей младшего школьного возраста изучалась с помощью метода наблюдение, в результате которой были выявлены четыре показателя «частота логических игр», «сложность игровых стратегий», «владение правилами», «решение игровых задач».
Для изучения статистически значимой связи между показателями был использован корреляционный анализ с применением критерия r Пирсона. Результаты представлены в таблице.
Таблица
Связь показателей логических операций с игровой активностью детей младшего школьного возраста
Показатель игровой активности | Логические операции | Коэффициент корреляции | Уровень значимости |
Частота логических игр | Анализ | 0.52 | p < 0.01 |
Сложность игровых стратегий | Синтез | 0.48 | p < 0.01 |
Владение правилами | Классификация | 0.43 | p < 0.05 |
Решение игровых задач | Обобщение | 0.57 | p < 0.01 |
Полученные данные подтверждают значимую связь между игровой активностью и развитием логического мышления у младших школьников. Наиболее выраженные корреляции наблюдаются между: «Решением игровых задач» и «Обобщением» (r=0.57), что свидетельствует о важности практического решения игровых проблем для развития способности к обобщению. Все исследованные аспекты игровой активности демонстрируют статистически значимую связь с различными операциями логического мышления.
Исследование подтвердило существование устойчивой взаимосвязи между уровнем игровой активности и развитием логического мышления у младших школьников. Полученные результаты свидетельствуют о том, что целенаправленное использование игровых методов может значительно повысить эффективность развития когнитивных способностей детей данного возраста.