Семья – первая ступень развития в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Внимание многих психологов самых разных направлений и типов школ давно привлекала особая значимость взаимоотношений детей и их родителей. Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики [2, с. 421-424].
В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Л. И. Божович, Л. С. Выготский, И. В. Дубровина, А. Н Леонтьев, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Г. Т. Хоментаускас, Д. Б. Эльконин и многие другие [1, с. 8-15].
Изучение взаимосвязи личностных особенностей младших школьников и характеристик стилей семейного воспитания представляет собой важную область исследований в психологии развития и педагогике. Понимание этих связей позволяет оптимизировать процессы социализации и адаптации детей, а также разрабатывать эффективные стратегии психолого-педагогической коррекции. Стиль семейного воспитания оказывает существенное влияние на личностное развитие младших школьников [3, с. 341-348].
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 36. В исследовании принимали участие 50 младших школьников, 25 девочек и 25 мальчиков в возрасте от 7 до 10 лет и их родители в количестве 50 человек.
Исследование стиля родительского воспитания проводилась с родителями по разработанному нами опросу. Результаты диагностики представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Выраженность стратегии семейного воспитания, ср. б. (Mmax=5)
У большинства исследуемых индифферетный тип семейного воспитания (Mx=4,5), который характеризуется недостаточным контролем и вовлеченностью со стороны родителей.
Авторитетный тип семейного воспитания (Mx=4,3) показывает нам, что родители устанавливают четкие правила и ожидают их выполнения со стороны детей.
У меньшего количества либеральный (Mx=3,5) и авторитарный тип семейного воспитания (Mx=2,5). Это связано с тем, что в семьях с одним родителем обычно уделяется больше внимания развитию индивидуальности и самостоятельности у детей, что характерно для либерального типа воспитания.
С помощью методики «Определение общей эмоциональной направленности личности», были определены типы эмоциональной направленности у детей младшего школьного возраста. Результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Средние значения типов эмоциональной направленности (по методике «Эмоциональная направленность» Б. И. Додонова)
Из данных, которые мы получили, следует, что дети проявляют высокий уровень пугнической эмоциональной направленности (Мх=48,7), что является тенденцией к испытанию страха, тревоги и беспокойства.
Романтическая (Мх=20,1) и праксическая (Мх=25,3) эмоциональная направленности. Романтическая направленность обычно связана с интересом к фантазиям, мечтаниям, идеализации отношений, а активизирующая направленность может проявляться в стремлении к действию, поиске новых впечатлений и ощущений.
Глорическая направленность (Мх=32,2) выражается в склонности к преувеличению значимости определенных событий, людей или идей в своей жизни.
Показатели направленности альтруизма (Мх=10,5) свидетельствует о стремлении детей помогать ближнему и вносить свой вклад в общее благо.
Эстетическая направленность также является выраженной среди исследуемых детей (Мх=9,5). Дети проявляют интерес и эмоциональное вовлечение в отношении искусства, красоты, музыки или других форм эстетической деятельности.
Для выявления направленности связи стиля семейного воспитания и личностных особенностей младших школьников была осуществлена статистическая обработка данных с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Таблица
Коэффициенты линейных корреляций связи стиля семейного воспитания и личностных особенностей младших школьников
Стили семейного воспитания | Личностные особенности младших школьников | Коэффициент корреляции Спирмена* |
Авторитарный | Заниженная самооценка | 0,512** |
Пугническая эмоциональная направленность | 0,501** | |
Эстетическая эмоциональная направленность | 0,429** | |
Авторитетный | Завышенная самооценка | 0,359** |
Пугническая эмоциональная направленность | 0,419** | |
| 0,304** | |
Либеральный | Адекватная самооценка | 0,384** |
Романтическая эмоциональная направленность | 0,400** | |
Глорическая эмоциональная направленность | 0,394** | |
Коммуникативная эмоциональная направленность | 0,414** | |
Индифферентный | Заниженная самооценка | 0,314** |
Пугническая эмоциональная направленность | 0,308** | |
Альтруистическая эмоциональная направленность | 0,443** |
Обнаруженная положительная корреляция между авторитарным стилем воспитания и заниженной самооценкой (ρ = 0,512, p < 0,01) говорит о том, что авторитарный стиль, характеризующийся высоким уровнем контроля и низким уровнем эмоциональной поддержки, авторитарный стиль демонстрирует взаимосвязь с пугнической эмоциональной направленностью (ρ = 0,501, p<0,01).
Авторитетный стиль ассоциируется с развитием у ребенка реалистичного восприятия себя и своих возможностей (ρ = 0,359, p < 0,01).
Положительная корреляции между либеральным стилем воспитания и адекватной самооценкой (ρ = 0,384, p < 0,01), а также различными формами эмоциональной направленности, такими как романтическая (ρ = 0,400, p < 0,01), глорическая (ρ = 0,394, p < 0,01) и коммуникативная (ρ = 0,414, p < 0,01).
Таким образом, при авторитарном стиле семейного воспитания у младших школьников формируется заниженная самооценка, агрессивность и депрессивное состояние; при авторитетном стиле семейного воспитания у младших школьников формируется завышенная самооценка; при либеральном стиле семейного воспитания у младших школьников формируется адекватная самооценка, высокий уровень принятия, реалистичное представление о себе и эмоциональный интеллект.